Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПрофессионально-ориентированный подход к обучению предполагает развитие у студентов профессионального мышления, формирование способности применять теоретические знания и практические умения, полученные при изучении дисциплин общеобразовательного цикла, в конкретных профессиональных ситуациях.
Основной целью профессионально-направленного раздела является формирование основ профессиональной направленности и потребности в практическом использовании английского языка в будущей профессиональной деятельности.
При обучении студентов системы СПО профессионально-ориентированному иностранному языку возникают трудности и противоречия:
- использование в образовательном процессе устаревших технологий и методов обучения;
- обучение иностранному языку в искусственной языковой среде;
- дефицит учебной литературы, отражающей специфику получаемой профессии или специальности;
- низкая мотивация студентов к освоению иностранного языка;
- восприятие английского языка как второстепенной дисциплины, не имеющей профессиональной значимости.
Отличительной особенностью профессионально-ориентированного обучения английскому языку является учет профессиональной специфики: терминологии, лексических и грамматических особенностей языка, формата учебных текстов.
Внедрение профессионально-ориентированной составляющей в процесс обучения позволяет преодолеть излишнюю его вербальность (это когда учебный материал не связывается с имеющимся опытом и пониманием жизни), глубже понять выбранную профессию, актуализировать мотивацию к изучению иностранного языка и пониманию его роли в дальнейшей профессиональной деятельности.
В связи с введением профессионально-направленного раздела в рабочую программу дисциплины «Иностранный язык» мною была проведена следующая работа:
- определение основных профессиональных тем с учетом межпредметных связей;
- отбор специализированных текстов с учетом профессиональных тем;
- составление профессионального словаря по предложенным темам;
- разработка заданий и вопросов к специализированным текстам;
- составление тестов и контрольных работ по профессиональным темам.
Профессионально-направленный раздел способствует увеличению словарного запаса студентов с учетом профессиональных тем. Обучающиеся осуществляют: чтение и перевод со словарем специализированных текстов профессиональной направленности, устное и письменное общение на английском языке на профессиональные темы.
Основные направления моей работы как преподавателя – преподавание английского языка в группах по профессиям «Мастер сельскохозяйственного производства», «Сварщик», «Повар, кондитер».
В соответствии с профессионально-направленным разделом были разработаны определенные темы.
Так для профессии «Мастер сельскохозяйственного производства»:
- Сельское хозяйство в России
- Устройство автомобиля
- Технический прогресс: перспективы и последствия
Для профессии «Повар, кондитер»:
- Сервировка стола
- Рестораны, кафе
- Виды меню
- Приготовление блюд
Для профессии «Сварщик»:
- Промышленные технологии
- Виды и свойства металлов
- Виды сварочных работ
- Правила безопасности во время сварочных работ
Профессиональная направленность в обучении английскому языку осуществляется в процессе речевой деятельности: чтения и устной речи. Важно, чтобы обучающиеся овладели профессиональной лексикой. Поэтому мной был проведен отбор лексического материала с учетом профессии.
В ходе изучения профессиональных тем студенты знакомятся с профессиональной лексикой по каждой теме, расширяя словарный запас на 200-300 лексических единиц к концу изучения раздела.
Знание специальной лексики необходимо для чтения специализированных текстов по профессии.
Основной из целей обучения английскому языку обучающихся СПО является умение самостоятельно читать литературу по профессии с целью извлечения информации. Процесс обучения профессиональному языку включает овладение спецификой чтения и перевода литературы профессиональной направленности, чтение специализированных текстов, обязательное выполнение упражнений, направленных на закрепление лексики, чтение с общим охватом содержания и с элементами анализа.
После чтения специализированных текстов студенты выполняют следующие задания:
- перевести предложения с английского на русский язык;
- найти эквиваленты слов в тексте;
- установить соответствие между русскими и английскими словосочетаниями;
- закончить предложения, выбрав соответствующий вариант;
- ответить на вопросы к тексту.
Предложенные задания направлены на формирование необходимых навыков работы со специализированными текстами по профессии и овладение основными видами чтения (просмотровым, поисковым, ознакомительным, изучающим), на активное усвоение лексического и грамматического минимума, на формирование базового словарного запаса по профессии, приобретение разговорных навыков, активизацию мыслительной деятельности студентов.
В целях успешного решения проблемы знания профессиональной лексики необходимо проводить отбор лексического материала с учетом специализации. Лексика по специализации должна быть усвоена как устно, так и письменно.
Например, для студентов профессии «Повар, кондитер» отбирать наиболее употребительную лексику можно по следующим направлениям:
- названия инструментов, которыми пользуются повара (ложка, нож, венчик, сковорода, кастрюля и т.д.);
- названия основного оборудования (плита, духовка, холодильник и т.д.);
- названия операций (разделывать, солить, нарезать, фаршировать, жарить и т.д.).
В действующих учебниках предусмотрены тексты профессионального характера, но их недостаточно для студентов. Из этого следует, что преподавателю необходимо еще самому подбирать такого рода тексты, связанные с будущей деятельностью студентов.
Конечно же, тексты профессиональной направленности следует подбирать с учетом доступности для студентов. Материал должен быть небольшим по объему, в него может быть включено небольшое количество новых лексических единиц. В дальнейшем тексты и диалоги усложняются с добавлением необходимой лексики, речевых оборотов и следует учитывать индивидуальные возможности студентов.
При этом реализуются принципы профессиональной направленности обучения и дифференцированного индивидуального подхода.
Интересной формой работы на занятиях со студентами является практикоориентированная творческая деятельность, которая при дальнейшей разработке ее элементов, превращается в самостоятельную педагогическую технологию – «Творческая мастерская» или же другими словами – в проектную деятельность. Сущность ее заключается в том, что общеобразовательная дисциплина рассматривается в тесной связи с профессией. Связующим звеном такого обучения является творческая деятельность студентов. В качестве примера приведу перечень тем индивидуальных учебных проектов, которые студенты нашего техникума защищали в прошлом учебном году, а другие планируют поработать над проектами в этом году.
- Создание сборника кулинарных блюд ЗОЖ
- Использование иноязычных терминов в практике повара/кондитера
- Создание англо-русского словаря сварочных терминов
- Создание англо-русского словаря кулинарных терминов для дальнейшего использования на учебном занятии по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов профессии «Повар, кондитер» и т.д.
Как правило, практикоориентированные творческие задания вызывают интерес у студентов, расширяют кругозор, закрепляют полученные знания в нестандартной и свободной форме, развивают творческие способности, формируют ответственность за порученную деятельность. Обучение через творчество в системе СПО является наиболее приемлемой и желаемой формой для студентов, получающих профессию.
Проводя работу по реализации принципа профессиональной направленности в процессе обучения студентов английскому языку можно сделать следующий вывод: студенты проявляют устойчивый интерес к профессиональным темам, используя знания из спец.дисциплин, что способствует формированию основ профессиональной направленности и потребности в практическом использовании английского языка в будущей профессиональной деятельности.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Реализация принципа профессиональной направленности при обучении студентов СПО английскому языку
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.