Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПлохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить
А. Дистерверг
В концепции модернизации российского образования одной из важных целей указана такая, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности [1].
Чтобы соответствовать новому вектору движения развития современного образования, приходится изменять средства обучения, включать в учебный процесс иные источники информации, помимо учителя и учебника, а также использовать новые технологии обучения наряду с привычными, «традиционными». Поэтому актуальность использования педагогических технологий неоспорима.
В отечественной педагогике понятие «технология» начали широко использовать с
80-х годов прошлого века: писали о педагогических технологиях, технологиях образования, технологиях обучения, технологиях воспитания. Само же слово «технология» происходит от греческих слов «техно» (искусство, мастерство) и «логос» (слово, наука).
Увеличение исследований в области педагогической технологии привело к тому, что в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения.
В. П. Беспалько определяет педагогическую технологию как комплекс средств и методов воссоздания, обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно осуществлять поставленные образовательные цели.
По мнению Н. Е. Щурковой, термин трактуется как научно-педагогическое обоснование особенностей педагогического влияния на ребёнка в ходе взаимодействия с ним, научно-педагогическое обоснование профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить воздействие на личность ребёнка.
Педагогической технологией называют комплекс необходимых профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического воздействия, ту сторону работы педагога, которая составляет ремесло педагогической профессии» [6].
По М. В. Кларину, педагогическая технология означает воспроизводимые приёмы, способы работы педагогов и относится к области обучения и воспитания» [4, с. 16].
Образовательной технологией В. В. Гузеев называет комплекс, состоящий из
1) некоторого представления планируемого результата обучения;
2) средств диагностики текущего состояния обучаемых;
3) набора моделей обучения;
4) критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
В. В. Гузеев следующим образом разводит понятия «образовательная технология», «методика» и «дидактика». Самым узким понятием является «образовательная технология», так как оно отвечает на вопрос «как учить?». Понятие «методика» более широкое, ибо методика (частная методика) дает ответы на вопросы «чему, зачем и как учить?» в рамках конкретной учебной дисциплины. Понятие «дидактика» ещё шире, так как дидактика разрабатывает общую теорию обучения, оперируя тем общим, что присуще частным методикам [2, с. 6].
Представленные выше трактовки дают возможность выделить, основные структурные составляющие педагогической технологии:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения:
- цели обучения (общие и конкретные);
- содержание учебного материала;
в) процессуальная часть — технологический процесс;
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности школьников;
- методы и формы работы учителя;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
Г. К. Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:
- научный: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, сущность и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
- процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
- процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, слаженное функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств».
Он же рассматривает употребление термина «педагогическая технология» в образовательной практике на трёх иерархически соподчинённых уровнях.
Различают ещё технологические микроструктуры: приёмы, звенья, элементы и др.
Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс)» [5, с. 15–16].
Также в любых педагогических технологиях можно выделить признаки:
Таким образом, педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер Технологии в образовании сегодня – это оптимальное, научно-обоснованное, эффективное управление учебным процессом, как образовательной средой, в которой раскрываются способности каждого ребенка [3]. Именно поэтому педагогические технологии рассматриваются как ключевое условие повышения качества образования и считаются залогом успешного обучения.
Список использованной литературы
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Понятие «педагогическая технология» в современной научной литературе
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.