Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Понятие «педагогическая технология» в современной научной литературе

11.01.2024 622 880
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель

Гагаринова Ксения Александровна
Гагаринова Ксения Александровна, студент

Вятский государственный университет

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить

А. Дистерверг

 

В концепции модернизации российского образования одной из важных целей указана такая, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности [1].

Чтобы соответствовать новому вектору движения развития современного образования, приходится изменять средства обучения, включать в учебный процесс иные источники информации, помимо учителя и учебника, а также использовать новые технологии обучения наряду с привычными, «традиционными». Поэтому актуальность использования педагогических технологий неоспорима.

В отечественной педагогике понятие «технология» начали широко использовать с
80-х годов прошлого века: писали о педагогических технологиях, технологиях образования, технологиях обучения, технологиях воспитания. Само же слово «технология» происходит от греческих слов «техно» (искусство, мастерство) и «логос» (слово, наука).

Увеличение исследований в области педагогической технологии привело к тому, что  в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения.

В. П. Беспалько определяет педагогическую технологию как комплекс средств и методов воссоздания, обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно осуществлять поставленные образовательные цели.

По мнению Н. Е. Щурковой, термин трактуется как научно-педагогическое обоснование особенностей педагогического влияния на ребёнка в ходе взаимодействия с ним, научно-педагогическое обоснование профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить воздействие на личность ребёнка.

Педагогической технологией называют комплекс необходимых профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического воздействия, ту сторону работы педагога, которая составляет ремесло педагогической профессии» [6].

 По М. В. Кларину, педагогическая технология означает воспроизводимые приёмы, способы работы педагогов и относится к области обучения и воспитания» [4, с. 16].

Образовательной технологией В. В. Гузеев называет комплекс, состоящий из

1) некоторого представления планируемого результата обучения;

2) средств диагностики текущего состояния обучаемых;

3) набора моделей обучения;

4) критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

В. В. Гузеев следующим образом разводит понятия «образовательная технология», «методика» и «дидактика». Самым узким понятием является «образовательная технология», так как оно отвечает на вопрос «как учить?». Понятие «методика» более широкое, ибо методика (частная методика) дает ответы на вопросы «чему, зачем и как учить?» в рамках конкретной учебной дисциплины. Понятие «дидактика» ещё шире, так как дидактика разрабатывает общую теорию обучения, оперируя тем общим, что присуще частным методикам [2, с. 6].

Представленные выше трактовки дают возможность выделить, основные структурные составляющие педагогической технологии:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

- цели обучения (общие и конкретные);

- содержание учебного материала;

в) процессуальная часть — технологический процесс;

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности школьников;

- методы и формы работы учителя;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения  материала;

- диагностика учебного процесса.

Г. К. Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:

- научный: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, сущность и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

- процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

- процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, слаженное функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств».

Он же рассматривает употребление термина «педагогическая технология» в образовательной практике на трёх иерархически соподчинённых уровнях.

  1. Общепедагогический уровень: общевоспитательная технология описывает единый образовательный процесс в конкретном регионе, учебном заведении, на определённой ступени обучения. Здесь термин уместно рассматривать как синоним педагогической системы: в неё входят цели, содержание, средства и методы обучения, алгоритмы деятельности субъектов и объектов образования
  2. Частнометодический уровень: это совокупность методов и средств для реализации утвержденного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя
  3. Локальный уровень: представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение конкретных обучающих и воспитательных задач

Различают ещё технологические микроструктуры: приёмы, звенья, элементы и др.

Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс)» [5, с. 15–16].

Также в любых педагогических технологиях можно выделить признаки:

  • содержательность –  наличие педагогической концепции, имеющей технологическую реализацию в виде педагогической модели, алгоритма, правила;
  • управляемость и эффективность – гарантированное достижение результата
  • экономичность – оптимизация труда учителя;
  • воспроизводимость – возможность воспроизведения в широких масштабах без потери результативности;
  • корректируемость – возможность использования в процессе преподавания обратной связи в виде контроля, рефлексии, ТСО.

Таким образом, педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер Технологии в образовании сегодня – это оптимальное, научно-обоснованное, эффективное управление учебным процессом, как образовательной средой, в которой раскрываются способности каждого ребенка [3]. Именно поэтому педагогические технологии рассматриваются как ключевое условие повышения качества образования и считаются залогом успешного обучения.

Список использованной литературы

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» – Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/607175842 (дата обращения – 12.12.2023). – Текст, электронный.
  2. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. – Москва: Знание, 1995. – 135 с.
  3. Катруша Т. А. Значимость инновационных педагогических технологий в современном образовательном процессе [Электронный ресурс] / Т. А. Катруша // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № 22. - С. 37-41. — URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=2428396 (дата обращения: 12.12.2023).
  4. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. – Москва: Наука, 1997. – 222 с.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Москва: Народное образование, 1998. – 256 с.
  6. Щуркова, Н. Е. Педагогические технологии : учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 232 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07402-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514333 (дата обращения: 12.12.2023).

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Понятие «педагогическая технология» в современной научной литературе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*