Технология «Дебаты» очень популярна в образовательном процессе. Данная технология вызывает у учеников интерес к изучению материала и самого предмета. Изначально, методика планировалась для изучения иностранных языков, но в процессе освоения данной технологии, она приобрела невероятную популярность и на других предметах. Когда в начале XXI века различные тестирования стали ограничивать возможность развития учеников, связанную с письменной и устной речью, технология «Дебаты» стала действительно необходима. Именно такой универсальный, личностно-ориентируемый, целостный, предполагающий самообразование и непосредственное самообучение подход, имеет огромную роль для развития ученика на уроках.
Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями. Автором данной технологии является Карл Поппер.
Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции, связанной с коммуникацией.
В учебном процессе дебаты выступают в следующих формах:
- как форма урока;
- как элемент урока: актуализация знаний, организация самостоятельной работы обучающихся, обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, обеспечение «обратной связи»;
- как форма аттестации и тестирования обучающихся.
Технология «Дебаты» имеет широкие возможности:
- Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют обучающимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.
- Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки.
- Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным проблемам.
- Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.
Итак, дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью, учителя, слушателей) в своей правоте и опыте риторики.
Участники дебатов:
- Команда – состоит из 3-4 человек, которых принято называть спикерами. Команда, защищающая тему, называется утверждающей, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей.
- Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его.
- Таймкипер – это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры.
- Тренеры (тьютеры) – в дебатах обычно учителя
То, что в дебатах выигрывает та или иная команда, не означает, что верна позиция, ею отстаиваемая. Ведь эта же команда, волею жребия, могла бы играть и на другой стороне. Победа всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры.
Основные элементы дебатов:
- Тема. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения. (Например, «Современному человеку нужно знать математику».)
- Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы. (Например: «Мы утверждаем, что математика нужна современному человеку. «Математика – гимнастика ума», – говорил великий полководец Александр Васильевич Суворов. На сегодняшний день существует множество сфер жизнедеятельности человека, где нужна математика. Для расчетов в магазине нужны базовые математические операции, для ремонта в квартире – базовые знания геометрии, логика вообще всегда нужна, пропорции используют при приготовлении еды. И это все – только в быту!»)
- Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки. (Например: «Мы опровергаем предложение, что математика нужна современному человеку. Человек может спокойно жить и работать без всякой математики. Послушайте, пожалуйста, отрывки из детских сочинений. Все это внушают детям, чтобы те учились).
- «Моя бабушка любит заниматься садоводством, и ей нужно знать, сколько семян посадить на квадратный метр, сколько удобрений внести, сколько раз в неделю поливать растения, чтобы получить хороший урожай». Не понятно, причем тут математика? В справочниках для садоводов все написано (что и как сажать). Или бабушка должна сначала повторить теорему Пифагора, а потом идти на огород?
- Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.
- Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию. (Например: «Наука только тогда достигает совершенства, когда она начинает пользоваться математикой», – утверждал всемирно известный политик и философ Карл Маркс.)
- Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.
Основные этапы проведения дебатов:
- Подготовительный (за неделю до проведения дебатов):
- формирование команд;
- бейджи для команд, фишки двух цветов для судей, песочные часы, гонг;
- формулировка задачи. Команды получают задание подготовить аргументы, доказательства, подобрать формулы, применение их для доказательства своей точки зрения;
- правила дебатов, кодекс чести дебатера, этикет проведения дебатов.
- Проведение дебатов
- жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды);
- строгое соблюдение регламента, правил работы в команде, в соответствии с которой следует не переходить на личности, обсуждать аргумент, а не позицию;
- критерии оценки.
- Заключительный
- вопросы для анализа дебатов;
- рефлексия (письменно).
Педагогическая технология «Дебаты» имеет ряд преимуществ:
- Дебаты требуют от участников критического мышления, анализа аргументов, доказательств и контраргументов, что способствует развитию интеллектуальных навыков.
- Участники дебатов должны четко и убедительно формулировать свои идеи, совершенствуя навыки устного общения и публичных выступлений.
- Подготовка к дебатам предполагает проведение исследований в поддержку своих аргументов, что помогает участникам развить исследовательские навыки и стать более информированными по различным темам.
- Дебаты перед аудиторией могут повысить уверенность в себе и снизить тревожность публичных выступлений.
- Дебаты учат участников эффективно использовать приемы убеждения и риторические приемы, чтобы убедить других в своей точке зрения.
- Дебаты представляют собой структурированный способ конструктивного рассмотрения и разрешения конфликтов и разногласий.
- Дебаты часто интегрируются в образовательную среду и могут способствовать повышению успеваемости за счет развития навыков критического анализа и исследовательской деятельности.
- Дебаты способствуют социальному взаимодействию и командной работе, поскольку участники часто работают совместно над подготовкой и представлением своих аргументов.
Но не смотря на весомые аргументы в пользу использования на уроках технологии «Дебаты», она имеет и ряд недостатков:
- В ходе конкурентных дебатов стремление к победе иногда затмевает стремление к более глубокому пониманию темы или вопроса.
- Дискуссия может стать эмоционально насыщенной, что приводит к жарким спорам, враждебности или личным нападкам.
- Участники могут отдавать предпочтение победе, а не точности, что приводит к манипулированию фактами и статистическими данными в поддержку своих аргументов.
- Иногда в дебаты не допускаются люди, которые не умеют выступать публично или испытывают трудности в общении.
- Подготовка и проведение дебатов может отнимать много времени.
- Необходимость хорошо выступить на дебатах может привести к беспокойству и стрессу участников.
Таким образом, человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм и образцов поведения, принятых в обществе, в котором живет и реализует их в деловом общении. И именно активное использование современной педагогической технологии «Дебаты» способствует формированию и развитию данных качеств.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности использования педагогической технологии «Дебаты»