Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инновационные программы ресурсосбережения на железных дорогах Российской Федерации

11.08.2014 2647 5347
Маслов Игорь Александрович
Маслов Игорь Александрович, студент

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения" (СПО)

Программа ресурсосбережения на железных дорогах Российской Федерации призвана обеспечить максимально эффективное использование топливно-энергетических и других ресурсов при обеспечении удовлетворительных  объемов перевозок, требуемых активно развивающейся экономикой страны и удовлетворением спроса населения в транспортных услугах. Современная техника, внедряемая в рамках Проекта, позволяет оптимизировать энергопотребление, повысить производительность труда, рационально использовать материальные ресурсы.

 

Внедрение ресурсосберегающей техники началось с 2002 года, когда было внедрено около 7000 единиц оборудования по 101 предприятию. В 2004 году количество внедренных единиц достигло 21000 по 116 предприятиям. В 2005 году было внедрено 14652 единицы оборудования по 108 предприятиям. В 2008 году было внедрено 17674 единицы оборудования по 112 предприятиям. В 2013 году было внедрено 15783 единицы по 98 предприятиям и затрачено порядка миллиарда рублей. В текущем 2014 году планируется поставить 405 единиц нового оборудования на сумму 59,67 млн рублей.

 

Управление программы ресурсосбережения и инновационных проектов отраслевого центра внедрения (ОЦВ) готово на взаимовыгодной основе: 

  • оказывать содействие по внедрению ресурсосберегающих технических средств  на железных дорогах; 
  • организовывать систему сервисного обслуживания наукоемкого оборудования на сети дорог; 
  • управлять сложными внедренческими проектами; 
  • осуществлять консалтинг в области управления проектами внедрения сложного наукоемкого оборудования на сети железных дорог; 
  • внедрять информационную систему документооборота инновационного проекта на платформе LotusNotes/Domino.

 

Инвестиционный проект ресурсосбережения осуществляется во взаимодействии с департаментами: инвестиционной деятельности, управления финансами, планирования и бюджетирования, бухгалтерского и налогового учета, «Казначейство» в рамках их обязанностей. Управляет проектом Департамент реализации научно-технических программ. Заказчиками выступают департаменты реализации научно-технических программ, локомотивного и вагонного хозяйств, пути и сооружений, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения, Управление пригородных пассажирских перевозок и другие.

 

В 2002-2004 гг. генеральный исполнитель Программы ресурсосбережения - Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий (ОЦВ), в текущем году ОЦВ и ВНИИЖТ. Подрядчики - научно-производственные организации, которые являются разработчиками и производителями отдельных ресурсосберегающих технических средств и технологий. Балансодержатели - железные дороги-филиалы ОАО «РЖД».

 

Определены основные функции генерального исполнителя по оперативному управлению Программой ресурсосбережения:

  • участие в разработке концепции Программы на предстоящий и долгосрочный периоды, формировании предложений по включению в проект новых разработок подрядчиков, оказании помощи дорогам в формировании предложений на поставку ресурсосберегающих технических средств (РТС);
  • рассмотрение в установленном порядке предложений с дорог по номенклатуре РТС и методам их внедрения, участие совместно с департаментами и управлениями ОАО «РЖД» в формировании перечня перспективных ресурсосберегающих проектов и организации работы по согласованию и выделению средств на их финансирование. Формирование проекта Программы и представление его Управляющему проектом для рассмотрения. Разработка экономически обоснованных предложений по тематике Программы на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды;
  • участие через своих представителей в работе научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых в ОАО «РЖД» для подготовки проекта и определения способов его реализации;
  • оптимизация процесса внедрения ресурсосберегающих технических средств и технологий на основе квалифицированного производственно-финансового менеджмента. Создание условий для приоритетного внедрения наукоемких систем сложной комплектации, требующих большой подготовительной работы;
  • обеспечение высокого уровня качества работ в технологической цепочке «разработка - производство - внедрение - эксплуатация». Требование от соисполнителей должного качества работ при выполнении проектов, применяя для этого методы материального воздействия. Осуществление контроля на всех этапах выполнения проекта;
  • совместно с департаментами и управлениями ОАО «РЖД» участие в согласовании на Ценовой комиссии цен на выполнение работ и продукцию, изготавливаемую для железных дорог согласно проекту. Подготовка проектов указаний по реализации Программы и контроль их исполнения. Оказание помощи дорогам, отделениям и предприятиям в разработке организационно-технических мероприятий, приказов, указаний и распоряжений, в подборе ответственных за внедрение ресурсосберегающих технических средств и технологий и их эффективную последующую эксплуатацию;
  • взаимодействие с железными дорогами - филиалами ОАО «РЖД» по вопросам учета и постановки на баланс внедренных ресурсосберегающих технических средств. Представление Управляющему проектом и в департаменты - заказчики отчетов по реализации Программы и расходованию выделенных средств.

 

Программа ресурсосбережения представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение нужных конечных результатов и каждое из них является самостоятельным проектом со своей системой реализации. Для достижения конечных целей генеральный исполнитель работает с исполнителями по каждому отдельному проекту, устанавливая между ними взаимосвязь и координируя реализацию каждого проекта в течение года.

 

В 2004 году была разработана и утверждена «Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года», определяющая цели, задачи и основные направления среднесрочной и долгосрочной энергетической политики отрасли с учетом влияния внутренних и внешних факторов, складывающихся на железнодорожном транспорте и в топливно-энергетическом комплексе страны, и их роли в развитии экономики государства.

 

Мероприятия, направленные на реализацию энергетической стратегии железнодорожного транспорта на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года, объединяются в несколько направлений:

  • мероприятия комплексного характера с мультипликативным эффектом. К таким мероприятиям, в частности, относятся такие разработки, как автомашинист электротяги, регистратор параметров движения и автоведения, сетевой модуль связи по радиоканалу для интеллектуальной системы автоматизированного вождения поездов повышенной массы и длины с распределенными по длине локомотивами, комплекс для обучения машинистов энергосберегающим и безопасным по продольной динамике методам управления поездом. Комплекс для расчета перед поездкой энергооптимального режима ведения поезда с учетом ограничений скорости для машиниста локомотива;
  • повышение конструкционных и эксплуатационных КПД локомотивов. Основными техническими решениями в данном направлении являются: регулирование скорости, регистратор параметров работы тепловозов;
  • оптимизация энергетических затрат в стационарной энергетике. В это направление вошли следующие работы: автоматизированная система комплексного учета энергоресурсов, газовые инфракрасные излучатели для отопления рабочих мест, узлы учёта расхода тепла  и воды, поставка и монтаж  модульных котельных.

 

В основу Программы ресуросбережения положено целенаправленное масштабное внедрение на сети железных дорог новых технологий с оптимальными показателями энергопотребления и материалоемкости, рационализации энерго- и топливопотребления, в том числе и на не тяговые нужды, что позволит получить высокий экономический эффект.

 

Так, Отраслевой центр внедрения взаимодействует с департаментами ОАО «РЖД», службами дорог и соисполнителями по следующим направлениям:

  • обеспечение качественного процесса внедрения на местах, сопровождение и мониторинг в процессе эксплуатации, в том числе:

- оказание помощи в подготовке линейных предприятий железных дорог к работам по внедрению ресурсосберегающих технических средств;

- диспетчеризация и контроль отгрузок;

- организация комплексных мероприятий по обучению и подготовке специалистов, эксплуатирующих и обслуживающих внедряемые ресурсосберегающие технические средства на базе дорог и в Демонстрационно-обучающем выставочном центре;

- создание на базе Дорожных центров внедрения системы гарантийного  обслуживания внедряемых наукоемких ресурсосберегающих технологий;

  • содействие в соблюдении требований стандартов системы качества в процессе внедрения поставляемой продукции на железнодорожном транспорте;
  • сбор и анализ информации от предприятий дорог и предоставление обобщающей информации в причастные департаменты ОАО «РЖД» по результатам эксплуатации ресурсосберегающих технических средств для подтверждения заявленного экономического эффекта, а также предложений по возможным доработкам и модернизации;
  • поиск новых технологий для внедрения на предприятиях железных дорог, направленных на максимальное снижение доли человеческого труда, механизацию процессов, уход от ручных технологий.

 

Таким образом, ресурсосберегающие программы. применяемые на железных дорогах Российской Федерации, снижают расход ресурсо-, энерго- и топливопотребления, что позволяет снизить экономические и материальные расходы. Однако большинство программ ресурсосбережения, применяемых на железных дорогах,  нуждается в доработке и требует особого внимания во время эксплуатации, так как необходимо сначала основательно выявить все их достоинства и недостатки.

 

Используемые интернет-ресурсы

1. Сайт ЗАО «Отраслевой центр внедрения», статья «Внедрение ресурсосберегающих технологий». http://www.ocv.ru/project/resurs/indexae45.html?SID=1

2. Сайт ОАО «РЖД». Пресс-релиз. http://press.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=656&layer_id=4069&id=68969

3. СЦБИСТ - железнодорожный форум > Журнал "Локомотив", статья «Ресурсосбережение в локомотивном хозяйстве». http://scbist.com/zhurnal-lokomotiv/9702-resursosberezhenie-v-lokomotivnom-hozyaistve.html

4. Сайт ЗАО «Отраслевой центр внедрения», статья «Ресурсосбережение - основа финансовой стабильности отрасли».http://www.zdt-magazine.ru/publik/spezproekt/2005/september-05-09/pankov.htm




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*