Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение личностно-ориентированной технологии на уроке математики в начальной школе

20.12.2023 226 291
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель

Викторова Кристина Вячеславовна
Викторова Кристина Вячеславовна, студент

Вятский государственный университет

На уровне начального общего образования изучение математики имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Большая роль отводится для формирования заинтересованности у обучающихся в предмете, которую нужно развивать с помощью применение различных технологий.

В последние годы личностно-ориентированная технология стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогов осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.

В данной работе под термином «личностно-ориентированная технология в обучении» предполагает взгляд на личность как на субъект процесса обучения и на интересы ее развития – личность является не средством, а целью педагогической деятельности. Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась: А.В. Петровским, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской и другими. Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированной технологии ключевым моментом является формирование личности обучающихся. Таким образом, применение данной технологии в образовании возможно при соблюдении следующих условий:

– обеспечивать развитие и саморазвитие личности как субъекта познавательной и предметной деятельности;

– создавать условия для реализации личности в различных видах деятельности в соответствии с ее ценностными ориентациями и субъективным опытом;

– обеспечивать духовное и интеллектуальное становление;

– формировать индивидуальное восприятие мира, предоставлять возможность творческого совершенствования;

– способствовать развитию индивидуальности, саморазвитию и самовыражению [4].

Развитие всех мыслительных процессов не будет достигнуто в полном объёме без  учителя. Поэтому одной из ведущих целей обучения в целом и отдельного урока считается когнитивное развитие личности обучающихся. Именно эта цель является одной из основных при применении личностно-ориентированной технологии.

Особое место занимает личностно-ориентированная технология для равномерного и качественного овладения начальными математическими знаниями, что объясняется спецификой предмета [3]. С одной стороны, у многих обучающихся возникают трудности при решении математических заданий. А с другой стороны, большое их число имеют явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия начальных математических знаний достаточно велик, ориентация на личность каждого обучающегося требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности, интересы и возможности всех младших школьников.

Под дифференциацией рассматриваются формы организации обучения, при которых учитываются типологические индивидуально-психологические особенности обучающихся, их взаимосвязь с учителем. Под типологическими индивидуально-психологическими особенностями понимаются такие качества у обучающихся, на основании которых можно создать дифференцированные группы в классе, то есть произвести процесс объединения по определенным признакам и способностям освоения материала [3].

Личностно - ориентированная  технология  должна  обеспечивать  анализ  и  оценку,  прежде  всего  процессуальной  стороны  работы  ученика  наряду  с  результатом.  Она  обусловлена целями: заинтересовать каждого обучающегося математикой и обеспечить его развитие  в  условиях  атмосферы  взаимопонимания  и сотрудничества;  заложить в ребёнка механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.

Урок – форма организации образовательного процесса, но в системе личностно- ориентированной технологии существенно  меняется его функция, форма организации. В этом случае  урок  подчиняется  не  сообщению  и  проверке  знаний  (хотя  и  такие  уроки  нужны),  а выявлению субъективного опыта по отношению к содержанию [2].

Предполагает максимальную  опору  на  субъектный  опыт  каждого  ученика,  его  анализ, сравнение,  выбор  оптимального  (с  позиции научного  знания)  содержания  этого  опыта;  перевод в систему понятий. Так,  при изучении геометрических фигур в сначала  выявляем понимание обучающихся, активизируя мыслительную деятельность, далее сравнивает ответы каждого обучающегося с последующим анализом, а затем путём наводящих вопросов, анализа ответа обучающихся подводим к точному определению понятия [1]. Работу  с  учетом  субъектного  опыта  необходимо  проводить  систематически,  целенаправленно.

Для более эффективного урока в системе личностно-ориентированной технологии необходимо использовать проблемные задания, применение заданий, которые позволяют ученику самому выбрать тип, вид и форму материала, также обязательно при актуализации знаний обращать внимание на субъективный опыт обучающихся. Для повышения заинтересованности обучающихся в математике нужно включать задания, которые будут направлены не только на получение математических знаний, но и на развитие творческого потенциала. На уроке необходимо создавать положительный эмоциональный настрой на предстоящую работу всех обучающихся, поддерживать данную атмосферу на протяжении всего урока. На этапе рефлексии должны обязательно быть 2 вопроса. Первый  будет направлен на выявление эмоционального - чувственного отношения (что ты чувствовал во время работы?), а второй на рациональное, то есть на осмысление свой познавательной, умственной деятельности. Важно создать такие условия, чтобы обучающиеся сравнивали себя не с другими, а себя сегодняшнего с собой вчерашним.

Таким образом, применение на уроках математики личностно-ориентированной технологии будет способствовать не только получению качественные математических знаний, но и развитие личности каждого ребёнка, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение личностно-ориентированной технологии на уроке математики в начальной школе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*