Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль мотивации к профессиональной деятельности при подготовке фармацевтических кадров в рамках профессионального стандарта «Фармацевт»

28.11.2023 239 320
Лиханская Ирина Анатольевна
Лиханская Ирина Анатольевна, преподаватель

Миасский медицинский колледж

Компетентный подход проявляется в обновлении содержания образования и рассматривается, как обобщенное условие способности будущего специалиста эффективно действовать за пределами учебных ситуаций, очередной шаг в процессе профессионального образования.

Профессиональные компетенции - это способности специалиста выполнять работу в соответствии с требованиями должности и формирующиеся при изучении следующих профессиональных направлений/ профессиональных модулей:

-изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных и ветеринарных организаций;

-оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и отпуск лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения;

Как показывает практика, основными причинами большинства конфликтных ситуаций в фармацевтической практике являются низкий уровень владения фармацевтическими работниками практическими умениями в области отпуска лекарственных средств и основами деонтологии общения с посетителями аптек.

В связи с этим, перед преподавателями фармацевтических модулей стоит задача:  внедрения и использования в образовательной деятельности современных педагогических технологий, методов и приемов обучения будущих специалистов в части формирования профессиональных компетенций и практического опыта.[1]

Ключевые слова: мотивация у обучающихся, формирование профессиональных компетенций будущих фармацевтов, профессиональные компетенции фармацевтических кадров.

Профессиональный стандарт «Фармацевт» был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 мая 2021 года № 349н. Он включает несколько разделов:

-описание трудовых функций;

-описание трудовых умений, навыков и знаний, которые необходимы для освоения профессиональной деятельности;[2]

Термин «мотивация» ввел философ Артур Шопенгауэр. В 1813 году в докторской диссертации он предположил, что любое суждение и действие, если оно не продиктовано законом природы или другим внешним фактором, производится волевым актом, у которого есть своей мотив (от лат. moveo — «двигать»). Так Шопенгауэр не только сформулировал мысль, что «мотивация — это причинная связь, которую можно увидеть изнутри», но и выделил внешний и внутренний мотивы, которые ученые потом назовут «приобретенными» и «естественными».

С подачи Шопенгауэра психологи и социологи занялись исследованием внешней мотивации, что возникает у человека в результате воспитания и обучения. Они начали искать главные мотивы, которые движут людьми: потребность в достижении успеха, в доверительных отношениях, в независимости. Наиболее полно их перечислил Абрахам Маслоу. В 1952 году он опубликовал «Теорию иерархии потребностей» (ее позже назовут пирамидой Маслоу), где описал человека как «постоянно желающее существо» и выделил пять уровней потребностей (ступеней):

-физиологические потребности;

-потребности в безопасности и защите;

-потребности в принадлежности социуму и в любви;

-потребности в уважении и самоуважении;

-потребности реализации потенциала — самореализации (самоактуализации).

В XXI веке у жителей мегаполисов в достаточной мере закрыто большинство базовых потребностей: мы живем в теплых домах, хорошо питаемся, перемещаемся по городу с комфортом, в экстренном случае можем быстро получить медицинскую помощь или вызвать полицейских. Мы встречаемся с друзьями, вступаем в любовные связи и благополучно создаем семьи, учимся и строим карьеру, но всё равно не испытываем счастья. Ведь самую высшую потребность — в личностном (или духовном) росте и реализации своего потенциала — удовлетворить очень сложно.

Самоактуализацию Маслоу называл желанием хорошо делать то, что тебе хочется делать: «один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать».[3]

Мотивация будущих специалистов такой древней и в настоящее время очень востребованной специальности как фармация, в настоящее время важна, как никогда.

Освоение обширных навыков и компетенций, умений и знаний, а также применение этих знаний на практике - вот залог качественной фармацевтической помощи.

В свете исполнения приказа Министерства Здравоохранения №647н от 30.08.2016 «О НАП», на фармацевтические кадры возлагается такая трудовая функция как фармацевтическое консультирование. Данная задача подразумевает обширные навыки и умения по ответственному самолечению, а также знания в области фармакологии и фармакогнозии.

Для освоения необходимых знаний в рамках образовательного процесса, важно заинтересовать обучающихся, мотивируя их интерес не только лекционным материалом, но и различной самостоятельной работой, такой как презентации, интерактивные плакаты, разработка различных наглядных пособий и многое другое.

Так как аптечный бизнес относится к одной из сфер сервиса, кроме крепких знаний, важно еще умение делать продажи, находить подход к покупателям, оставлять положительное впечатление о себе у покупателей. Для посетителей аптек важна не только сама покупка лекарственного препарата, но и весь процесс оказания услуги.

Правильно выстроенная мотивация при подготовке фармацевтических кадров, которая должна располагать обучающихся к освоению необходимых навыков, стимулировать тех, кто старается получить как можно больше и обширней информации от преподавателя, подготавливает будущих работников к труду, умению не только ставить цели, но и определять пути их решения и достижения.

Основным ресурсом профессионального саморазвития будущих фармацевтов выступает фармацевтическое образование. Его базовой целью является становление личности грамотной, компетентной, квалифицированной и ответственной, готовой к адаптации в условиях реальной трудовой деятельности.

Важно, чтобы обучающиеся сами понимали роль своего дальнейшего саморазвития на трудовом поприще. Для этого у них должен быть сформирован мотивационный навык постоянно чему-либо учиться, узнавать что-то новое, интересоваться своей профессией.

Кроме того, очень важны знания психологических аспектов совершения той или иной покупки, важны знания психотипов покупателей и методы общения с каждым из них.

Факторами, влияющими на мотивацию обучающихся можно назвать:

  1. Цели и ожидания.

Цели и ожидания  играют важную роль в их мотивации. Когда имеются четкие и реалистичные цели, чувствуется большая мотивацию для достижения этих целей. Ожидания обучающихся относительно своих возможностей и успеха также могут влиять на их мотивацию.

  1. Интерес и значимость.

Те обучающиеся, которые находят учебный материал интересным и значимым для своей жизни, обычно проявляют большую мотивацию для его изучения. Когда они  видят, как учебный материал связан с реальным миром и как он может быть полезен для них в будущем, они чувствуют большую мотивацию для его освоения.

  1. Успех и обратная связь.

Успех в учебной деятельности и положительная обратная связь могут сильно повлиять на мотивацию . Когда обучающиеся видят, что они успешно справляются с заданиями и получают положительную обратную связь от преподавателей и сверстников, они чувствуют большую мотивацию для дальнейшего обучения.

  1. Социальная поддержка.

Социальная поддержка со стороны преподавателей, родителей и сверстников может сильно влиять на мотивацию. Когда обучающиеся чувствуют, что их поддерживают и верят в их способности, они чувствуют большую мотивацию для достижения успеха.

5.Атмосфера в аудитории.

Атмосфера в аудитории и отношения между группой и преподавателями также могут влиять на мотивацию. Позитивная и поддерживающая атмосфера может стимулировать к активному участию в учебном процессе и повышению их мотивации.

Важно учитывать эти факторы при планировании и проведении учебных занятий, чтобы создать мотивационную среду, способствующую активному и успешному обучению.

Развитие и поддержка мотивации обучающихся  является важной задачей для преподавателей.[4]

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Роль мотивации к профессиональной деятельности при подготовке фармацевтических кадров в рамках профессионального стандарта «Фармацевт»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*