Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКомпетентный подход проявляется в обновлении содержания образования и рассматривается, как обобщенное условие способности будущего специалиста эффективно действовать за пределами учебных ситуаций, очередной шаг в процессе профессионального образования.
Профессиональные компетенции - это способности специалиста выполнять работу в соответствии с требованиями должности и формирующиеся при изучении следующих профессиональных направлений/ профессиональных модулей:
-изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных и ветеринарных организаций;
-оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и отпуск лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения;
Как показывает практика, основными причинами большинства конфликтных ситуаций в фармацевтической практике являются низкий уровень владения фармацевтическими работниками практическими умениями в области отпуска лекарственных средств и основами деонтологии общения с посетителями аптек.
В связи с этим, перед преподавателями фармацевтических модулей стоит задача: внедрения и использования в образовательной деятельности современных педагогических технологий, методов и приемов обучения будущих специалистов в части формирования профессиональных компетенций и практического опыта.[1]
Ключевые слова: мотивация у обучающихся, формирование профессиональных компетенций будущих фармацевтов, профессиональные компетенции фармацевтических кадров.
Профессиональный стандарт «Фармацевт» был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 мая 2021 года № 349н. Он включает несколько разделов:
-описание трудовых функций;
-описание трудовых умений, навыков и знаний, которые необходимы для освоения профессиональной деятельности;[2]
Термин «мотивация» ввел философ Артур Шопенгауэр. В 1813 году в докторской диссертации он предположил, что любое суждение и действие, если оно не продиктовано законом природы или другим внешним фактором, производится волевым актом, у которого есть своей мотив (от лат. moveo — «двигать»). Так Шопенгауэр не только сформулировал мысль, что «мотивация — это причинная связь, которую можно увидеть изнутри», но и выделил внешний и внутренний мотивы, которые ученые потом назовут «приобретенными» и «естественными».
С подачи Шопенгауэра психологи и социологи занялись исследованием внешней мотивации, что возникает у человека в результате воспитания и обучения. Они начали искать главные мотивы, которые движут людьми: потребность в достижении успеха, в доверительных отношениях, в независимости. Наиболее полно их перечислил Абрахам Маслоу. В 1952 году он опубликовал «Теорию иерархии потребностей» (ее позже назовут пирамидой Маслоу), где описал человека как «постоянно желающее существо» и выделил пять уровней потребностей (ступеней):
-физиологические потребности;
-потребности в безопасности и защите;
-потребности в принадлежности социуму и в любви;
-потребности в уважении и самоуважении;
-потребности реализации потенциала — самореализации (самоактуализации).
В XXI веке у жителей мегаполисов в достаточной мере закрыто большинство базовых потребностей: мы живем в теплых домах, хорошо питаемся, перемещаемся по городу с комфортом, в экстренном случае можем быстро получить медицинскую помощь или вызвать полицейских. Мы встречаемся с друзьями, вступаем в любовные связи и благополучно создаем семьи, учимся и строим карьеру, но всё равно не испытываем счастья. Ведь самую высшую потребность — в личностном (или духовном) росте и реализации своего потенциала — удовлетворить очень сложно.
Самоактуализацию Маслоу называл желанием хорошо делать то, что тебе хочется делать: «один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать».[3]
Мотивация будущих специалистов такой древней и в настоящее время очень востребованной специальности как фармация, в настоящее время важна, как никогда.
Освоение обширных навыков и компетенций, умений и знаний, а также применение этих знаний на практике - вот залог качественной фармацевтической помощи.
В свете исполнения приказа Министерства Здравоохранения №647н от 30.08.2016 «О НАП», на фармацевтические кадры возлагается такая трудовая функция как фармацевтическое консультирование. Данная задача подразумевает обширные навыки и умения по ответственному самолечению, а также знания в области фармакологии и фармакогнозии.
Для освоения необходимых знаний в рамках образовательного процесса, важно заинтересовать обучающихся, мотивируя их интерес не только лекционным материалом, но и различной самостоятельной работой, такой как презентации, интерактивные плакаты, разработка различных наглядных пособий и многое другое.
Так как аптечный бизнес относится к одной из сфер сервиса, кроме крепких знаний, важно еще умение делать продажи, находить подход к покупателям, оставлять положительное впечатление о себе у покупателей. Для посетителей аптек важна не только сама покупка лекарственного препарата, но и весь процесс оказания услуги.
Правильно выстроенная мотивация при подготовке фармацевтических кадров, которая должна располагать обучающихся к освоению необходимых навыков, стимулировать тех, кто старается получить как можно больше и обширней информации от преподавателя, подготавливает будущих работников к труду, умению не только ставить цели, но и определять пути их решения и достижения.
Основным ресурсом профессионального саморазвития будущих фармацевтов выступает фармацевтическое образование. Его базовой целью является становление личности грамотной, компетентной, квалифицированной и ответственной, готовой к адаптации в условиях реальной трудовой деятельности.
Важно, чтобы обучающиеся сами понимали роль своего дальнейшего саморазвития на трудовом поприще. Для этого у них должен быть сформирован мотивационный навык постоянно чему-либо учиться, узнавать что-то новое, интересоваться своей профессией.
Кроме того, очень важны знания психологических аспектов совершения той или иной покупки, важны знания психотипов покупателей и методы общения с каждым из них.
Факторами, влияющими на мотивацию обучающихся можно назвать:
Цели и ожидания играют важную роль в их мотивации. Когда имеются четкие и реалистичные цели, чувствуется большая мотивацию для достижения этих целей. Ожидания обучающихся относительно своих возможностей и успеха также могут влиять на их мотивацию.
Те обучающиеся, которые находят учебный материал интересным и значимым для своей жизни, обычно проявляют большую мотивацию для его изучения. Когда они видят, как учебный материал связан с реальным миром и как он может быть полезен для них в будущем, они чувствуют большую мотивацию для его освоения.
Успех в учебной деятельности и положительная обратная связь могут сильно повлиять на мотивацию . Когда обучающиеся видят, что они успешно справляются с заданиями и получают положительную обратную связь от преподавателей и сверстников, они чувствуют большую мотивацию для дальнейшего обучения.
Социальная поддержка со стороны преподавателей, родителей и сверстников может сильно влиять на мотивацию. Когда обучающиеся чувствуют, что их поддерживают и верят в их способности, они чувствуют большую мотивацию для достижения успеха.
5.Атмосфера в аудитории.
Атмосфера в аудитории и отношения между группой и преподавателями также могут влиять на мотивацию. Позитивная и поддерживающая атмосфера может стимулировать к активному участию в учебном процессе и повышению их мотивации.
Важно учитывать эти факторы при планировании и проведении учебных занятий, чтобы создать мотивационную среду, способствующую активному и успешному обучению.
Развитие и поддержка мотивации обучающихся является важной задачей для преподавателей.[4]
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Роль мотивации к профессиональной деятельности при подготовке фармацевтических кадров в рамках профессионального стандарта «Фармацевт»
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.