Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение активных форм обучения - необходимая реальность. Или как заинтересовать будущего фармацевта

29.09.2023 164 228
Лиханская Ирина Анатольевна
Лиханская Ирина Анатольевна, преподаватель

Миасский медицинский колледж

В предлагаемой обстоятельствами ситуации, обучающиеся могут и должны зарекомендовать себя перед потенциальными работодателями как специалисты не только освоившие специальные предметы и дисциплины, но еще  и как те, кто умеет:

- работать в команде и достигать поставленных результатов;

- быстро ориентироваться в изменяющихся условиях;

- хорошо усваивать новую информацию и применять ее на практике;

- интересоваться всем новым и вести за собой других;

Данные качества могут и должны обеспечивать конкурентноспособность будущих фармацевтов друг перед другом. Меняется реальность - изменяются и формы обучения, как того требует высокий запрос на грамотных и активных специалистов среднего звена.

Ключевые слова: активные формы обучения, пути повышения эффективности обучения, подготовка фармацевтов в учреждениях СПО.

Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности.[1]

Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

Следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например; разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение обучающимися тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Классификация методов активного обучения для ВУЗа предложенную Смолкиным А.М., которую можно интерпретировать и в СПО , различает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.[3]

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие[1]

В настоящее время в процессе обучения активно используют неимитационные методы, такие как лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность. Наиболее разработанной является такая форма обучения как лекция. В СПО часто используют лекции – дискуссии, лекции-беседы, лекции с разбором конкретных ситуаций, проблемная лекция, лекции - визуализации лекции вдвоем, лекции - пресс-конференция. Каждая из форм имеет свои положительные и отрицательные стороны. С помощью  лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

1.Усвоение студентами теоретических знаний;

2.Развитие теоретического мышления;

3.Формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Эффективность лекции в условия группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого студента вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления обучающихся. В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение.[2]

Например, при изучении темы «Процесс покупки. Открытые и закрытые вопросы. Активное слушанье, аргументация. Техника завершения покупки. Типы клиентов: мыслительный, чувствующий, решающий, воспринимающий», в рамках освоения МДК.01.02. Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента, обучающимся,  на практическом занятии, было предложено попробовать себя в роли и специалиста аптечного учреждения и в роли покупателя. Весело и шумно проходят сценки из жизни аптеки. Сразу, тут же, по ходу показа ситуации,  преподаватель комментирует, делая акцент на качествах фармацевта , таких как сострадание, участие, заинтересованность, терпение, выдержка и многих других. Обучающиеся эмоционально, со смехом, или наоборот агрессивно ведут себя как покупатели в аптеке. Многие из этих ситуаций были ими лично подсмотрены на производственной практике в реальных аптечных учреждениях.

В данном случае задача преподавателя – направить обучающихся на  овладение знаниями о типах клиентов в процессе активной познавательной деятельности.

В основе данного активного метода лежит диалог, как между преподавателем и обучающимися, так и между самими обучающимися. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь, прорабатываются разнообразные ситуации.

Кроме данного мероприятия, к активным формам обучения можно отнести и, например, деловую игру со сменой роди преподавателя. Данная игра подразумевает исполнение роли учителя, педагога, одним из обучающихся. В процессе данной формы обучения у « преподавателя», роль которого исполняет один из назначенных ранее обучающийся, формируется гиперответственность перед группой, перед преподавателем. Необходимость донести до одногруппников тему лекции просто, понятно, доходчиво, а самое главное грамотным языком - для этого нужно потрудиться. Такую активную форму обучения целесообразно проводить с разными обучающимися, для того, чтобы каждый мог почувствовать  свою значимость, проверить свои способности.

Кроме этого, можно  отнести к активной форме обучения и командную игру, когда в процессе занятия преподаватель делит всех обучающихся (группу) на несколько подгрупп, по 5-6 человек, предлагая им выступить в команде и подготовиться по перечисленным вопросам. По наблюдениям, такие выступления проходят очень активно и интересно. Как правило, в каждой команде присутствует лидер, который и задает тон всем остальным. Желание выделиться, высказаться, амбиции лидера, не отставать остальных - все это поощряется преподавателем.

Как правило, будущие фармацевты, уже в процессе обучения, стремятся на практику в аптеку. Поэтому важно, уже на лекционных и практических занятиях,  дать им возможность поучаствовать в каких либо манипуляциях с лекарственными препаратами, организовав «приемку товара» (приемочный контроль) с настоящими упаковками (муляжами) лекарственных препаратов и БАД. Конечно же, эти упаковки предварительно лишаются содержимого. Остается только пустая вторичная упаковка (коробочки, баночки и т д.) и инструкция по применению.

К активной форме обучения также можно отнести самостоятельную разработку и написание СОП по различным темам: санитарный режим в аптеке, приемка товара в аптеке, организация хранения термочувствительных лекарственных препаратов, работа с калием перманганатом, организация работы с измерительными приборами в аптеке (гигрометрами) и др. Во время данной самостоятельной работы будущим специалистам придется ближе ознакомиться с нормативной документацией, проштудировать лекционный материал, справочную литературу и интернет источники.

Обозначенные активные методы обучения способствуют решению психологических проблем в коллективе, высокому уровню мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности учащихся. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний с положительными эмоциями и находит эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Общение происходит на деловой основе. Развиваются творческие и коммуникативные способности

Модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности, а также поддержка обучающихся в их начинаниях - все это важно в условиях применения активных форм обучения.[4]

Выработка модели практического действия фармацевта в аптеке представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств будущих специалистов.. Ситуации, которые предлагаются преподавателем в процессе обучения (игры) как правило имеют потенциал к изменению, и эти изменения зависят от деятельности людей, участвующих в ситуации.

Остался позади век промышленности, век информации диктует свои правила. Впечатляет закон Мура, который гласит, что каждые 18 месяцев количество информации удваивается. [6] Это означает, что каждые 1,5 года необходимо учиться снова, а, следовательно, то обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Возникает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы обучающемуся в учреждении СПО самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.

Концепцией модернизации российского образования определила необходимость опережающего развития среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе развития экономики страны возрастает потребность в высококвалифицированных практико-ориентированных работниках, способных реализовывать широкий спектр производственных функций. [4]

Практика показала, что использование активных форм и методов обучения в учебном процессе вызывает интерес у обучающихся и  позволяет развивать у будущих фармацевтов  аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывать умения анализировать ситуацию,  планировать стратегию и принимать  управленческие решения. Методы  активного обучения формируют у будущих выпускников необходимые практические навыки анализа ситуации и интерактивного нахождения решений, активную познавательную позицию, способствуют профессиональному становлению обучающегося, являются важным шагом на пути овладения научной организации педагогического труда с целью достижения высокого качества обучения для успешной реализации ФГОС нового поколения. [5]  

Библиографический список

  1. Современные активные виды и методы обучения - Теория и методика преподавания психологических дисциплин в вузе (ozlib.com) https://ozlib.com/981472/psihologiya/sovremennye_aktivnye_vidy_metody_obucheniya?ysclid=ln1mesig4b80996222.
  2. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции (moluch.ru) https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1027/?ysclid=ln1mwbjc2b755053683.
  3. Смолкин А.М. Методы активного обучения Науч.-метод. пособие. — М.: Высшая школа, 1991. — 176 с.
  4. Педагогические методы и приемы повышения мотивации студентов к процессу обучения презентация (findslide.org) https://findslide.org/pedagogika/577264-pedagogicheskie-metody-i-priemy-povysheniya-motivatsii?ysclid=ln1p4zjjr5923523055
  5. Использование активных методов обучения при реализации ФГОС СПО нового поколения (multiurok.ru) https://multiurok.ru/blog/ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-pri-riealizatsii-fgos-spo-novogo-pokolieniia.html?ysclid=ln1p97mf8l599670117.
  6. Почему компьютеры становятся мощнее, или что такое Закон Мура | ichip.ru https://ichip.ru/tekhnologii/pochemu-kompyutery-stanovyatsya-moshhnee-ili-chto-takoe-zakon-mura-468202?ysclid=ln1pg36i5l930496422.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение активных форм обучения - необходимая реальность. Или как заинтересовать будущего фармацевта




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*