Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ предлагаемой обстоятельствами ситуации, обучающиеся могут и должны зарекомендовать себя перед потенциальными работодателями как специалисты не только освоившие специальные предметы и дисциплины, но еще и как те, кто умеет:
- работать в команде и достигать поставленных результатов;
- быстро ориентироваться в изменяющихся условиях;
- хорошо усваивать новую информацию и применять ее на практике;
- интересоваться всем новым и вести за собой других;
Данные качества могут и должны обеспечивать конкурентноспособность будущих фармацевтов друг перед другом. Меняется реальность - изменяются и формы обучения, как того требует высокий запрос на грамотных и активных специалистов среднего звена.
Ключевые слова: активные формы обучения, пути повышения эффективности обучения, подготовка фармацевтов в учреждениях СПО.
Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности.[1]
Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:
1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;
2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;
3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
Следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например; разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение обучающимися тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.
Классификация методов активного обучения для ВУЗа предложенную Смолкиным А.М., которую можно интерпретировать и в СПО , различает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.[3]
Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие[1]
В настоящее время в процессе обучения активно используют неимитационные методы, такие как лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность. Наиболее разработанной является такая форма обучения как лекция. В СПО часто используют лекции – дискуссии, лекции-беседы, лекции с разбором конкретных ситуаций, проблемная лекция, лекции - визуализации лекции вдвоем, лекции - пресс-конференция. Каждая из форм имеет свои положительные и отрицательные стороны. С помощью лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:
1.Усвоение студентами теоретических знаний;
2.Развитие теоретического мышления;
3.Формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.
Эффективность лекции в условия группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого студента вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления обучающихся. В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение.[2]
Например, при изучении темы «Процесс покупки. Открытые и закрытые вопросы. Активное слушанье, аргументация. Техника завершения покупки. Типы клиентов: мыслительный, чувствующий, решающий, воспринимающий», в рамках освоения МДК.01.02. Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента, обучающимся, на практическом занятии, было предложено попробовать себя в роли и специалиста аптечного учреждения и в роли покупателя. Весело и шумно проходят сценки из жизни аптеки. Сразу, тут же, по ходу показа ситуации, преподаватель комментирует, делая акцент на качествах фармацевта , таких как сострадание, участие, заинтересованность, терпение, выдержка и многих других. Обучающиеся эмоционально, со смехом, или наоборот агрессивно ведут себя как покупатели в аптеке. Многие из этих ситуаций были ими лично подсмотрены на производственной практике в реальных аптечных учреждениях.
В данном случае задача преподавателя – направить обучающихся на овладение знаниями о типах клиентов в процессе активной познавательной деятельности.
В основе данного активного метода лежит диалог, как между преподавателем и обучающимися, так и между самими обучающимися. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь, прорабатываются разнообразные ситуации.
Кроме данного мероприятия, к активным формам обучения можно отнести и, например, деловую игру со сменой роди преподавателя. Данная игра подразумевает исполнение роли учителя, педагога, одним из обучающихся. В процессе данной формы обучения у « преподавателя», роль которого исполняет один из назначенных ранее обучающийся, формируется гиперответственность перед группой, перед преподавателем. Необходимость донести до одногруппников тему лекции просто, понятно, доходчиво, а самое главное грамотным языком - для этого нужно потрудиться. Такую активную форму обучения целесообразно проводить с разными обучающимися, для того, чтобы каждый мог почувствовать свою значимость, проверить свои способности.
Кроме этого, можно отнести к активной форме обучения и командную игру, когда в процессе занятия преподаватель делит всех обучающихся (группу) на несколько подгрупп, по 5-6 человек, предлагая им выступить в команде и подготовиться по перечисленным вопросам. По наблюдениям, такие выступления проходят очень активно и интересно. Как правило, в каждой команде присутствует лидер, который и задает тон всем остальным. Желание выделиться, высказаться, амбиции лидера, не отставать остальных - все это поощряется преподавателем.
Как правило, будущие фармацевты, уже в процессе обучения, стремятся на практику в аптеку. Поэтому важно, уже на лекционных и практических занятиях, дать им возможность поучаствовать в каких либо манипуляциях с лекарственными препаратами, организовав «приемку товара» (приемочный контроль) с настоящими упаковками (муляжами) лекарственных препаратов и БАД. Конечно же, эти упаковки предварительно лишаются содержимого. Остается только пустая вторичная упаковка (коробочки, баночки и т д.) и инструкция по применению.
К активной форме обучения также можно отнести самостоятельную разработку и написание СОП по различным темам: санитарный режим в аптеке, приемка товара в аптеке, организация хранения термочувствительных лекарственных препаратов, работа с калием перманганатом, организация работы с измерительными приборами в аптеке (гигрометрами) и др. Во время данной самостоятельной работы будущим специалистам придется ближе ознакомиться с нормативной документацией, проштудировать лекционный материал, справочную литературу и интернет источники.
Обозначенные активные методы обучения способствуют решению психологических проблем в коллективе, высокому уровню мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности учащихся. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний с положительными эмоциями и находит эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Общение происходит на деловой основе. Развиваются творческие и коммуникативные способности
Модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности, а также поддержка обучающихся в их начинаниях - все это важно в условиях применения активных форм обучения.[4]
Выработка модели практического действия фармацевта в аптеке представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств будущих специалистов.. Ситуации, которые предлагаются преподавателем в процессе обучения (игры) как правило имеют потенциал к изменению, и эти изменения зависят от деятельности людей, участвующих в ситуации.
Остался позади век промышленности, век информации диктует свои правила. Впечатляет закон Мура, который гласит, что каждые 18 месяцев количество информации удваивается. [6] Это означает, что каждые 1,5 года необходимо учиться снова, а, следовательно, то обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Возникает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы обучающемуся в учреждении СПО самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.
Концепцией модернизации российского образования определила необходимость опережающего развития среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе развития экономики страны возрастает потребность в высококвалифицированных практико-ориентированных работниках, способных реализовывать широкий спектр производственных функций. [4]
Практика показала, что использование активных форм и методов обучения в учебном процессе вызывает интерес у обучающихся и позволяет развивать у будущих фармацевтов аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывать умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения. Методы активного обучения формируют у будущих выпускников необходимые практические навыки анализа ситуации и интерактивного нахождения решений, активную познавательную позицию, способствуют профессиональному становлению обучающегося, являются важным шагом на пути овладения научной организации педагогического труда с целью достижения высокого качества обучения для успешной реализации ФГОС нового поколения. [5]
Библиографический список
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение активных форм обучения - необходимая реальность. Или как заинтересовать будущего фармацевта
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.