Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Специфика развития воображения посредством психотехнических игр

11.08.2023 254 390
Кононова Лада Витальевна
Кононова Лада Витальевна, преподаватель

Пойлова Анастасия Сергеевна
Пойлова Анастасия Сергеевна, студент

Вятский колледж культуры

«Если мы хотим научить думать,

то прежде мы должны научить придумывать»

Дж. Родари

 

Воображение играет важную роль в интеллектуальном и творческом развитии личности младшего школьника. Оно дополняет восприятие объектами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, преобразует прошлое и настоящее через обобщение, связь с эмоциями и чувствами. Воображение обеспечивает прогнозирование, конструирование и создание образа будущего (положительных или отрицательных последствий определенных действий, хода взаимодействия, содержания ситуации) путем обобщения объектов прошлого опыта ребенка и установления причинно-следственных связей между его элементами [1].

В современной педагогике существует много способов развития воображения у детей младшего школьного возраста, основной формой психического воздействия на которых является игра.

Одним из таких видов игр являются психотехнические игры – процесс группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических процессов: внимания, памяти, воображения [2].

Проведение игр, в частности игр-драматизаций, способствует росту творческих способностей ребенка, а также накоплению определенных гибких навыков, позволяющих ребенку успешно адаптироваться к жизни.

Особенностью развития воображения младших школьников посредством психотехнических игр является то, что ребенок придумывает новые образы, а это в свою очередь способствует развитию образного мышления и фантазии.

Групповые упражнения включают в себя импровизацию конкретных жизненных ситуаций с последующим обсуждением их в группе, что приводит к эмоциональной вовлеченности детей.

Психотехническая игра как метод учебного занятия предполагают освоение определенного объема знаний и умений, позволяющих достигать определенных результатов в управлении психическими процессами. При таком подходе к занятиям необходимо по мере возможности начинать с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным, вносить максимальную ясность в технику исполнения каждого приема [3].

Если же психотехнические игры используются как форма отдыха (реабилитация), подход к ним должен быть совершенно другим. В этом случае на первый план выходят оригинальность получаемых на занятиях фактов. При реабилитационной ориентации нужно придавать упражнениям максимально непринужденный характер, сделать их интересными, забавными [4].

Психотехнические игры, наконец, могут быть использованы как соревнование (конкурс). Для этого их нужно переформулировать так, чтобы в каждом упражнении можно было выявить победителя или команду-победительницу. В некоторых упражнениях (например, «Бег ассоциаций») это не составляет труда (победитель оценивается по количеству правильно воспроизведенных слов). В других случаях (например, «Зазеркалье») это сделать намного труднее. Тогда оценивать предлагается исполнение упражнения группе экспертов, которые выносят свои суждения наподобие того, как это делается в фигурном катании на коньках. В любом случае необходимо добиться того, чтобы в каждом упражнении (игре) можно было выявить победителя.

Если психотехнические игры используются как соревнование, то роль педагога существенным образом меняется. Он не обязан преподавать и разъяснять приемы достижения высоких результатов в том или ином упражнении. Он дает возможность своему ученику страдать и искать самому.

Кроме того, участие в играх обогащает общую психологическую культуру членов группы, позволяет им развить нравственные качества для участников группы и способности. Не менее важно и то, что, внося в отношения к другим и к самому себе дух исследования, психотехнические игры стимулируют творческий поиск скрытых в человеке резервов и освоения новых способов «проживания» различных социальных ситуаций [4].

Психотехнические игры могут проводиться в форме регулярных занятий или эпизодических встреч. Эти формы отличаются, прежде всего, объемом и плотностью работы:

- Регулярные занятия позволяют систематически и последовательно обучать некоторым психотехническим навыкам. Регулярные занятия можно проводить ежедневно по 10-30 минут или 1-2 раза в неделю по 1-1,5 часа.

- Эпизодические встречи – наиболее необременительная из всех форм организации психотехнических занятий. Игры происходят 1-2 раза в месяц или реже, в зависимости от обстоятельств. Прежде всего, нужно стремиться к тому, чтобы каждая встреча была увлекательным событием, имеющим начало, развитие и конец.

Желательно, чтобы каждая игра повторялась на протяжении нескольких занятий. Мы считаем, что неоднократное повторение (при относительно редких занятиях) может дать хороший результат. Они принесут пользу как тем, кто ищет новые возможности, так и тем, кто уверен в своей совершенности и подходит к занятиям с мерками расчетливости. Эти занятия можно проводить в специальном кабинете. Эпизодические встречи – наиболее простая из всех форм организации психотехнических занятий. Игры происходят 1-2 раза в месяц или реже, в зависимости от обстоятельств.  Педагогу нужно стремиться к тому, чтобы каждая встреча была самостоятельным событием, имеющим начало, развитие и конец.

Иногда под психотехническими упражнениями подразумевают только такие, которые направлены на изменение психологического состояния группы или каждого участника в отдельности. Признавая полезность таких упражнений, многие ведущие групп обозначают понятием «психогимнастика» и те, которые направлены на получение   навыков, соответствующего содержательной цели тренинга. Например, когда участники группы устали и им нужна эмоциональная разрядка, можно сделать физическую зарядку (это один из вариантов работы), но можно поступить и так: предложить участникам группы встать, оставаясь на месте, и на счет «раз» сделать какое-либо движение. На каждый следующий счет выполняемое движение может меняться, и так до тех пор, пока все не станут делать одинаковые движения. В результате такого упражнения решается задача активизации группы, снижения усталости, повышения настроения [2].

При планировании и в процессе проведения психотехнических упражнений необходимо учитывать следующие моменты: правильный выбор упражнения, инструктирование группы перед его выполнением, остановка и обсуждение результатов. Раскроем более подробно каждый из этих вопросов.

Психотехнические упражнения, можно объединить в два подраздела:

- упражнения, которые воздействуют на состояние группы как целого и (или) на каждого ее участника в отдельности (назовем их упражнениями на создание работоспособности);

- упражнения, направленные на содержательную сторону работы (назовем их упражнениями содержательного плана);

- упражнения для получения личностной обратной связи [3].

В результате психотехнических упражнений улучшается психологический климат в группе, идет личностное развитие ее участников, а также может быть получен материал, осознание и обсуждение которого, позволят продвигаться вперед в содержательном плане.

Для развития воображения у детей младшего школьного возраста ученые-психологи предлагают использовать следующие упражнения:

- «Перевертыши» - ход игры: дети садятся по кругу. Педагог называет какой-нибудь предмет. Детям необходимо придумать способ использования этого предмета не по прямому значению. Играющие по очереди называют способы применения этого предмета. При этом нельзя повторять уже названный кем-то вариант. Выигрывает тот, кто последний назовет способ применения предмета.

- «Закончи фразу» - ход игры: педагог начинает фразу и предлагает детям ее закончить.

- «Круги на воде» - ход игры: педагог говорит детям о том, что когда бросишь камень в воду, то от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Также и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать самые разные сравнения, представления, образы. После этого детям предлагается какое-либо слово. Дети подбирают к нему другие слова, которые возникли у них после озвучивания этого слова.

- «Математическое рисование» - ход игры: нарисовать лицо человека с помощью различных геометрических фигур.

- «Волшебная сказка» - ход игры: ребенку необходимо придумать волшебную страну и рассказать о ней.

- «Силы природы» - ход игры: ребенку необходимо сочинить и рассказать историю «я – маленькое растение».

- «Дорисуй круги» - ход игры: детям необходимо дорисовать круги, превращая каждый круг в предмет или животное. Расчетное количество кругов 10-15.

- «Ловля бабочек» - ход игры: детям необходимо представить, что они поймали бабочку в ладоши, открывая их, им нужно рассказать, какую они видят бабочку перед собой.

- «Добрая сказка» - ход игры: детям необходимо нарисовать сказочных героев, у которых, по их мнению, доброе сердце.

- «Продолжи сказку» – ход игры: детям необходимо продолжить сказку, начатую ведущим.

Таким образом, психотехнические упражнения являются важной составляющей при развитии интеллекта и   воображения у младших школьников.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Специфика развития воображения посредством психотехнических игр




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*