Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Вятские народные игры как фольклорные события

23.06.2014 7075 13544
Ищенко Татьяна Александровна
Ищенко Татьяна Александровна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Народными называют игры фольклорного происхождения. Их никто не придумывал специально, не разрабатывал, не внедрял. Эти игры родились в глубинах народной жизни, выросли на почве городского и сельского быта, выкристаллизовывались из народного поэтического творчества [1]. Игра, игровая деятельность вообще присущи фольклору. Самые ранние формы художественного творчества в истории человечества – обрядовая поэзия и заговоры – основаны на игре. В силу того, что фольклор – это устное коллективное творчество, все его конкретные проявления выражаются в игровой форме. Известно, что народная песня не поется, а играется, сказка не говорится, а тоже играется.


К игровым формам фольклора относятся и хороводы, и народная драма, детские потешки, дразнилки, скороговорки, считалки, загадки. Принадлежа к фольклору, эти игры полностью вобрали в себя все перипетии исторической жизни народа. Они знакомят нас с бытом наших далеких и близких предков, воспроизводят картинки праздников и будней. В народных играх четко прослеживается деление мира на добро и зло. На этом противостоянии строится сюжетика игры, и конфликт всегда разрешается в пользу добра [3].


Социальная почва народной игры широка и многообразна. Ее творцами были мещане и рабочие, ремесленники и торговцы, солдаты и офицеры, студенты и гимназисты, шуты-скоморохи. Но подавляющее большинство игр родилось в крестьянской среде. Это объясняется не только тем, что крестьяне вплоть до 30-х годов 20 века составляли более 90% всего населения России, но и всем их образом жизни [4].


Крестьянский труд зависел от погодных условий. Олицетворяя, мифологизируя непонятные ему силы, управляющие природой, человек обращался к ним с мольбами о помощи, выражая свои просьбы в виде заклинаний, молитв, которые проводились в определенной последовательности, соответственно временам года. Так и закрепилось в традициях.


В нашем исследовании рассматриваются народные игры Вятской земли. Вятские народные игры можно рассматривать как особый вид деятельности по передаче и накоплению народное творчество [5]. А каждая игра может рассматриваться как фольклорное событие - момент реальности, в котором происходит личностно развивающая, целе- и ценностно ориентированная деятельность.


Вятская земля – часть Российского государства, и все «полезное от соседей вятчане охотно брали на заметку», как и соседи у них, а у соседей – другие соседи. Так и распространялись игры по земле. А уж разновидностей, особенностей игр существовало множество. В одну и ту же игру на вятке играли не так, как, скажем, на Двине. Или играли так же, но называли по-другому. Взять горелки. По всей Руси и дети, и взрослые, вплоть до царской фамилии, забавлялись этой игрой. Играли, конечно, и у нас, но называлась здесь эта игра – «Огарыши», или «Разбегиши». А, казалось бы, обычная лапта только в вятской губернии имела около десятка названий и несчетное количество вариантов.

Встречаются в источниках описание игр, отмеченных только у нас, но их вряд ли можно считать вятскими, скорей всего, в других местностях они почему-то не были зафиксированы или значились под другими названиями.


Вятские народные игры можно классифицировать следующим образом:

  1. Вятские подвижные игры
  2. Вятские забавы и ристания

Театр, как известно, начинается с вешалки, игра начинается с определения ведущего или разделения играющих на две равные партии. Для этого существует несколько традиционных способов. Самый распространенный - считалка. Считалки – не только детский жанр, они ведут начало от определенных видов деятельности взрослых. Возможно от древних ритуалов, гаданий. Не случайно в них есть что-то таинственное.

Например:

Шилды – бутылды

Начеки – чекалды

Шишел – вышел


Действительно напоминают заклинания колдуна.


Часто первые слова считалки вроде бы совершенно бессмысленны, на самом деле означают порядок счета. В южных уездах Вятской губернии была в ходу такая считалка:

Перя-меря

Шуда-луда

Пята-сота

Ива-дуб

Клен-кри


Пере – от чувашского пер – один, пята – пять. Многие вятские считалки начинались со слов первинчики – другинчики или созвучных им, они означают – первый, второй.

Например:

Первинчики – другинчики,

Летали голубинчики

На божьей росе,

На поповой полосе.

Тута в чашке орешки,

Медок и ледок,

Поди вон, королек.


Есть считалки, в которых ни одного слова не поддается объяснению. С детства запоминается такая считалка:

Экете, пекете, чукете, ме

Абль, фабль, домене

Экс, пекс, пуля пук-

Наур.


Многие считалки отличаются довольно сложным сюжетом, в них происходят различные события, причем люди, предметы почти всегда движутся, мчатся:

Ехала торба с высокого горба

Из-под горки катится голубое платьице

Шла малышка темным лесом

Аты-баты, шли солдаты


Иногда считальные слова первой строки повторяются на протяжении всего текста.

За свою долгую жизнь считалки изменялись, вместо непонятных слов, дети вставляли знакомые. Например, в заключительной части вместо обычного (поди вон, королек, звучит: прочь, прочь, ты - капитанская дочь).


Возникали и новые считалки. Кто их сочинял – неизвестно. В календаре школьника за 1966 год напечатан такой забавный стишок – считалка.

У гражданки Соколовой

Бегемот сидит в столовой,

Скатерть новую жует,

Чешет вилкою живот.

Он не может выйти в дверь

Ты не веришь – так проверь.


Считалка - не единственный способ определить в игре водящего. Малыши, собираясь играть в успрятушки, лепки соединяли концы большого и указательного пальцев, получалось кольцо. В это кольцо нужно было, не поднося его близко к губам, пустить слюну так, чтобы пальцы оставались сухими. У кого слюна попала на кольцо – тот и водит.


Иногда плевали на щепку и подбрасывали с вопросом: «Сухого или мокрого»? «Дождь или вёдро»? Если игрок выбрал «дождь» и щепка упала мокрым кверху, значит, ему повезло – водить будет другой.


У ребят постарше игры начинались по-другому. Когда водящего нужно было выбрать из 2-3 человек, по очереди брали рукой за палку, начиная с нижнего конца. Чья рука захватит верхний конец, на того и выпал жребий.


При игре с палками обычно с их же помощью и определяли водящего. На Вятке его называли водильщик, воженщик, вожа и даже баба.


Самым распространенным был следующий способ. Все становятся в одну линию, каждый ставит палку одним концом на носок правой ноги, поддерживая рукой другой конец. Затем метают с носка палки вперед, стараясь забросить как можно дальше. Чья палка легла ближе, тому и водить.


Распространен был в Вятке и такой способ жеребьевки, как вытаскивание соломинок или спичек.


В любой игре есть выигравшие и проигравшие. Призов победителям, разумеется, никто не учреждал, наградой было право наказывать неудачников.


Большинство наказаний, в сущности, весьма невинны, скорей забавны и шутливы, но порой проигравшие получали очень чувствительные дозы. В Вятском крае в ходу были следующие наказания.


Лупить. Наказываемый становился лицом к забору, и каждый из игроков по очереди кидал в него мячом условное количество раз.

Кормить овсом. Виновного ставили лицом к стене или забору, игроки по очереди подходили к нему, бросали мяч кверху, и пока он летел, колотили несчастного по спине – кормили овсом.

Гонять кобылой. Наказываемый должен бежать до определенного места и обратно, остальные игроки кидали в него мячом.

Возить на закорках. Удачливый игрок садился верхом на проигравшего и тот, принимая понукания и пришпоривания, вез счастливца до определенного места под смешки и шутки товарищей.

Ключить голову, ерошить волосы. Проигравшего усаживали в центр и ерошили волосы, сопровождая действо бессмысленным приговором: «Чаган, чаган по бокам, ехал бурка служакам, бурка били, колотили, сивки спрашивали чаган или юк?». Виноватый должен был отвечать. В некоторых местностях проигравшему не только ворошили волосы, но и посыпали голову песком.

Дергать за нос. Виновного брали за нос и спрашивали: «Дуб или вяз?». При ответе дуб говорили: «Тяни до губ» и тянули за нос книзу. А если скажет вяз, в ответ слышит: «Тяни до глаз» и тянули за нос кверху.


Подвижные беговые игры


К этой категории можно отнести самую распространенную игру лепки (ляпки, ляпы, квич ). Водящий старается поймать кого-либо из игроков или хотя бы дотронуться до него рукой. Если это удается, водящий говорит: «На тебе ляпку (лепок, ляп), отдай другому. Получивший ляпку становится водящим. Все увертываются от водящего и поддразнивают его: «Не дашь лепок, не вырастешь с вершок».


К данной группе вятских народных игр можно отнести следующие игры: «Стоячие столбики», «Смольники», «Огарыши», «Разбегиши», «Двенадцать палочек».

«Двенадцать палочек» - по сути, те же прятки. Разница в том, что перед началом игры кладут на какой-нибудь чурбан или камень доску таким образом, чтобы один конец ее лежал на земле. На этот конец аккуратной горкой складывают двенадцать палочек. Кто-либо из игроков сильным ударом ноги сверху вниз бьет по противоположному концу доски. Палочки взлетают высоко в воздух, играющие моментально разбегаются по укрытиям. Водящий должен быстро собрать и положить их таким же образом на край доски, после чего отправляется на розыск.


К данной группе игр можно отнести такие игры: «У медведя во бору», «Коршун», «В мертвеца», «Казаки-разбойники».


Подвижные игры с прыжками


«Козлиный прыжок», «Бараний прыжок» (варианты чехарды). А игру «Чехарда» на Вятке называли игрой в слоны.


Очень распространенная на Вятке была игра «Котлы» – вариант игры в классы.

Игра «Ужище» (прыжки через веревочку) считалась девичьей игрой и тоже всегда была очень популярной.


Игры с проявлением ловкости


Про юркого увертливого игрока говорят – он ловкий. Много игр и старых, и современных требуют именно этого качества – ловкости. Впрочем, ловкость нужна практически во всех подвижных играх, но в некоторых особенно.


Например, в «Жмурках». Эту всюду распространенную игру на Вятке называли «Жмачки». К этой категории игр можно отнести такие игры, как «Слепой козел», «Трубочки», «Растеряхи», «Редьки», «Репка», «Перелизы», «Отопка».


Подвижные игры с предметами


Чаще всего это были игры с мячом. На Руси мяч делали из овечьей шерсти. Менее удобным для игры, зато более простым в изготовлении, был тряпичный мяч. В нашей северной местности мячи иногда плели, как лапти, из лыка. Попадание таким остроугольным мячом было болезненным. Резиновые мячи были большой редкостью. Иногда шили и кожаные мячи.


В старину существовало огромное количество игр с мячом. К сожалению, сейчас большинство из них забыто. Простейшие из них: «Поднебески», «Землянки», «Бычки», «Зевака».


А эта интересная игра на Вятке имела много названий: жигало, потайной, на погорело и др. Чертили большой круг. Он назывался домом. Выбирались две матки, каждая из которых становилась во главе своей партии. Одна партия водила в кругу, другая с мячом уходила в поле. Причем, мяч незаметно прятался у кого-нибудь из игроков в кармане, за пазухой… Затем эта группа со словами: «Жигало, жигало» подходила к дому, каждый игрок делал вид, что мяч находится у него и он вот-вот сделает бросок в кого-либо из находящихся в кругу. Игроки противной партии бегали в доме, остерегаясь неожиданного броска. Наконец, улучив момент, игрок, державший мяч, бросал его в дом. Если попадал в кого-то, «осаленный» выходил из круга; если нет - бросавший заканчивал игру. Но в любом случае вся партия, находившаяся вне круга, после броска бежала в поле, а кто-нибудь из водящих подхватывал мяч и старался попасть в бегущих. В случае удачного броска «посаленный» исключался из игры, если был промах – уходил промахнувшийся. Игра продолжалась до тех пор, пока в партиях не оставалось только по одному игроку. Часто это бывали матки, иногда их вообще запрещалось салить. Тут между ними развертывался нешуточный поединок – каждый старался осалить противника. Последний точный бросок матки вызывал бурный восторг победившей партии.


В нагорской деревне Литвяна дети любили игру, которую называли «Гонять зайца». Чертили круг. Водящий – заяц – становился в центр, остальные игроки, расположившись вдоль линии круга, перебрасывали друг другу мяч, выбирая момент для броска. Заяц, конечно, бегал в кругу, увертываясь от бросков. Промахнувшийся менялся местами с зайцем.


Игры с мячом существовали с незапамятных времен. Сначала во всех играх мяч кидали или подбивали рукой. Но некий смышленый отрок приметил, что мяч, подбитый палкой, летит куда дальше. Однако обычной круглой палкой трудно попасть по маленькому мячу, а вот если досочкой… И появилась лапта – деревянная лопаточка, которой очень ловко можно послать мяч на десятки саженей. По этой лопаточке и сама игра стала называться лаптой. Названий, как и вариантов, у этой игры множество. Только на Вятке ее называли: лапта, локта, лохта, перекидыши, тяпа и т.д. Играли в лапту повсеместно. Она заражала, увлекала, выделяла сильных, заставляла подтягиваться слабых. Ловкость, быстрота, меткость, выносливость – качества, необходимые при этой игре. Иногда играли в лапту по упрощенным правилам, такие игры имели даже свое название. Например: «Попадалка», «Чикало-бегало», «Даровки, здоровки, верховки».


Игры с палками


Их существовало не так уж много, зато в них играли повсеместно, некоторые известны и по сей день. Больше всего повезло «Городкам». Эта единственная из старинных русских игр, которая, претерпев лишь незначительные изменения в правилах, достигла ранга спортивной игры.


По своей увлекательности не уступит городкам игра в «Чижа». Играть в нее можно даже малышам, в отличие от городков. В наших краях эта игра, кроме общепринятого, имела еще название «Жулик».


Существовали в нашем крае такие игры, как чижо-баба, боб, сыч. Суть которых также состояла в попадании битой в какой-нибудь деревянный предмет.

Если мы зададимся целью определить самую массовую народную игру наших предков, то не ошибемся, если назовем «Бабки». У нее существовало множество разновидностей, но в основе каждой был незамысловатый предмет – овечья косточка. Эти игры не требовали ни особой быстроты, ни силы. Для успеха был нужен глазомер и некоторая сноровка при броске. В бабки играли проворные и увальни, трехлетние дети и усатые парни.


Еще две игры с предметами были распространены на Вятке «Кубарь» и «Свайка».

Кубарь – это волчок. Его ставили на ровную поверхность, обматывали веревочкой и ловким движением закручивали. Потом шло состязание – кто, подхлестывая кубарь веточкой, загонит его дальше, перегонит через какое-либо препятствие или быстрей докатит до условного места. Кубарь делали всегда из дерева, а свайка - это специально выкованный металлический предмет, похожий на гвоздь. Суть игры заключалась в попадании свайкой в лежащее на земле кольцо. За каждое попадание игроку давалось определенное количество очков. Набравший наибольшее количество очков считался выигравшим. По окончании игры победитель сильно с размаху вгонял свайку в землю, предоставляя возможность проигравшему извлекать ее. Это называлось копанием моркови.


Забавы


Если игра, как правило, групповое действие, в ней ставится конкретная цель, есть победители и побежденные, то забава – это развлечение. Развлекающиеся обычно не ставят задачу выполнить что-то непременно лучше других. Люди просто получают удовольствие от упражнения. Поэтому скакание на доске, катание с гор, качели – относится к разряду забав.


В ряду многочисленных русских праздников особое место занимает масленица. Среди масленичных забав на Вятке любимой и массовой забавой было катание с гор. В наших краях на масленицу устраивали так называемые шесты. Это сооружение вроде современных деревянных гор, только вместо досок под уклон устанавливали тонкие обтесанные бревна – шесты. Их поливали водой. Катались парами, взявшись за руки. Наиболее красивой и впечатляющей масленичной забавой было катание на лошадях. Молодые парни катали девушек. Мужики постарше - детвору. Устраивали и состязания – гонки рысаков, скачки верховых всадников.


Веселой масленичной забавой была игра «Взятие снежного городка». Строили снежную крепость - городок на реке или поляне. Одна партия пыталась штурмом овладеть городом, защитники сталкивали штурмующих вниз.


Главной забавой в пасхальную неделю были качели. Эта забава - очень древняя, благополучно существующая и поныне. При множестве разновидностей можно выделить два главных типа качелей: обычные (размашистые) и круговые.

Самая распространенная пасхальная забава – катание яиц, но это скорей азартная, чем подвижная игра.


Скакание на доске. Этим древним занятием увлекались в основном девушки, и не только на пасху, а на протяжении всего лета, когда выдавалось свободное время. Это упражнение требует большой ловкости и внимания – надо с довольно большой высоты точно попадать на край доски, причем строго перпендикулярно, иначе доска может свернуться с чурбана.

Ходьба на ходулях. Забава очень старая, известная еще в Древней Греции.

Очень распространена была в старину забава – малечина-калечина. Суть ее в том – удержать палку, не сводя с нее глаз, да еще и сделать при этом множество различных движений.

Катание обруча. Тоже старинная забава, известная древним египтянам, грекам, римлянам. Подбивая палкой, нужно катить легкое металлическое колесо (обруч), выполняя им какие-нибудь фигуры: круги, восьмерки.


Ристания


Ристания - это состязания, соревнования, как индивидуальные, так и групповые.

Самыми распространенными на Вятке были:

Кулачные бои. Сведения о кулачных боях в наших краях связаны в первую очередь с вятской свистуньей, которая сперва являлась, видимо, ничем иным, как поминками по убитому в Вятке в 1418 году воеводе Анфалу Никитину. Кулачные бои проходили и в уездных городах, в частности в Елабуге.

Палочные бои. Имели подобие турниров и даже сопровождались убийством. Зато на них русские приучались к ударам и побоям, которые делали их неустрашимыми и храбрыми на войне.

Стрельба из лука и плавание. Лук был основным видом оружия у славян. Не обходились без него и вятчане. Не случайно на гербе Вятки с давних времен красовался натянутый лук. Для совершенствования в стрельбе повсеместно устраивались состязания. Воины пускали стрелы в специальные войлочные мишени или в свои же шапки, лучшие стрелки получали награды.

Плавание всегда и для всех народов являлось жизненно необходимым упражнением. Наши предки, живя на большой реке Вятке, будучи сильными и закаленными овладевали этим упражнением.


Самым веселым летним праздником в старину был день Иоанна Крестителя, в народе известный как праздник Ивана Купала. Парни и девушки устраивали разные игры, пели, плясали, играли в дудки, бегали взапуски. С языческих времен сохранился обычай прыгать через костер. Этнографы трактуют его как акт очищения души. Огонь старались развести побольше, прыжки приходилось делать высокие. Каждый стремился прыгнуть выше, устраивались состязания. Девушки не отставали от парней.


На Вятке существовала еще одна забава «Метание глиняных шариков», по-вятски – шарышей, которая устраивалась, как и кулачные бои, во время праздника «Свистопляска». Шарыши не просто кидали, а устраивали ими настоящий бой, как своеобразный обряд битвы, в которой погибали поминаемые воины. Позднее, когда «Свистопляска» превратилась из поминок просто в веселый праздник, шарышами стали бросаться только дети. И, конечно, они тоже не просто швыряли их в Раздерихинский овраг, возле которого проходил праздник, каждый старался заметнуть подальше товарища. Бросали и друг в друга, и в какую-нибудь цель, словом, это тоже состязание – в меткости, ловкости.


Мир игр настолько богат, что описать все вятские игры и забавы проблематично. Но в тоже время на приведенных примерах игр видно, что Вятские народные игры можно рассматривать как источник накопления и передачи особой формы народного творчества жителями Вятки.


Ссылки на источники:

1. Агамова Н.С., Сленцов И.С., Леброзов И.А. Народные игры для детей. М., 1995.

2. Аникин В. Детский фольклор. Л., 1983.

3. Былеева А.В. Русские народные игры. М., 1988.

4. Панфилов В.В. По старому русскому обычаю. Сборник обрядовых представлений и праздников. М., 1994.

5. Понаморев В.Ф. Народные игры, забавы, ристания на Вятке. Киров, 1991.

6. Ширяева Н.С. Вятские обрядовые комплексы. Киров, 2011.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*