Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.
Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Компетентностныйподход в образованииосновывается на следующих принципах:
Для реализации в учебном процессе этих компетенций преподавателю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы по сравнению с теми, какие были бы достаточны для преподавания учебных дисциплин. Однако самое главное, что для реализации компетентностного подхода преподавателю придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения со студентами.
Ключевые компетентности многофункциональны, надпредментны и многомерны, основываются на свойствах человека и проявляются в определённых способах поведения, которые опираются на его психологические качества, включают широкий практический контекст с высокой степенью универсальности. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни.
Внедрение новых образовательных технологий обусловлено переменами, происходящими в общественной, политической, экономической сферах жизни нашего общества. Изменившаяся ситуация в обществе формирует новый социальный заказ на выпускника техникума. Важным сегодня стал вопрос: какими качествами должен обладать выпускник образовательного учреждения, чтобы успешно самоутвердиться, реализовать свои силы и возможности стать подлинно счастливым человеком.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.
Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать указанные компетенции, - это технологии развития критического мышления. Она развивается в рамках проекта «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления».
«Развитие критического мышления через чтение и письмо» является одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании.
Технология развития критического мышления разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики, в настоящее время реализуется в 29 странах.
Что же такое критическое мышление?
Словосочетание "критическое мышление " в русском языке подразумевает некую сосредоточенность на недостатках.
В английском языке понятие "критическое мышление" означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Студенты задаются вопросами: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Подтверждаются ли эти знания другими фактами?", "Как я могу использовать эту информацию?". Этот осмысленный подход к обучению важен для жизни в современном мире.
Цель технологии – развитие мыслительных навыков студентов, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Актуальность
процессов чтения и письма для образовательной деятельности не вызывает
сомнений. Это те процессы, которые необходимы человеку в повседневной жизни. Мы
живем в информационно насыщенное время и должны уметь с этой информацией
работать. Однако практика показывает, что зачастую наиболее важные для работы с
информацией процессы - чтение и письмо, с которыми нам, преподавателям,
приходится работать на каждом уроке, - малоэффективны и не дают ожидаемого
результата. Поэтому для повышения информативной грамотности в учебной
деятельности необходимо менять подход к основным инструментам обучения - чтению и
письму, и развивать эти навыки целенаправленно и последовательно. Именно в этом
и поможет технология РКМЧП. Понятия «вдумчивое чтение» и «рефлексивное письмо»
являются в этой технологии базовыми.
Основными целями технологии РКМЧП являются:
Нашим студентам придется мыслить творчески и быть проницательными, чтобы сохранить в мире открытые и безопасные отношения. Для этого, им необходимо, обладать способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, самостоятельно заниматься своим обучением.
Таким образом, технология критического мышления нацелена на формирование компетенций необходимых каждому человеку во взрослой жизни.
Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. Образовательная технология развития критического мышления и предлагает ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных затруднений.
Данная технология находится на стадии внедрения в образовательный процесс в нашем учебном заведении, накопления методического материала, систематизации и требует глубокого осмысления. Однако и сейчас можно увидеть перспективность данной методики в плане развития учебных и надпредметных умений и компетенций студентов.
Технология позволяет добиться таких результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно и уверенно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Фаза вызова
Фаза реализации смысла
Фаза рефлексии
Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Студент ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?»
Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Студент получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством преподавателя и с помощью одногруппников ответит на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.
Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.
Базовая модель ("Вызов - Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения занятия, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов.
Следование структуре занятия, прохождение по трем стадиям мыслительной деятельности и преподавателем, и студентом кардинально влияет на склад ума обеих сторон.
Приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию
Приведу некоторые технологические приемы работы по РКМЧП
1. Учимся воспринимать информацию. Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приемов «Знаю - хочу узнать - узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг».Как правило, у студетов есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Приемы «Знаю - Хочу узнать - Узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг» помогают преодолеть эти трудности.
Прием «Знаю — хочу узнать - узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, студентам можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в группе студенты сами формулируют цели занятия: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале занятия, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Прием «Продвинутая лекция»- это активное слушание, партнерские отношения, развитие социальной компетенции. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции один студент ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии- идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем - в подгруппе. Использование этого приема позволяет превратить монотонный рассказ преподавателя в интереснейший диалог студента со студентом, студента с преподавателем и со всеми подгруппами.
Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей подгруппы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей подгруппы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей подгруппы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих подгрупп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих подгрупп внутренний слух поможет гармония поэзии.
Приемы написания стихотворений по алгоритму:синквейна, хокку, диаманты - развивают поэтические способности учеников.
Я считаю, что на сегодняшний день технология критического мышления является самой простой для реализации в тех условиях, в которых мы находимся.
В русле компетентностного подхода к обучению данная технология является не только актуальной, но и результативной.
Используемая литература:
Ресурсы Интернета
• Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
• Материалы уроков Фестиваля педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
• Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.