Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ статье рассматриваются методы активизации познавательной деятельности обучающихся, направленные на формирование компетенций при изучении общепрофессиональной дисциплины «Охрана труда» в среднем профессиональном учебном заведении.
Ключевые слова: урок, методы обучения, познавательная деятельность, профессиональные компетентности.
Одной из проблем в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация обучающихся.
Актуальность проблемы активизации учебно-познавательной деятельности через обучение обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных технологий обучения, которые бы позволили вывести обучающихся на уровень самообразования и саморазвития.
Повышение эффективности обучения прямо зависит от умелого подбора и использования разнообразных, наиболее адекватных тематике и ситуации методов и форм обучения, а также от активизации всего учебного процесса.
В результате освоения учебной дисциплины «Охрана труда» обучающийся должен не только знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии, но и уметь анализировать травмоопасные и вредные факторы в сфере профессиональной деятельности; проводить мероприятия по выполнению правил охраны труда, технике безопасности и производственной санитарии, контролировать их соблюдение.
В тоже время, для специалиста, работающего на железнодорожном транспорте, недостаточно наличия базовых знаний и умений в области технологических процессов. Необходима его готовность к быстрому обновлению знаний, обладание гибким и творческим мышлением. Эти качества определяют его профессиональную компетентность, востребованность и конкурентноспособность на рынке труда.
Необходимыми условиями достижения нового качества профессионального образования в данной области, наряду с другими, являются:
-активное использование современных педагогических технологий, в том числе технологии развивающего обучения;
-оптимизация методов обучения, направленных на формирование сознательного и ответственного отношения к требованиям безопасности труда.
При выборе методов обучения наиболее целесообразными, из многих применяемых, являются те из них, которые построены на принципах проблемности, мотивации активной учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Методы активизации обучения позволяют увязать теоретический материал с практической деятельностью, что особенно важно для выпускника среднего профессионального учебного заведения.
К ним относятся применение метода анализа конкретных ситуаций, деловые игры, дискуссии (конференции).
На мой взгляд, наиболее эффективным, наряду с другими применяемыми методами в преподавании общепрофессиональной дисциплины «Охраны труда», является метод решения конкретных ситуационных производственных задач.
На занятиях по охране труда наиболее целесообразно использовать данный метод обучения при проведении уроков-практикумов по темам «Производственный травматизм», «Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях», «Пожарная безопасность на объектах железнодорожного транспорта», «Требования безопасности в аварийных ситуациях».
Анализ проблемной ситуации и путей ее разрешения активизирует познавательную деятельность обучающего и носит, в данном случае, исследовательский характер.
Действенным методом в выработке вариантов решения такой задачи могут быть дискуссии, в том числе дискуссия-лекция с разбором конкретных ситуаций, дискуссия в виде конференций, семинаров. Преподавателю отводится роль организатора, координатора учебной деятельности обучающихся.
Технологии проведения конкретных ситуаций, также как и их подготовки не имеют строго регламентированных правил. Однако, анализируя работы разных авторов, проводящих занятия с использованием конкретных ситуаций и личный опыт можно выделить следующие подходы к решению данной проблемы.
Процедура проведения занятия включает пять этапов.
Первый этап (10-15минут): введение в изучаемую проблему.
Преподаватель раскрывает актуальность темы, указывает степень профессиональной значимости знаний и умений данного материала, область его применения.
Второй этап (3-5 минут): постановка задачи.
Обучающиеся делятся на несколько подгрупп по четыре человека. По составу микрогруппы могут быть двух видов: объединяющие обучающихся с примерно одинаковыми способностями и все группы будут иметь одинаковый состав.
Каждая малая группа получает описание ситуации. Преподаватель определяет круг задач для подгрупп (изучить ситуацию, сформулировать и обосновать свои ответы и решения, подготовиться к защите своей позиции); устанавливает время самостоятельной работы.
Третий этап (30-35минут): групповая работа над ситуацией.
Преподаватель наблюдает за работой подгрупп; отвечает на возникающие вопросы; рекомендует ознакомиться с заранее подобранными источниками информации.
Четвертый этап (20-25 минут): групповая дискуссия.
Представители подгрупп поочередно излагают выработанное мнение, отвечают на поставленные вопросы. После сообщений представителей подгрупп организуется общая дискуссия по выбору наилучшего решения для данной ситуации.
Пятый этап (15-20 минут): итоговая беседа. Преподаватель подводит итог занятия, отвечает на возникшие вопросы.
Следует отметить, что работа с малыми группами может использоваться в самых разных структурных формах обучения – на лекциях проблемного типа, семинарах, конференциях, практикумах, зачетах.
Обучающиеся готовятся к занятию по заранее предложенному плану, а при его проведении преподаватель ставит перед каждой малой группой отдельную проблему по изучаемой теме.
Таким образом, при методически грамотной организации работы с малыми группами реализуются принципы индивидуализации и диффференциализации обучения, направленные на формирование компетенций будущего специалиста железнодорожного транспорта.
В целом использование в преподавании дисциплины «Охрана труда» методов обучения, построенных на принципах проблемности, мотивации активной учебно-познавательной деятельности, к которым относятся игровое проектирование, решение конкретных ситуационных производственных задач, дискуссии(конференции) и другие, позволяет повысить эффективность и качество обучения, что несомненно предопределяет целесообразность их использования в учебном процессе как средства оптимизации формирования культуры безопасности труда.
В Приложении 1 представлены обстоятельства отдельных несчастных случаев по теме «Производственный травматизм». Для самостоятельной работы и подготовки к дискуссии обучающимся предлагается ответить на вопросы:
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках охраны труда
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.