Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках охраны труда

12.05.2023 247 326
Славнова Светлана Владимировна
Славнова Светлана Владимировна, преподаватель

Омский техникум железнодорожного транспорта

В статье рассматриваются методы активизации познавательной деятельности обучающихся, направленные на формирование компетенций при изучении общепрофессиональной дисциплины «Охрана труда» в среднем профессиональном учебном заведении.

Ключевые слова: урок, методы обучения, познавательная деятельность, профессиональные компетентности.

Одной из проблем в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация обучающихся.

Актуальность проблемы активизации учебно-познавательной деятельности через обучение обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных технологий обучения, которые бы позволили вывести обучающихся на уровень самообразования и саморазвития.

Повышение эффективности обучения прямо зависит от умелого подбора и использования разнообразных, наиболее адекватных тематике и ситуации методов и форм обучения, а также от активизации всего учебного процесса.

В результате освоения учебной дисциплины «Охрана труда» обучающийся должен не только знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии, но и уметь анализировать травмоопасные и вредные факторы в сфере профессиональной деятельности;  проводить мероприятия по выполнению правил охраны труда, технике безопасности и производственной санитарии, контролировать их соблюдение.

В тоже время, для специалиста, работающего на железнодорожном транспорте, недостаточно наличия базовых знаний и умений в области технологических процессов. Необходима его готовность к быстрому обновлению знаний, обладание гибким и творческим мышлением. Эти качества определяют его профессиональную компетентность, востребованность и конкурентноспособность  на рынке труда.

Необходимыми условиями достижения нового качества профессионального образования в данной области, наряду с другими, являются:

-активное использование современных педагогических технологий, в том числе технологии развивающего обучения;

-оптимизация методов обучения,  направленных на формирование сознательного и ответственного отношения к требованиям безопасности труда. 

При выборе методов обучения наиболее целесообразными, из многих применяемых, являются те из них, которые построены на принципах проблемности, мотивации активной учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Методы активизации обучения позволяют увязать теоретический материал с практической деятельностью, что особенно важно для выпускника среднего профессионального учебного заведения.

 К ним относятся применение метода анализа конкретных ситуаций, деловые игры, дискуссии (конференции).   

На мой взгляд, наиболее эффективным, наряду с другими применяемыми методами  в преподавании общепрофессиональной дисциплины «Охраны труда», является метод решения конкретных ситуационных производственных задач.

На занятиях по охране труда наиболее целесообразно использовать данный метод обучения при проведении уроков-практикумов по темам  «Производственный травматизм», «Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях», «Пожарная безопасность на объектах железнодорожного транспорта», «Требования безопасности в аварийных ситуациях».

 Анализ проблемной ситуации и путей ее разрешения активизирует познавательную деятельность обучающего и носит, в данном случае, исследовательский характер.

Действенным методом в выработке вариантов решения такой задачи могут быть дискуссии, в том числе дискуссия-лекция с разбором конкретных ситуаций, дискуссия в виде конференций, семинаров. Преподавателю отводится роль организатора, координатора учебной деятельности обучающихся.

Технологии проведения конкретных ситуаций, также как и их подготовки не имеют строго регламентированных правил. Однако, анализируя  работы разных авторов, проводящих занятия с использованием конкретных ситуаций и личный опыт можно выделить следующие подходы к решению данной проблемы. 

Процедура проведения занятия включает пять этапов.

Первый этап (10-15минут): введение в изучаемую проблему.

Преподаватель раскрывает актуальность темы, указывает степень профессиональной значимости знаний и умений данного материала, область его применения.

Второй этап (3-5 минут): постановка задачи.

Обучающиеся делятся на несколько подгрупп по четыре человека. По составу микрогруппы могут быть двух видов: объединяющие обучающихся с примерно одинаковыми способностями и все группы будут иметь одинаковый состав.

Каждая малая группа получает описание ситуации. Преподаватель определяет круг задач для подгрупп (изучить ситуацию, сформулировать и обосновать свои ответы и решения, подготовиться к защите своей позиции); устанавливает время самостоятельной работы.

Третий этап (30-35минут): групповая работа над ситуацией.

Преподаватель наблюдает за работой подгрупп; отвечает на возникающие вопросы; рекомендует ознакомиться с заранее подобранными источниками информации.

Четвертый этап (20-25 минут): групповая дискуссия.

 Представители подгрупп поочередно излагают выработанное мнение, отвечают на поставленные вопросы. После сообщений представителей подгрупп организуется общая дискуссия по выбору наилучшего решения для данной ситуации.

Пятый этап (15-20 минут): итоговая беседа. Преподаватель подводит итог занятия, отвечает на возникшие вопросы.

Следует отметить, что работа с малыми группами может использоваться в самых разных структурных формах обучения – на лекциях проблемного типа, семинарах, конференциях, практикумах, зачетах.

Обучающиеся готовятся к занятию по заранее предложенному плану, а при его проведении преподаватель ставит перед каждой малой группой отдельную проблему по изучаемой теме.

 Таким образом, при методически грамотной организации работы с малыми группами реализуются принципы индивидуализации и диффференциализации обучения, направленные на формирование компетенций будущего специалиста железнодорожного транспорта.

В целом использование в преподавании дисциплины  «Охрана труда» методов обучения, построенных на принципах проблемности, мотивации активной учебно-познавательной деятельности, к которым относятся игровое проектирование, решение  конкретных ситуационных производственных задач, дискуссии(конференции) и другие, позволяет повысить эффективность и качество обучения, что несомненно предопределяет целесообразность их использования в учебном процессе как средства оптимизации формирования культуры безопасности труда.

В Приложении 1 представлены обстоятельства отдельных несчастных случаев по теме «Производственный травматизм». Для самостоятельной работы и подготовки к дискуссии обучающимся предлагается ответить на вопросы:

  1. Укажите возможные причины несчастного случая.
  2. Охарактеризуйте состав комиссии по расследованию несчастного случая.
  3. Назовите вид происшествия и лиц, допустивших нарушения требований охраны труда.
  4. Приведите мероприятия по устранению причин несчастного случая.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках охраны труда




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*