Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение различных технологий при изучении дисциплины "Анатомия и физиология человека"

11.05.2023 243 311
Герценбергер Наталья Алексеевна
Герценбергер Наталья Алексеевна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Анатомия и физиология человека является базовой дисциплиной в системе медицинского образования, так как она является основополагающей при изучении любой из последующих медицинских дисциплин. Так же не является секретом, что анатомия и физиология человека является одновременно и самой сложной в ряду дисциплин, изучаемых студентами I курса.

Ведущей проблемой при организации образовательного процесса является отсутствие у большинства студентов мотивации изучения анатомии, целостного представления об организме человека, неумение применять уже имеющиеся знания нового учебного материала.

Для разрешения данной проблемы главными целями деятельности обучающих является формирование у студентов:

  • осознанного отношения к учёбе;
  • интереса к изучению анатомии и физиологии человека и других дисциплин;
  • всесторонней, комплексной, логической системы научных знаний о свойствах и явлениях окружающего мира.

       К методическим приёмам, способствующим обобщению и систематизации знаний студентов из разных предметов можно отнести:

  • включение учебного материала другой дисциплины;
  • работа с наглядными пособиями;
  • демонстрация кино- и видеофрагментов по анатомии и смежным дисциплинам;
  • подготовка студентами сообщений (с презентациями) по анатомии с использованием материалов медицинской направленности.

Главная цель интеграции в обучении – это реализация междисциплинарных связей, активизация мотивационных компонентов учебной деятельности и выработка умения работать самостоятельно.

Структурными единицами образовательного процесса являются:

  • теоретические занятия
  • практические занятия
  • дополнительные консультативные занятия
  • самостоятельная внеаудиторная работа.

На теоретических занятиях у студентов формируется познавательный интерес, научное мировоззрение, умение организации интеллектуального труда. На практических занятиях формируется понимание места анатомии и физиологии среди других учебных дисциплин, воспитание качеств, необходимых медицинскому работнику в соответствии с моделью специалиста, обучение методике самостоятельного умственного труда, приёмам поиска необходимой информации, умению работать в команде, обучение студентов основным методам оценки функциональной активности органов и систем.

Самостоятельное изучение материала способствует личностному росту обучаемых, раскрытию их творческих способностей. Однако, если у студента отсутствует желание учиться, то никакие обучающие материалы, алгоритмы, методические указания не помогут, так как обучаемый не будет ими пользоваться. Для формирования мотивации необходимо проинформировать студентов о преимуществах самостоятельной работы с использованием информационного, методического и дидактического материала. В основу образовательного процесса положена Модель специалиста, поэтому каждое теоретическое занятие преследует цель, кроме усвоения обучающимися дисциплины,  формирование целостного представления о профессии и роли анатомии в этой связи.

Единство требований, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом (внутридисциплинарных и междисциплинарных), чёткое информирование о критериях оценки по дисциплине в целом и на каждом занятии, с порядком действий студентов на занятиях, способствует их позитивной мотивации к обучению.

В ходе теоретических занятий применяются элементы беседы, приводятся интересные исторические факты, используются межпредметные связи, проблемные вопросы, наглядность (презентации, видеоролики и т.д.).

Целью преподавания анатомии и физиологии является формирование у студентов – медицинских сестёр, медицинских технологов, фельдшеров, акушерок, зубных техников – научных представлений о целостности строения организма, о необходимости этих знаний при изучении клинических дисциплин.

Теоретические занятия отражают межпредметные связи с различными дисциплинами естественного цикла (математика, химия, физика, геометрия, биология и др.), общепрофессионального (основы патологии, генетика человека с основами медицинской генетики, латинский язык, фармакология психология и др.), со всеми клиническими дисциплинами. Данный подход к теоретическому материалу повышает мотивацию и вызывает интерес к углубленному изучению анатомии и физиологии человека.

На практических занятиях студенты получают задания, связанные с изучаемым материалом и профессиональной деятельностью. Например, измерение артериального давления, подсчёт пульса, числа дыхательных движений, пальпация верхушечного толчка, костных выступов, мест прижатия артерий для временной остановки кровотечения, антропометрия и т.д. Широко использую решение ситуационных задач по анатомии и физиологии.

Самостоятельная работа по дисциплине «Анатомия и физиология человека» ставит своими целями обучение, воспитание, развитие мышления, умение рассуждать, выделять главное и второстепенное, квалифицировать и планировать свою деятельность. С целью овладения знаниями, систематизации и закрепления их, использую следующие виды заданий: написание конспектов по заданным вопросам, составление таблиц, кроссвордов, ребусов, схем, тестов, задач, эссе, презентаций и т.д.; моделирование органов из пластилина, теста, гипса и т.д.; вышивки, аппликации, вязанье анатомической тематики.  Лучшие творческие работы студентов отбираются для оформления кабинета, участвуют в выставках и конкурсах колледжного, городского, областного и регионального уровней.

Одним из определяющих этапов образовательного процесса, позволяющих оценить деятельность студента и педагога, является контроль знаний. В структуре контроля знаний выделяют несколько этапов – самоконтроль (он дисциплинирует и позволяет студенту самому оценить уровень знаний и выявить пробелы в знаниях); промежуточный контроль; итоговый контроль.

Формы самоконтроля самого разнообразного направления – это задания в тестовой форме, составление развёрнутого конспекта по теме занятия, или, наоборот, тезисов; составление плана ответа, кроссвордов, тестовых заданий, зарисовки схем, анатомических картинок, терминологические задания. Промежуточный контроль осуществляется на каждом занятии – на теоретических занятиях это фронтальный опрос, работа с карточками, кроссворды, тестовые задания (10 – 15 минут); на практических занятиях это индивидуальное собеседование с использованием таблиц, планшетов, муляжей и других наглядных пособий, работа с карточками, выполнение тестовых заданий, терминологических диктантов, решение ситуационных задач. Итоговый контроль проводится в форме устного экзамена по дисциплине «Анатомия и физиология человека». Студенты проходят устное собеседование по теоретическим вопросам, решают ситуационные задачи, отвечают на задания практической части. В помощь студентам для подготовки к экзамену разработан комплект материалов промежуточной аттестации, включающий весь спектр заданий итогового контроля.

Я считаю, что широкое использование междисциплинарных связей в курсе обучения анатомии и физиологии человека повышает познавательный интерес студентов, формирует целостное представление картины мира, позволяет систематизировать знания, способствует развитию устной и письменной речи, формирует творческое, логическое и клиническое мышление. В итоге позволяет подготовить компетентных, квалифицированных, конкурентоспособных, так необходимых нашему здравоохранению медицинских работников.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Применение различных технологий при изучении дисциплины "Анатомия и физиология человека"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*