Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала«Ц. Кюи по существу своей художественной
натуры - лирик, лирик божьею милостью,
тонкий и глубокий, композитор
совершенно субъективного склада,
захватывающий не титаническою силою
темперамента и мысли,
а нервною проникновенностью и
поэтичностью настроений».
В. В. Стасов
«Балакиревским кружком», «Русской пятеркой» или «Могучей кучкой» назывался творческий союз русских композиторов во главе с Милием Алексеевичем Балакиревым. Он сформировался в Санкт-Петербурге в конце 1850-x — начале 1860-x годов. Название «Могучая кучка» дал художественный критик и литератор Владимир Васильевич Стасов. В мае 1867 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» он написал рецензию, посвященную концерту на Всероссийской этнографической выставке и там была фраза: «...сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов», и в итоге она стала крылатой.
Кучкисты называли себя наследниками Михаила Ивановича Глинки: они считали, что основным направлением в развитии музыки является идея народности, к которой искали новый подход и стремились создавать музыку более близкой и понятной широкой аудитории. Чтобы это реализовать изучали фольклор, вдохновлялись эпосом, сказками, национальными историями и использовали народные песни в своих произведениях. Так появились оперы «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского. Для подчёркивания этой преемственности композиторы именовали свое содружество «Новой русской музыкальной школой». В «Могучую кучку» входили Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Цезарь Антонович Кюи.
Цезарь Кюи, русский композитор, музыкальный критик, активный агитатор идей и творчества «Могучей кучки» родился в Вильно в 1835 году. В 6 лет начал на слух подбирать мелодии военных маршей, которые слышал на улице. Позже Цезарь Кюи учился у частных педагогов и вскоре стал сам писать мелодии. Первое произведение — мазурку в соль миноре — он написал в 14 лет. Юный композитор увлекся музыкой Фредерика Шопена и, вдохновленный его творчеством, сочинял ноктюрны и романсы. С одаренным мальчиком бесплатно занимался композитор Станислав Монюшко. Он преподавал Цезарю Кюи теорию музыки и композицию.
С конца 50-х годов началось формирование «Балакиревского кружка». В 1856 году Цезарь Кюи познакомился с Милием Балакиревым. «Случай меня с ним свел, на одном из квартетных вечеров у тогдашнего инспектора университета Фицтума фон Экстедт, страстного любителя камерной музыки и недурного альтиста. Мы с ним разговорились, он мне рассказывал про Глинку, которого я совсем не знал, я про Монюшко, которого он не знал; мы скоро дружески сошлись и в течение двух-трех лет виделись ежедневно». Так началось создание могучей кучки.
Цезарь Кюи вспоминал: «Так как негде тогда было учиться (консерватории не существовало), то началось наше самообразование. Оно заключалось в том, что мы переиграли все, написанное самыми крупными композиторами, и всякое произведение подвергали всесторонней критике и разбору его технической и творческой стороны. Мы были юны, а наши суждения резки. Весьма непочтительно мы относились к Моцарту и Мендельсону, противопоставляя последнему Шумана, всеми тогда игнорируемого. Сильно увлекались Листом и Берлиозом. Боготворили Шопена и Глинку». В это время, одним из активных участников Балакиревского кружка, последователем авангардного новаторского течения в русской музыке становится Цезарь Кюи.
По словам Римского-Корсакова Кюи был – «большой мастер по части вокальной и оперной» музыки. В 1858 г. увидели свет 3 романса Кюи. Тогда же он завершил работу над первой редакцией оперы «Кавказский пленник». В 1859 г. Кюи написал комическую оперу «Сын мандарина», предназначенную для домашнего спектакля. На премьере 22 февраля 1859 года, на домашнем спектакле в доме супругов Керзиных, в роли Мандарина выступил М. Мусоргский, аккомпанировал на фортепиано автор, а увертюра была исполнена Кюи и Балакиревым в 4 руки. Пройдет много лет, и эти произведения станут наиболее репертуарными операми Кюи.
В 60-е годы Цезарь Кюи писал оперу «Вильям Ратклиф» по произведению Генриха Гейне. Он отправил Ференцу Листу клавир «Вильяма Ратклифа» который, буквально через месяц, в мае 1873 года, написал письмо Цезарю Антоновичу, в котором дал высокую оценку опере: «Это произведение мастера, которое заслуживает внимания, славы и успеха как со стороны богатства и оригинальности мыслей, так и по мастерству формы». Композитор вспоминал, что трагедия в поэтическом переводе Алексея Плещеева привлекла его фантастическим сюжетом: «Красивый стих всегда меня прельщал и имел несомненное влияние на мою музыку». Премьера оперы прошла в 1869 году в Мариинском театре. Музыкальный критик Владимир Стасов назвал ее «созданием, полным таланта, увлечения, страсти, оригинальности, мастерства», лучшей оперой после произведений Михаила Глинки и Александра Даргомыжского. Александр Николаевич Серов отзывался очень тепло и видел незаурядный талант Кюи: «В стиле его сочинений уже теперь очень явственно выступает «славянский» характер и служит залогом большой оригинальности». Опера «Вильям Ратклиф» получила высокую оценку среди композиторов «новой русской музыкальной школы». Римский-Корсаков писал: «“Вильям Ратклиф” – произведение весьма замечательное, которое займёт в искусстве свое место, как “Русалка“Драгомыжского, после “Руслана“ и “Жизни за царя“…».
Но настоящего успеха опера не имела из-за романтической устарелости сюжета, несоответствия её лирического музыкального языка неистовым страстям действующих лиц. Известный интерес представляют его одноактные оперы "Пир во время чумы" (по одноименной "маленькой трагедии" Пушкина, 1900) и "Мадемуазель Фифи" (по новелле Г. Мопассана, в сценическом образе О. Метенье, 1903) - дань увлечения оперным веризмом.
Цезарь Кюи создавал не только оперы, но и камерные произведения -романсы на стихи Александра Пушкина и Аполлона Майкова, вокальные квартеты, произведения для хора. Общеизвестно, как композитор Кюи был больше связан с западным романтизмом, чем с русскими национальными традициями. В его творчестве влияния Шумана, отчасти Шопена и французской оперной школы совмещаются с известной близостью к Даргомыжскому (отсюда особое внимание к поэтическому слову, забота о верной музыкальной декламации). Лучшие из его романсов (например, "Царскосельская статуя" и "Сожжённое письмо" на сл. А. С. Пушкина, "О чём в тиши ночей", "Эоловы арфы" и "Истомлённая горем" на сл. А. Н. Майкова) отличаются поэтичностью настроения, тонким изяществом отделки.
Особое место у Кюи занимают инструментальные жанры, где преобладает характеристическая фортепианная миниатюра шумановского типа (цикл 12 миниатюр, ор. 20; сюиты "Аржанто", ор. 40; "In modo popolari", op. 43, имеющиеся также в орк. редакции).
Наиболее интересная область в творчестве композитора – детская музыка. Её созданию способствовало знакомство с деятельницей музыкального воспитания H. H. Доломановой (ей посвящено 13 хоров для женских и детских голосов в сопровождении фортепиано ор. 85). Кюи написал несколько циклов детских песен, детские оперы "Снежный богатырь" (1905), "Красная шапочка" (1911), "Кот в сапогах" (1913), "Иванушка-дурачок" ("Иван-богатырь", 1913).
Необходимо отметить и музыкально-критическую деятельность Кюи. Выступая в печати от имени "Новой русской музыкальной школы", он продвигал её прогрессивные идейно-художественные принципы, верное восприятие великой роли творчества М. И. Глинки и Даргомыжского в истории, решительно поддерживал первые творческие шаги М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина. Кюи верил, что именно русские композиторы встанут во главе музыкального прогресса, и "музыка от нас получит свое обновление и начнет новую эпоху". Писал статьи об известных произведениях русских композиторов для российских и зарубежных журналов. Позже эти материалы были опубликованы в его книге «Музыка в России» — первом сочинении о русской музыке. Книга была издана в Европе и стала очень популярной. Одна из читательниц Кюи организовала серию европейских концертов, на которых играли музыку композиторов «Могучей кучки». В Париже Кюи был избран членом-корреспондентом «Института Франции» и награжден Командорским крестом ордена Почетного легиона. Через два года Королевская академия литературы и искусства Бельгии также приняла его в свои ряды. А в конце 1880-х - начале 1890-х годов – несколько иностранных музыкальных сообществ избрали Кюи своим почетным членом.
Занимаясь творчеством, Кюи не забывал и военную службу. Из-за увлечения композицией и военным делом Цезарь Кюи получил прозвище «Генерал от музыки». Кюи - большой и самобытный русский художник, проживший необыкновенно насыщенную и интересную жизнь. Нет никаких сомнений, что его лучшие творения обязательно найдут путь к широкой аудитории, способной по достоинству оценить музыку замечательного композитора.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Цезарь Кюи и его роль в развитии русской музыкальной культуры
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.