Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рациональное использование антибактериальных средств в педиатрии

22.03.2023 223 287
Лосукова Людмила Алексеевна
Лосукова Людмила Алексеевна, преподаватель

Мясникова Оксана Николаевна
Мясникова Оксана Николаевна, студент

Евдокимова Анастасия Валерьевна
Евдокимова Анастасия Валерьевна, студент

Ачинский медицинский техникум

Многообразие лекарственных препаратов на сегодняшнем фармацевтическом рынке выдвигает проблему выбора  оптимального  лекарственного средства (ЛС) для конкретного заболевания и даже конкретного больного. Задача значительно усложняется при назначении лекарственных средств  ребенку. Нельзя действовать весьма примитивным образом, обращаясь к дешевым или, наоборот, самым дорогим и модным ЛС. Сегодня для того, чтобы назначить рациональную терапию, необходимо использовать целый ряд критериев и, прежде всего, должна быть оценка ЛС с точки зрения соотношения «Эффективность/безопасность». По данным Ассоциации организаций по клиническим исследованиям 2011 года, более 50% лекарств назначается в педиатрии нерационально, т.е. более чем половина детей лечится неправильно. При этом каждая десятая детская госпитализация в России сопряжена с побочным действием лекарственных средств.

Весьма часто при появлении первых признаков заболевания у ребенка, многие родители пренебрегают походом к детскому врачу. Они уверены, что с обычным насморком или кашлем запросто справятся самостоятельно, прикупив в аптеке все необходимые для лечения средства.

Купить лекарства не составит большого труда, но вопрос в том, правильно ли подобраны лекарства для самолечения ребенка и не нанесут ли они вред здоровью малыша? В данной статье будут рассмотрены основные ошибки родителей, опасность самолечения для ребенка и возможные побочные эффекты от такого лечения.

Почему мы сразу думаем о «чудесном», «народном» средстве или «лекарстве восточной медицины», рекомендованном нам другом или рекламой, а не о походе в поликлинику? Потому что до аптеки дойти проще, чем стоять за номерком, а потом высиживать в очереди к уставшему врачу, которому не до моих проблем. Тем более что можно заглянуть в интернет, где есть все рекомендации для самостоятельного установления диагноза и назначение лечения, а фармацевт в аптеке поможет выбрать нужное лекарство. Но надо знать, что фармацевт порекомендует только симптоматическое средство для устранения боли, температуры, насморка, но разбираться с причиной Вашей болезни не будет. Фармацевт – не врач и лечение, которое подойдет именно Вам, исходя из Вашего пола, возраста, жалоб, сопутствующих заболеваний и уже принимаемых препаратов, должен назначать только врач!
Свою лепту в самолечение вносит и навязчивая реклама лекарств, которая, к слову сказать, в большинстве стран мира запрещена.

Устойчивость к антибиотикам – одна из наиболее серьезных угроз для здоровья детей и человечества в целом. Устойчивость к антибиотикам может затронуть любого человека, в любом возрасте и в любой стране. Устойчивость к антибиотикам – естественное явление, однако неправильное использование антибиотиков людьми и их неправильное введение ускоряет этот процесс. Все больше инфекционных заболеваний (например, пневмонию, туберкулез, сальмонеллез) становится труднее лечить из-за снижения эффективности антибиотиков.

Антибиотики (противомикробные средства) – это вещества синтетического или природного происхождения, которые уничтожают микроорганизмы (бактерицидное действие) или подавляют их способность к размножению (бактериостатическое действие).

Устойчивость к антибиотикам (антибиотикорезистентность) возникает в результате мутаций микроорганизмов таким образом, что микробы могут противостоять лекарствам, которые использовались для борьбы с ними. По мере развития устойчивости эффективность лекарств постепенно снижается и в итоге теряется полностью. Микроорганизмы выживают и даже растут при наличии концентрации антибиотика, достаточной для уничтожения или подавления их роста при нормальных условиях.

Распространенные осложнения при самолечении антибиотиками:

  • Одно из основных осложнений – это дисбактериоз кишечника и грибковые поражения. Антибиотики способны убивать не только чужеродные и вредные микроорганизмы, но и полезную флору кишечника. Дисбаланс микрофлоры приводит к снижению иммунной защиты и грибковым инфекциям. Это особенно опасно для детей из-за неокрепшего иммунитета в силу их возраста.
  • Самостоятельный прием антибиотиков может привести к большему распространению инфекции или переходу болезни в хроническую форму. Каждый педиатр перед назначением антибиотиков рекомендует сдать анализы, выявляющие степень чувствительности бактерий к какому-либо антибиотику. При самостоятельном использовании лекарств, неправильно подобранной дозе, недостаточной или чрезмерной продолжительности приема может возникнуть привыканием микробов к принимаемому препарату, либо этот препарат попросту не будет действовать на патогенную микрофлору из-за ее нечувствительности к лекарству. Все это приведет к потере времени, нужного для эффективного лечения болезни. Адаптация бактерий к препарату приведет к полной неэффективности лечения, ребенок останется беззащитен перед инфекцией.
  • Антибиотики обладают побочными эффектами и токсическим действием. Детский организм наиболее подвержен токсическому воздействию, и осложнения со стороны внутренних органов у детей будут более выраженные и проявятся гораздо раньше, чем у взрослых.
  • Аллергические реакции могут также вызываться из-за чрезмерного превышения доз и сроков лечения антибактериальными препаратами.
  • Если ребенок выздоровел от курса антибиотиков, проведенного под наблюдением педиатра, но произошло повторное обострение заболевания, то многие мамочки стараются повторить этот же курс уже без обращения к врачу. Этого делать категорически нельзя, так как повторное применение одного и того же антибактериального средства через короткий промежуток времени приведет к неэффективности лечения.

Антибиотики обладают только антибактериальной активностью, они не действуют на вирусы, поэтому их использование при ОРВИ, гриппе, простуде, вирусных гепатитах, коре и других заболеваниях вирусной природы нецелесообразно. Они бессильны против простейших (лямблий, амеб) и глистов, дозы подбираются в зависимости от веса, возраста пациента, от степени тяжести заболевания и так далее. Эти нюансы знают доктора. Поэтому правильное применение антибиотиков возможно только под контролем врача, при посещении которого будет выбран нужный препарат, подобраны необходимые дозы, кратность приема, определена длительность использования в соответствии с формой заболевания, степенью выраженности процесса и состоянием больного. Как уже говорилось выше, необоснованное применение антибактериальных препаратов приводит:

  • к росту резистентной (устойчивой) микрофлоры
  • повышает риск развития нежелательных реакций (аллергическая, токсическая)
  • приводит к нарушению нормальной микрофлоры кишечника
  • ведет к увеличению затрат на лечение

Существуют четкие принципы (правила) применения антимикробных препаратов.

  1. Необходимо учитывать тяжесть и форму заболевания, знать какой микроорганизм вызвал инфекционный процесс.
  2. Второй существенный вопрос: возраст ребенка. В педиатрической практике антимикробные препараты рассчитывают на килограмм веса пациента. Учитывается и состояние новорожденности или недоношенности ребенка.

До конца 70-х годов прошлого столетия к назначению детям ЛС (лекарственных средств) относились очень упрощенно, рассматривая ребенка как уменьшенную модель взрослого человека, и в зависимости от того, как мал был ребенок, снижали дозу ЛС. Так, новорожденным назначали 1/24 часть дозы взрослого, а детям — 1/8-1/4 часть дозы в зависимости от возраста. Развитие науки (возрастной физиологии, молекулярной биологии, иммунохимии и генетики), бурное развитие педиатрии в последние десятилетия прошлого века позволили по-новому оценить проблему фармакотерапии в педиатрии. В настоящее время стало очевидно, что если организм взрослого представляет собой саморегулирующуюся биологическую систему со стабильной активностью большинства органов и систем, кардинальной характеристикой детского организма является постоянное изменение физиологических процессов. Более того, каждая из систем жизнеобеспечения имеет в своем постнатальном развитии несколько критических периодов, связанных или с периодом максимального роста, или со становлением функции, или и с тем, и с другим процессом одновременно. Например, критическим периодом для сердечно-сосудистой системы ребенка является возраст от 10 до 15 лет, а для эндокринной – первая неделя жизни и период от 13 до 18 лет, для дыхательной системы – первые 18 месяцев жизни. Но в целом наиболее интенсивные изменения важнейших органов и систем, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма, приходится на период первых трех лет жизни. Они наиболее значимы в первый год жизни, подвержены наибольшим изменениям в первый месяц жизни, а в неонатальном периоде – в первые 6-суток жизни, причем каждые сутки этого периода имеют свои характеристики гомеостаза.

  1. Также важным моментом считается возрастное ограничение некоторых препаратов, или некоторые препараты нельзя использовать в определенные жизненные периоды. Например, тетрациклины, которые нельзя использовать во время беременности и у малышей до 8 лет, из-за пагубного влияния на зубы ребенка (тетрациклиновые зубы).
  2. В обязательном порядке необходимо решить вопрос о способе введения антибиотика и с какой кратностью его необходимо вводить. На самом деле очень мало заболеваний, при которых необходимо назначать препараты для внутримышечного введения. Поэтому, чаще, препараты назначают принимать через рот.

Существует группа препаратов, которые не назначаются детям при обычных условиях, они используются исключительно по жизненны показаниям, когда просто не существует других вариантов. К ним относится «Левомицитин». Данный антибиотик «очень тяжелый» и довольно токсичный, особенно пагубно действует на систему кроветворения. Прием курса, или даже одной таблетки, у детей раненого возраста может спровоцировать развитие опасного вида анемии – апластической. При этом заболевании происходит угнетение кроветворения. Если не вмешаться в процесс, то малыш может погибнуть. У детей в возрасте до 12 – 14 лет запрещены такие препараты как фторхинолоны, которые мощные, эффективные, но довольно токсичные для незрелых органов ребенка. Отдельного внимания заслуживает «Бисептол», которым лечили малышей много лет назад. Претензий к данному препарату немало: во-первых, препарат не убивает патогенные микроорганизмы, а сдерживает их рост. Препарат давно и широко известен и за это время микроорганизмы успели сформировать устойчивость. Наряду со своей практически бесполезностью, всплывают побочные эффекты – тяжелые поражения кожи и печени, угнетение продуцирования кровяных клеток.

Нерациональное использование антибиотиков – это применение их без необходимости, в течение слишком короткого промежутка времени, в слишком малых дозах, а главное применение против заболевания, которое данный препарат не лечит.

В целях профилактики возникновения устойчивости к антибиотикам:

Не использовать антибиотики без назначения врача. Не принимать антибиотики для лечения вирусных инфекций, ведь они на них не действуют. Не принимать антибиотики «для профилактики», «чтобы ничего не случилось». Не бросать пить антибиотик при 1-ых признаках улучшения, а полностью оканчивать курс лечения, прописанный врачом. Не менять дозировку антибиотика, прописанную врачом. Если курс лечения окончен, а антибиотик остался, не стоит допивать остатки: «Потому что дорогой и жалко выкидывать». Не передавайте антибиотик, прописанный Вам, другим людям.

Каждый из нас может внести свой вклад в снижение резистентности к антибиотикам. И желательно, чтобы правила, описанные выше, действовали не только эту неделю, а постоянно. От этого зависит жизнь и здоровье всего человечества.

При правильном применении они пока еще позволяют эффективно бороться с бактериальной инфекцией и спасают жизни. При неправильном применении — приводят к появлению мультирезистентных суперпатогенов и создают риск побочных эффектов. Мы должны применять их правильно. Иного пути нет: если мы сегодня не признаем своих ошибок, не остановимся, завтра и пневмония может стать смертельной болезнью, не говоря уж о бактериальном менингите, перитоните или сепсисе.

Таким образом, в данной статье утверждается, что при должном информировании медицинских работников и родителей возможно минимизировать пагубное влияние нежелательных эффектов у антибиотиков на детей.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Рациональное использование антибактериальных средств в педиатрии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*