Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Система работы куратора и преподавателя по патриотическому воспитанию в ГБПОУ «Пермский профессионально-педагогический колледж»

13.03.2023 316 447
Залазаева Галина Борисовна
Залазаева Галина Борисовна, преподаватель

Пермский профессионально-педагогический колледж

«К патриотизму нельзя только призывать,

его нужно заботливо воспитывать –

воспитывать любовь к родным местам,

воспитывать духовную оседлость»

Д. С. Лихачев.

Патриотическое воспитание студентов для Российского государства всегда было актуальным вопросом. В современных реалиях тем более стране требуется молодое поколение с высокой нравственностью и стойкой гражданской позицией, и обеспечивать данную потребность, растить гармоничные и нравственные кадра – одна из задач СПО.  Как отмечено в Стратегии национальной безопасности России, именно патриотизм станет препятствием для внутренних и внешних угроз безопасности страны, следовательно, целью гражданско-патриотического воспитания студентов является воспитание гражданина, гордого за свою страну, любящего и уважающего свой народ; знающего и почитающего историю страны и ее культуру; имеющего чувство долга и ответственности перед государством. Настоящий гражданин своей страны - это прекрасный семьянин и квалифицированный специалист, уважающий не только свой народ, но и другие народы и нации.

При организации работы по патриотическому воспитанию студентов в ГБПОУ «ПППК» кураторы и преподаватели берут во внимание необходимость реализации воспитательной цепочки, состоящей из основных четырех звеньев, ни одно из которых нельзя выпускать из воспитательной системы:

  1. Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям
  2. Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение

студентов к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста)

  1. Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)
  2. Человек – защитник своего Отечества (любовь к Родине, забота о ней и сохранение ее традиций, природы, истории, культуры; формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, воспитание желания служить своему Отечеству)

По первому звену цепочки самая эффективная деятельность организуется с помощью следующих мероприятий:

  1. Кураторский час «Знакомьтесь – я из провинции» или «Здесь мой дом родной». На таких мероприятиях студенты рассказывают о своей малой родине, показывают фото и презентации о красотах родного края, о его достопримечательностях и предприятиях. Разговор чаще всего получается живым и интересным, за счет того, что каждый студент старается показать лучшие места своего дома.
  2. Кураторский час «Очумелые ручки», на котором студенты знакомят одногруппников с творчеством, популярным в семье студента (вышивка, вязание, песни и др). Нередко продолжением таких часов становятся мастер-классы, на которых студенты обмениваются опытом.
  3. Дистанционный кураторский час, посвященный Дню России и Дню города, организуется на страницах соцсетей. Самая популярная в этом плане соцсеть ВКонтакте, там студенты выкладывают видео и слайд-шоу, в которых объединяют фотографии тех мест, откуда они родом. Получается своеобразная экскурсия по местам, где родились и выросли студенты данной учебной группы.
  4. Экскурсии в музеи и посещения театров – неотъемлемая часть патриотического воспитания любого человека, а будущего педагога тем более. С этой целью организована постоянная связь с Пермским театром «Умоста», гостями которого студенты колледжа часто бывают.

По второму звену цепочки самая эффективная деятельность организуется с помощью следующих мероприятий:

  1. Кураторский час «Педагогическая династия», «Профессия моих родных», «Вести с педагогической практики», которые чаще всего проходят в виде мини конференций.
  2. На конкурсах сочинений, эссе и рассказов «Специальность будущего», «Пермяк, которым я горжусь» и др, студенты знакомят друзей с профессиями своих родных и близких, сами учатся находить моменты, заслуживающие гордости за свою профессию и своих земляков.
  3. Конкурс «Слово об учителе» организуется ежегодно в сентябре с подведением итогов к Дню учителя. Лучшие работы занимают почетные места на стенде колледжа.

По третьему звену цепочки самая эффективная деятельность организуется с помощью следующих мероприятий:

  1. Выход на субботники, уборки территории, которые становятся как отдельными делами колледжа, так и частью городских и районных акций.
  2. Участие в акциях Экологического десанта в рамках деятельности волонтерского отряда «Луч добра»
  3. Онлайн десант в соцсетях «Моя клумба», «Я здесь прибрал, ведь мне здесь жить». Такой десант проводится ежегодно, а его итогом является своеобразный флэш-моб на страницах ВКонтакте, где студенты обмениваются фотографиями мест, где «поселилась красота».

По четвертому звену цепочки самая эффективная деятельность организуется с помощью следующих мероприятий:

  1. Участие в городских конкурсах и организация своих конкурсов сочинений и эссе военно-патриотической тематики «Без срока давности», «Проба пера» и др.
  2. Участие в акции «Письмо солдату».
  3. «Я листаю семейный альбом» - один из последних разработанных и реализованных в колледже в рамках деятельности театрального кружка «Маска» и студентов группы 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» проектов. Работа над проектом была очень объемной и долгой, поэтому и результат получился самым эффективным и запоминающимся.

На первом этапе прошел конкурс рассказов и воспоминаний о родственниках-участниках Великой Отечественной войны. Студенты приносили записанные истории, вырезки из газет, фотографии, хранящиеся в семейных архивах. Были принесены даже военные письма-треугольники, пожелтевшие и обветшалые от времени. Студенты почувствовали, как само время, история прикасается к ним. Таких рассказов получилось много.

На втором этапе записанные истории читали, сортировали, группировали и впоследствии по ним разработали сценарий театральной постановки «Я листаю семейный альбом», заголовком которому послужила строка, использованная в одном из студенческих сочинений. «Я сижу на полу и листаю семейный альбом, со страниц которого смотрит на меня мой прадед, не вернувшийся с войны. Он не вернулся, но он отдал свою жизнь за меня. За моих родителей. За моих детей. За всех нас, живущих сейчас. Я перебираю его медали. Они приятно холодные и тяжелые. Это сама история. Это боль ушедшего поколения. Это наша жизнь и наша гордость». Такими словами начиналось сочинение Владыкиной Марии, именно с него началась работа над проектом. Написали сценарий, подобрали музыкальное сопровождение, сделали презентацию и начался самый трудоемкий этап – репетиции.

Третий этап – репетиции. На репетициях иногда плакали. Плакали, потому что нельзя без боли слушать рассказы о воинах, рассказы о тружениках тыла. А ведь это наши родственниками, наши ровесники.

Четвертый этап – самый волнительный, самый энергозатратный, но эмоционально наполняющий – спектакль. Спектакль, не сыгранный, а прожитый, выношенный, осознанный. Спектакль, принесший очищение в души артистов и зрителей. Спектакль, включивший в себя и реальные истории о родных людях, и стихи, и песни, и кадры военной кинохроники.

  1. Нельзя не сказать об еще одном направлении, появившемся в этом учебном году повсеместно в России – «Разговоры о важном». Цикл мероприятий, являющихся одним из эффективнейших по воспитательному потенциалу и доступнейших по простоте использования источников.

В целом система гражданско-патриотического воспитания в ГБПОУ «ПППК» нацелена на выращивание кадров, характеризующихся высокой надежностью, образованностью, дееспособностью, мобильностью, готовностью к выполнению сложных и ответственных задач в условиях реформирования российского общества, чего требует от нас ФГОС.

В Профессионально-педагогическом колледже усилия кураторов и преподавателей направлены на реализацию этих качеств в процессе патриотического воспитания, тем самым мы способствуем развитию у студентов стремления быть достойными великой державы; формированию уважительного отношения к лучшим традициям Российской культуры; готовности встать на защиту Отечества и объединению со всеми социальными и группами вне зависимости от их религиозно-этнических, социокультурных, мировоззренческих, демократических и иных различий; собиранию и пополнению в условиях образовательной деятельности основных достижений современной жизни.

Таким образом, кардинальные изменения не только в самой студенческой среде, а и во всем современном российском обществе во всех сферах жизнедеятельности, обусловливают принципиально новые подходы к гражданско-патриотическому воспитанию. Эти новые подходы строятся на наших прочных русских традициях, на принципах российского воспитания, что невозможно без хорошо отлаженного механизма влияния государственно-патриотической идеологии на духовный потенциал общества, образования и науки.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Система работы куратора и преподавателя по патриотическому воспитанию в ГБПОУ «Пермский профессионально-педагогический колледж»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*