Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ современных зарубежных и отечественных научных исследованиях вопросы, связанные с процессом профессиональной адаптации молодых специалистов – выпускников средних или высших профессиональных образовательных организаций, обращают на себя серьезное внимание специалистов системы профессионального образования, социологов, психологов, философов и специалистов смежных отраслей. Уровень качества профессиональной адаптации выпускника является маркером уровня его профессиональных адаптационных качеств, степени понимания потребностей работодателя системой образования, соответствие применяемых в профессиональном образовании программ запросам современной экономики России. В итоге, хорошо подготовленный специалист, следуя правилам диалектики и логики, будет влиять на «высокие темпы экономического роста» , что является важнейшей экономической задачей для развития всей экономики России в целом.
Качество профессиональной адаптации зависит от внешних и внутренних факторов [6].
К внешним относятся факторы социально-экономической среды, созданные внешними условиями, начиная от космологического, геополитического положения государства, установившегося государственного устройства, национальных приоритетов и ценностей, государственной политики в молодежной сфере, законопослушности работодателей и т.д.
К внутренним относятся профессиональные адаптационные качества личности, перечисленные фгос в списке общих и профессиональных компетенций.
Во время существования СССР проблемы занятости молодежи как таковой и безработицы не существовало. Вся молодежь была обеспечена работой, иногда и вопреки своему желанию. Безусловно, такая политика государства имела свои преимущества, способствуя полной занятости молодежи с предоставлением пакета льгот и социальных благ. В то же самое время, нельзя не учесть и такой факт, как отсутствие возможности свободы выбора молодым специалистом места работы и места жительства.
Советская политика по трудоустройству выпускников профессиональных организаций была составляющей молодежной политики государства. В своих исследованиях Вал. А. Луков констатировал, что власть рассматривала молодежь как определенный ресурс. Во времена СССР ресурсный подход прослеживается в «массовых комсомольских мобилизациях на решение народнохозяйственных задач» [4]. И. М. Ильинский и Вал. А. Луков пишут, что советская молодежная политика «всецело определялась партией, ее директивами, ее лидерами» [3, 4].
В 1984 году в исследовании А.В. Задонского приводится определение производственной адаптации: производственная адаптация рабочей молодежи представляет собой присвоение (в форме первичного овладения) совокупности средств и предметов труда, их технологической связи и усвоение производственных отношений, определяющих рамки трудовой деятельности людей [2]. Молодые социализирующиеся специалисты, при приоритете социалистической собственности на средства производства, воспринимались как собственники средств производства и результатов выполненного труда, что является принципиальным отличием молодых специалистов СССР от молодых специалистов в современной России.
Результатом сложившегося подхода в СССР в процессе социально-производственной адаптации у молодых специалистов формируются коллективистские качества сохозяина, совладельца производства, развиваются способности социально-активных производственников и обеспечивается удовлетворение материальных и интеллектуальных потребностей носителей новой рабочей силы. Концентрированно результат усвоения социальной значимости своего труда проявляется в более активном участии рабочей молодежи в управлении производством [2].
С наступлением постсоветского времени, подходы к формированию личности молодого человека претерпели существенное изменение, что негативно отразилось на поколении 90-х годов. Данную проблему освещает в своих трудах исследователь проблем молодежи И.М. Ильинский: «в 1992 г. Из закона РФ «об образовании» изъяли один из двух компонентов, составляющих, наряду с термином «обучение», понятие «образование», — «воспитание». ……на мой взгляд, это была грубейшая ошибка, следствием которой должно было произойти резкое падение духовно-нравственного развития детей и молодежи, и без того уже низкое.…целили завлабовские «верхи» в коммунистическое воспитание, а попадали в будущее России» [3].
Государственная политика в России по отношению к молодежи получила резкий разворот. Наряду с коренными преобразованиями в экономическом укладе страны, произошла приватизация предприятий, возникли различные формы собственности, развитие рыночных структур. Возникли различные уровни бизнеса, как с присутствуем государства, так и без него. Условия занятости молодежи резко изменились. Сегодня вопрос социальной адаптации в значительной мере зависит от самого молодого человека, его активной жизненной позиции, целеустремленности, конкурентоспособности, уровня профессионализма.
В современной государственной молодежной политике наметился прогресс. «29 ноября 2014 г. Распоряжением Правительства РФ № 2403-р утверждены «основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В этом документе «государственная молодежная политика определена как направление деятельности российской федерации, от которой зависят глобальная конкурентоспособность, национальная безопасность страны...».
29 мая 2015 г. Распоряжением Правительства РФ № 996-р утверждена «стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «основной задачей которой определено развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, готовой к мирному созиданию и защите родины», но при этом, меры государственной поддержки молодых специалистов сегодня существуют лишь по отдельным отраслям экономики, носят эпизодический характер.
Современные исследователи, в частности, Е. Л. Руднева, определяет процесс социально-профессиональной адаптации личности, как ≪процесс личностных изменений под воздействием внешних и внутренних факторов, социально-экономических условий, порождаемых включением личности в подготовку к профессиональной деятельности, в ходе реализации в профессиональной деятельности и жизни общества, приобретении социально-профессионального опыта в условиях рынка≫ [5, с. 19].
Я.Г. Гальперин и О.И. Жданов считали, что в условиях производства первостепенное значение приобретает способность работника адекватно изменять свои функциональные параметры и сохранять благоприятное отношение в различных условиях деятельности [1, с. 41].
Суздалова М.А. дает следующее определение профессиональной адаптации: профессиональную адаптацию мы рассматриваем и как процесс приспособления личности к будущей профессиональной деятельности, и как результат процесса активно-преобразующих связей личности с профессиональной деятельностью и профессиональной средой [6].
В современных определениях подчеркивается приспособляемость личности к внешней среде, к тем условиям, которые создает работодатель. Во главу угла ставится соответствие профессиональных качеств молодого специалиста ожиданиям и интересам работодателя, который существует сегодня в конкурентной рыночной среде.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Условия для профессиональной адаптации выпускников организаций профессионального образования России в различные исторические периоды
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.