Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование конструктивных стратегий педагогов и практического интеллекта обучающихся в условиях работы федеральной экспериментальной площадки

20.02.2023 277 381
Антонова Елена Николаевна
Антонова Елена Николаевна, методист

Кугаева Юлия Александровна
Кугаева Юлия Александровна, педагог-психолог

Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий

Повышение качества образования связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Чтобы эффективно справляться с повседневными задачами, педагогическому коллективу необходима личностно-профессиональная зрелость, которая выражается в поиске эффективного внутреннего ресурса педагога в становлении личности обучающегося. Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения определяют инвестиционный характер вложений в образование. Труд педагога эмоционально напряжённый, оказывает влияние на здоровье и работоспособность. Поэтому необходимо «оздоравливать» педагога с точки зрения стрессоустойчивости. Общеизвестно, что развитие педагогического ресурса оказывает благотворное влияние как на педагогический потенциал образовательной организации, так и на становление личностного и профессионального самоопределения будущего и начинающего специалистов.

ГБПОУ «Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий» с 2021 года работает в рамках федеральной экспериментальной площадки РАНХиГС по теме «Конструктивные стратегии копинг-поведения как составляющая внутриорганизационного обеспечения менеджмента», где копинг-поведение понимается как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Существенную помощь в экспериментальной деятельности на основании Договора о сотрудничестве нам оказывают специалисты кафедры социальной педагогики и психологии Педагогического института ИГУ под руководством Федосовой И.В., к.п.н., доцента, заместителя директора ПИ ИГУ.

Нами была проведена входная диагностика педагогов техникума по трём методикам (Опросник С. Хобфолла, Определение копинг-стратегий Э. Хайма, Синдром эмоционального выгорания В.В. Бойко), показала, что степень совладания стрессовым ситуациям находится на среднем уровне из-за частичного использования педагогами адаптивных моделей преодолевающего поведения и выбора «нездоровых» моделей. Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что поведенческие и эмоциональные непродуктивные копинг-стратегии способствуют усилению стресса и ведут к эмоциональному выгоранию.

В течение 2021-2022 учебного года проводились методологические семинары для педагогов техникума научными работниками кафедры социальной педагогики и психологии Педагогического института Иркутского государственного университета:

- Совладающее поведение как ресурс личности (Матафонова С.И., к.п.н., доцент ПИ ИГУ);

- Формирование конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у субъектов образовательной среды (Федосова И.В., к.п.н, доцент, зам. директора ПИ ИГУ; Кибальник А.В., к.п.н., доцент ПИ ИГУ);

- Профилактика профессионального выгорания (Рерке В.И., к.п.н., доцент ПИ ИГУ);

- Методы и приёмы формирования рефлексивных умений как основа профессионального самосовершенствования (Ушева Т.Ф., к.п.н., доцент ПИ ИГУ).

На семинарах шёл серьёзный разговор о совладающем поведении как ресурсе личности, практически отрабатывали навык использования конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных и профессиональных ситуаций. По результатам семинаров все педагоги получили сертификаты пединститута. 

В результате эксперимента подготовлен пакет нормативно-правовой документации, оформлена библиотека по копинг-поведению, разработана программа тренингов для педагогов, в рамках договора о сотрудничестве ведётся работа по сопровождению студентов ПИ ИГУ в период учебной практики. Наблюдается рост методической активности педагогов, связанных с участием в профессиональных конкурсах и НПК, публикациями. В 2022 году техникум впервые стал площадкой для проведения регионального Чемпионата «Абилимпикс» в компетенциях «Мастер по обработке цифровой информации» и «Обработка текста» (школьники).

После проведения итоговой диагностики педагогических работников техникума в 2022 году мы можем представить результаты эксперимента в сравнении. Результаты методики С. Фобфолла свидетельствуют о росте выбора адаптивных моделей поведения более, чем на 10%. Соответственно идёт снижение выбора неадаптивных. Результаты методики Э. Хайма показывают повышение продуктивных стратегий по всем составляющим (7– 9 – 21%) и понижение по непродуктивным (9 – 12%). Обращаем внимание, что в результате обучения педагогов уровень когнитивных непродуктивных стратегий остался прежним - 0%. Таким образом, мы подтверждаем гипотезу о влиянии копинг-поведения на эмоциональное выгорание педагога, это можно проследить по результатам диагностики В.В. Бойко (наблюдается снижение в стадии формирования на 14,2%, уменьшилось количество педагогов с сформированным эмоциональным выгоранием).

Мы уверены, что эффективное внутриорганизационное обеспечение менеджмента способствует организации к обновлению, совершенствованию функционирования, решению возникающих проблем, быстрому реагированию на внешние и внутренние перемены. Успешность преобразований в образовательном процессе может быть достигнута при условии создания системы комплексного сопровождения субъектов образовательного процесса (индивидуальной траектории личностного развития педагогов). Разработана и апробирована программа формирования конструктивных стратегий копинг-поведения сотрудников техникума, когда делегируются полномочия психологической службе при обучении сотрудников конструктивным моделям поведения при взаимодействии с «трудными» людьми и обстоятельствами. Деятельность по профилактике эмоционального выгорания педагогов мы осуществляем по трём направлениям:                                                                           

- информирование (как доступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность),                                               

- эмоциональная поддержка (предполагает общение в профессиональном клубе, «круглые столы», психологические практикумы, тренинги, совместное проведение досуга),               

- создание системы мероприятий, повышающих значимость педагогической профессии (проблемные семинары, система индивидуальных консультаций, поощрений, награждений).      Профилактические и реабилитационные мероприятия, снижающие риск высокого профессионального выгорания педагогов, включают тренинги, направленные на формирование конструктивных моделей преодолевающего поведения, а именно: тренинг уверенности в себе, тренинг социальных навыков, позволяющий расширить коммуникативный потенциал личности. Основной симптом выгорания – эмоциональное истощение – возможно ослабить посредством обучения определённым навыкам копинга (особенно техники релаксации и когнитивного переструктурирования для уменьшения выгорания). Разработаны профилактические стратегии помощи для сохранения кадрового потенциала образовательного учреждения, сотрудники обучены навыкам психологической защиты и другим способам нормализации собственного эмоционального состояния, обучение приёмам саморегуляции.  

При работе с обучающимися задача педагога – научить правильно действовать в трудной жизненной ситуации. Но выведенная в результате эксперимента с педагогами схема не сработала с обучающимися ГБПОУ «АТРиПТ», потому что студенты не были готовы воспринимать трудные ситуации как источник развития. Для проведения диагностических исследований обучающихся в рамках работы экспериментальной площадки федерального уровня «Конструктивные стратегии копинг-поведения как составляющая внутриорганизационного обеспечения менеджмента» по направлению «Бережливое управление в профессиональном образовании» нами были использованы следующие методы психологической диагностики, определяющих копинг-поведение, социальный и эмоциональный интеллект, шкалу психологического благополучия:

- Методика «Юношеская копинг-шкала (Adolescent Coping Scale, ACS)». Авторы: Эрика Фрайденберг, Рамоном Льюис (Erica Frydenberg, Ramon Lewi, 1993). Адаптация: Т. Л. Крюкова (2002).

- Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» Гончаровой С.С.

- Тест Гилфорда «Социальный интеллект».

- Опросник на эмоциональный интеллект «ЭМИН» Д.В. Люсина.

- Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко).

Было выявлено, что в трудных ситуациях 30% ищут виновных, самообвинением занимаются 18%, 92% имеют низкий уровень социального интеллекта, 59% не умеют понимать эмоции и 41% имеют низкий уровень по шкале психологического благополучия. Таким образом, нами выявлено противоречие между пониманием необходимости применения копинг-стратегий и несформированностью практического интеллекта у обучающихся. Приоритетным направлением в работе техникума в настоящее время является взаимосвязь развития эмоционального и социального интеллекта в личности обучающихся с успешной профессиональной деятельностью педагогов.

Остановимся на теоретических основаниях нового этапа эксперимента. Практический интеллект включает в себя два компонента: социальный и эмоциональный интеллект.

Практический интеллект – это способность адаптироваться к окружающей среде, ее изменениям, а также способность находить новую рабочую среду, используя приобретенный опыт и знания; житейский здравый смысл, обычно ускользающий от оценки традиционными тестами; интеллект, который необходим в повседневной жизни; невербализованные знания того, что мы узнаем из собственного опыта в процессе деятельности; способность формировать субъективное психологическое пространство в окружающем нас мире.

Практический интеллект помогает решать повседневные проблемы и ориентироваться в наших взаимоотношениях с различными предметами, используя информацию из памяти. Практический интеллект детерминирует успешность школьного обучения и эффективность производственной деятельности. Академическая успеваемость напрямую связана с практическим интеллектом, который позволяет обучающемуся более грамотно строить отношения с педагогами. Развитие практического интеллекта формирует практические способности для достижения успеха в любой сфере деятельности.

Социальный интеллект – это социальная компетентность, система знаний, умений, навыков, приобретенных в течение жизни; личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия; способность понимать людей и взаимодействовать с ними.

Социальный интеллект является необходимым условием успешной деятельности обучающихся, включающим освоение социальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения социальных функций, устраняющим ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующим возможность конфликта с социальной средой.  Социальный интеллект имеет большое значение в поведении человека. Он позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом.

Наша жизнедеятельность зависит от того, что мы чувствуем и переживаем. Под воздействием эмоций человек совершает немало поступков и действий. Эмоциональное наполнение любого дела влияет на успешность или не успешность его выполнения. Да и сами поступки нередко совершаются для того, чтобы испытать различные чувства. Окружающие нас люди своими эмоциями и действиями напрямую влияют на человека, на его жизнь и чувства. Это в свою очередь порождает новые переживания и поступки по отношению к окружающим… и так всю  человеческую жизнь.

Таким образом, наши эмоции – это наша жизнь, а управление нашими переживаниями и чувствами – это управление нашей жизнью. Тот, кто хочет ею управлять, столкнется с необходимостью и управлять своими чувствами, а значит, с освоением способов влиять на результативность своей жизни и своих отношений при помощи методов регулирования своего настроения и чувств.

Психологи Д.Майер и П.Саловей пришли к заключению, что эмоциональный интеллект – это способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания для выяснения причин возникновения проблем и их решения. По мнению ученых, эмоциональный интеллект обусловливает наличие различных способностей, которые задействованы в адаптивной обработке эмоциональной информации.

Эмоциональный интеллект связан с четырьмя основными типами способностей:

- точность оценки и выражение эмоций как самого индивида, так и окружающих его людей (эмоциональная идентификация, перцепция (т. е. восприятие), и экспрессия (т.е. яркое проявление чувств, мыслей, настроения);

- когнитивную ассимиляцию (или познавательное усвоение) эмоционального опыта (эмоциональная фасилитация мышления);

- распознавание, понимание и осмысление эмоций (эмоциональное понимание);

- адаптивная регуляция эмоций индивида и окружающих людей (эмоциональное управление).

Именно уровень эмоционального развития, по мнению преподавателя Гарвардского университета Д. Гоулмена, определяет жизненную и профессиональную успешность людей, которая только на 20% зависит от разума, а на 80% - от умения управлять эмоциями.

Таким образом, в современном техникуме необходимо развивать практический интеллект как основу взаимосвязи социального и эмоционального интеллекта. Высокий уровень практического интеллекта обучающихся  выступает гарантом их успешной адаптации к динамично меняющимся условиям жизни социума, составляет основу жизнедеятельности, обеспечивает перспективность эффективной социально-профессиональной реализации.

ГБПОУ «Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий» продолжает экспериментальную работу и готовит пакет документов для получения статуса региональной экспериментальной площадки по теме «Развитие практического интеллекта как предиктора успешности обучающегося и педагога».

Наша задача – повышение эффективности взаимодействия путём привлечения социальных партнёров, повышения инновационной компетентности, обновления программно-методического обеспечения учебного плана, разработки программ сопровождения и мониторинга для формирования практического интеллекта и распространения инновационного опыта.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Формирование конструктивных стратегий педагогов и практического интеллекта обучающихся в условиях работы федеральной экспериментальной площадки




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*