Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПовышение качества образования связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Чтобы эффективно справляться с повседневными задачами, педагогическому коллективу необходима личностно-профессиональная зрелость, которая выражается в поиске эффективного внутреннего ресурса педагога в становлении личности обучающегося. Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения определяют инвестиционный характер вложений в образование. Труд педагога эмоционально напряжённый, оказывает влияние на здоровье и работоспособность. Поэтому необходимо «оздоравливать» педагога с точки зрения стрессоустойчивости. Общеизвестно, что развитие педагогического ресурса оказывает благотворное влияние как на педагогический потенциал образовательной организации, так и на становление личностного и профессионального самоопределения будущего и начинающего специалистов.
ГБПОУ «Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий» с 2021 года работает в рамках федеральной экспериментальной площадки РАНХиГС по теме «Конструктивные стратегии копинг-поведения как составляющая внутриорганизационного обеспечения менеджмента», где копинг-поведение понимается как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Существенную помощь в экспериментальной деятельности на основании Договора о сотрудничестве нам оказывают специалисты кафедры социальной педагогики и психологии Педагогического института ИГУ под руководством Федосовой И.В., к.п.н., доцента, заместителя директора ПИ ИГУ.
Нами была проведена входная диагностика педагогов техникума по трём методикам (Опросник С. Хобфолла, Определение копинг-стратегий Э. Хайма, Синдром эмоционального выгорания В.В. Бойко), показала, что степень совладания стрессовым ситуациям находится на среднем уровне из-за частичного использования педагогами адаптивных моделей преодолевающего поведения и выбора «нездоровых» моделей. Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что поведенческие и эмоциональные непродуктивные копинг-стратегии способствуют усилению стресса и ведут к эмоциональному выгоранию.
В течение 2021-2022 учебного года проводились методологические семинары для педагогов техникума научными работниками кафедры социальной педагогики и психологии Педагогического института Иркутского государственного университета:
- Совладающее поведение как ресурс личности (Матафонова С.И., к.п.н., доцент ПИ ИГУ);
- Формирование конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у субъектов образовательной среды (Федосова И.В., к.п.н, доцент, зам. директора ПИ ИГУ; Кибальник А.В., к.п.н., доцент ПИ ИГУ);
- Профилактика профессионального выгорания (Рерке В.И., к.п.н., доцент ПИ ИГУ);
- Методы и приёмы формирования рефлексивных умений как основа профессионального самосовершенствования (Ушева Т.Ф., к.п.н., доцент ПИ ИГУ).
На семинарах шёл серьёзный разговор о совладающем поведении как ресурсе личности, практически отрабатывали навык использования конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных и профессиональных ситуаций. По результатам семинаров все педагоги получили сертификаты пединститута.
В результате эксперимента подготовлен пакет нормативно-правовой документации, оформлена библиотека по копинг-поведению, разработана программа тренингов для педагогов, в рамках договора о сотрудничестве ведётся работа по сопровождению студентов ПИ ИГУ в период учебной практики. Наблюдается рост методической активности педагогов, связанных с участием в профессиональных конкурсах и НПК, публикациями. В 2022 году техникум впервые стал площадкой для проведения регионального Чемпионата «Абилимпикс» в компетенциях «Мастер по обработке цифровой информации» и «Обработка текста» (школьники).
После проведения итоговой диагностики педагогических работников техникума в 2022 году мы можем представить результаты эксперимента в сравнении. Результаты методики С. Фобфолла свидетельствуют о росте выбора адаптивных моделей поведения более, чем на 10%. Соответственно идёт снижение выбора неадаптивных. Результаты методики Э. Хайма показывают повышение продуктивных стратегий по всем составляющим (7– 9 – 21%) и понижение по непродуктивным (9 – 12%). Обращаем внимание, что в результате обучения педагогов уровень когнитивных непродуктивных стратегий остался прежним - 0%. Таким образом, мы подтверждаем гипотезу о влиянии копинг-поведения на эмоциональное выгорание педагога, это можно проследить по результатам диагностики В.В. Бойко (наблюдается снижение в стадии формирования на 14,2%, уменьшилось количество педагогов с сформированным эмоциональным выгоранием).
Мы уверены, что эффективное внутриорганизационное обеспечение менеджмента способствует организации к обновлению, совершенствованию функционирования, решению возникающих проблем, быстрому реагированию на внешние и внутренние перемены. Успешность преобразований в образовательном процессе может быть достигнута при условии создания системы комплексного сопровождения субъектов образовательного процесса (индивидуальной траектории личностного развития педагогов). Разработана и апробирована программа формирования конструктивных стратегий копинг-поведения сотрудников техникума, когда делегируются полномочия психологической службе при обучении сотрудников конструктивным моделям поведения при взаимодействии с «трудными» людьми и обстоятельствами. Деятельность по профилактике эмоционального выгорания педагогов мы осуществляем по трём направлениям:
- информирование (как доступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность),
- эмоциональная поддержка (предполагает общение в профессиональном клубе, «круглые столы», психологические практикумы, тренинги, совместное проведение досуга),
- создание системы мероприятий, повышающих значимость педагогической профессии (проблемные семинары, система индивидуальных консультаций, поощрений, награждений). Профилактические и реабилитационные мероприятия, снижающие риск высокого профессионального выгорания педагогов, включают тренинги, направленные на формирование конструктивных моделей преодолевающего поведения, а именно: тренинг уверенности в себе, тренинг социальных навыков, позволяющий расширить коммуникативный потенциал личности. Основной симптом выгорания – эмоциональное истощение – возможно ослабить посредством обучения определённым навыкам копинга (особенно техники релаксации и когнитивного переструктурирования для уменьшения выгорания). Разработаны профилактические стратегии помощи для сохранения кадрового потенциала образовательного учреждения, сотрудники обучены навыкам психологической защиты и другим способам нормализации собственного эмоционального состояния, обучение приёмам саморегуляции.
При работе с обучающимися задача педагога – научить правильно действовать в трудной жизненной ситуации. Но выведенная в результате эксперимента с педагогами схема не сработала с обучающимися ГБПОУ «АТРиПТ», потому что студенты не были готовы воспринимать трудные ситуации как источник развития. Для проведения диагностических исследований обучающихся в рамках работы экспериментальной площадки федерального уровня «Конструктивные стратегии копинг-поведения как составляющая внутриорганизационного обеспечения менеджмента» по направлению «Бережливое управление в профессиональном образовании» нами были использованы следующие методы психологической диагностики, определяющих копинг-поведение, социальный и эмоциональный интеллект, шкалу психологического благополучия:
- Методика «Юношеская копинг-шкала (Adolescent Coping Scale, ACS)». Авторы: Эрика Фрайденберг, Рамоном Льюис (Erica Frydenberg, Ramon Lewi, 1993). Адаптация: Т. Л. Крюкова (2002).
- Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» Гончаровой С.С.
- Тест Гилфорда «Социальный интеллект».
- Опросник на эмоциональный интеллект «ЭМИН» Д.В. Люсина.
- Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко).
Было выявлено, что в трудных ситуациях 30% ищут виновных, самообвинением занимаются 18%, 92% имеют низкий уровень социального интеллекта, 59% не умеют понимать эмоции и 41% имеют низкий уровень по шкале психологического благополучия. Таким образом, нами выявлено противоречие между пониманием необходимости применения копинг-стратегий и несформированностью практического интеллекта у обучающихся. Приоритетным направлением в работе техникума в настоящее время является взаимосвязь развития эмоционального и социального интеллекта в личности обучающихся с успешной профессиональной деятельностью педагогов.
Остановимся на теоретических основаниях нового этапа эксперимента. Практический интеллект включает в себя два компонента: социальный и эмоциональный интеллект.
Практический интеллект – это способность адаптироваться к окружающей среде, ее изменениям, а также способность находить новую рабочую среду, используя приобретенный опыт и знания; житейский здравый смысл, обычно ускользающий от оценки традиционными тестами; интеллект, который необходим в повседневной жизни; невербализованные знания того, что мы узнаем из собственного опыта в процессе деятельности; способность формировать субъективное психологическое пространство в окружающем нас мире.
Практический интеллект помогает решать повседневные проблемы и ориентироваться в наших взаимоотношениях с различными предметами, используя информацию из памяти. Практический интеллект детерминирует успешность школьного обучения и эффективность производственной деятельности. Академическая успеваемость напрямую связана с практическим интеллектом, который позволяет обучающемуся более грамотно строить отношения с педагогами. Развитие практического интеллекта формирует практические способности для достижения успеха в любой сфере деятельности.
Социальный интеллект – это социальная компетентность, система знаний, умений, навыков, приобретенных в течение жизни; личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия; способность понимать людей и взаимодействовать с ними.
Социальный интеллект является необходимым условием успешной деятельности обучающихся, включающим освоение социальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения социальных функций, устраняющим ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующим возможность конфликта с социальной средой. Социальный интеллект имеет большое значение в поведении человека. Он позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом.
Наша жизнедеятельность зависит от того, что мы чувствуем и переживаем. Под воздействием эмоций человек совершает немало поступков и действий. Эмоциональное наполнение любого дела влияет на успешность или не успешность его выполнения. Да и сами поступки нередко совершаются для того, чтобы испытать различные чувства. Окружающие нас люди своими эмоциями и действиями напрямую влияют на человека, на его жизнь и чувства. Это в свою очередь порождает новые переживания и поступки по отношению к окружающим… и так всю человеческую жизнь.
Таким образом, наши эмоции – это наша жизнь, а управление нашими переживаниями и чувствами – это управление нашей жизнью. Тот, кто хочет ею управлять, столкнется с необходимостью и управлять своими чувствами, а значит, с освоением способов влиять на результативность своей жизни и своих отношений при помощи методов регулирования своего настроения и чувств.
Психологи Д.Майер и П.Саловей пришли к заключению, что эмоциональный интеллект – это способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания для выяснения причин возникновения проблем и их решения. По мнению ученых, эмоциональный интеллект обусловливает наличие различных способностей, которые задействованы в адаптивной обработке эмоциональной информации.
Эмоциональный интеллект связан с четырьмя основными типами способностей:
- точность оценки и выражение эмоций как самого индивида, так и окружающих его людей (эмоциональная идентификация, перцепция (т. е. восприятие), и экспрессия (т.е. яркое проявление чувств, мыслей, настроения);
- когнитивную ассимиляцию (или познавательное усвоение) эмоционального опыта (эмоциональная фасилитация мышления);
- распознавание, понимание и осмысление эмоций (эмоциональное понимание);
- адаптивная регуляция эмоций индивида и окружающих людей (эмоциональное управление).
Именно уровень эмоционального развития, по мнению преподавателя Гарвардского университета Д. Гоулмена, определяет жизненную и профессиональную успешность людей, которая только на 20% зависит от разума, а на 80% - от умения управлять эмоциями.
Таким образом, в современном техникуме необходимо развивать практический интеллект как основу взаимосвязи социального и эмоционального интеллекта. Высокий уровень практического интеллекта обучающихся выступает гарантом их успешной адаптации к динамично меняющимся условиям жизни социума, составляет основу жизнедеятельности, обеспечивает перспективность эффективной социально-профессиональной реализации.
ГБПОУ «Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий» продолжает экспериментальную работу и готовит пакет документов для получения статуса региональной экспериментальной площадки по теме «Развитие практического интеллекта как предиктора успешности обучающегося и педагога».
Наша задача – повышение эффективности взаимодействия путём привлечения социальных партнёров, повышения инновационной компетентности, обновления программно-методического обеспечения учебного плана, разработки программ сопровождения и мониторинга для формирования практического интеллекта и распространения инновационного опыта.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование конструктивных стратегий педагогов и практического интеллекта обучающихся в условиях работы федеральной экспериментальной площадки
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.