Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСлово «проект» (в переводе с латинского – «брошенный вперед») в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова определяется как «замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства». Это толкование получило свое дальнейшее развитие в виде определения проекта как прототипа, прообраза какого-либо объекта, вида деятельности. Метод проектов как обучение в процессе «делания» возник во второй половине XIXвека в США и явился по существу альтернативой абстрактному обучению, поскольку осуществлял его связь с жизнью.
Многообразие проектов может быть классифицировано по нескольким типологическим признакам[3, с. 14-19](см. таблицу)
Классификация видов проектов по базовым критериям
Типологический признак |
Тип проекта |
По доминирующей деятельности |
- Исследовательский - Творческий - Прикладной - Информационный - Приключенческий, игровой,ролевой |
Попредметно-содержательнойобласти |
- Монопроект - Межпредметный - Надпредметный |
Похарактерукоординации |
- Открытый - Закрытый |
Поколичествуучастников |
- Индивидуальный - Парный - Групповой |
По продолжительностивыполнения |
- Краткосрочный - Среднесрочный - Долгосрочный |
Поуровнюконтактов |
- Районный - Межрегиональный - Международный |
Целью исследовательских проектовявляется получение научного знания, обладающего признаками новизны и теоретической и/или практической значимости. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют точную и детальную структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Данный тип проектов включает актуальность избранной темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и связанных с нею задач, выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей ее проверкой, описание методов исследования (теоретических и эмпирических), обсуждение и оформление результатов исследования, выводы, обозначение новых исследовательских проблем и внешнюю оценку.
Творческие проектынаправлены на получение творческого продукта – газеты, сочинения, альманаха, видеоролика, праздника, экспедиции и т.д. Отличительной особенностью творческих проектов является то, что они не требуют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся и педагогов, она только намечается и развивается в соответствии с конечным результатом. Однако данные проекты требуют продуманности формы и структуры конечного результата: сценария праздника, плана сочинения или статьи, дизайна и рублик газеты и др.
Специфика ролевых и игровыхпроектов обусловлена их названием. Проектанты играют роли литературных героев, исторических или выдуманных персонажей, а результат проекта лишь намечается, окончательно вырисовываясь лишь в конце проекта.
Целью ознакомительно-ориентировочных (информационных) проектов является сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления широкой аудитории в виде публикации в СМИ. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, содержащей актуальность проекта и его цель, объект изучения и предмет информационного поиска, перечень источников информации, обработку информации презентацию в виде публикации, обсуждение и внешнюю оценку.
Практико-ориентированные (прикладные) проекты предполагают получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников. Они требуют тщательно продуманной структуры с определением поэтапных действий с указанием результатов, определения функций каждого участника, координации и корректировки деятельности, оценки возможных способов внедрения результатов проекта, учета возможных рисков.
Монопроекты разрабатываются в рамках одного предмета с выбором, как правило, наиболее сложных разделов и тем, хотя не исключается использование информации из других областей знания и деятельности. Примерами таких проектов могут быть литературно-творческие, естественнонаучные, экологические, языковые (лингвистические), географические, исторические, музыкальные и другие проекты. Монопроекты могут разрабатываться в рамках классно-урочной системы.
Межпредметные проекты, в отличие от монопроектов, выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов и слаженной работы многих творческих групп. Межпредметные проекты могут быть как небольшими, затрагивающими 2-3 предмета, так и направленными на решение достаточно сложных проблем, требующих содержательной интеграции многих областей знания. Надпредметный проект реализовывается на стыке областей знаний и за рамками содержания предметов.
Деятельность проектов с открытой, явной координацией организуется, направляется и контролируется лицом из числа участников – координатором. Проекты со скрытой, неявной координацией – это, как правило, телекоммуникационные проекты, в которых координатор явно не обнаруживает функции организации и контроля, а выступает полноправным участником проекта, «подсказывающим», или «помогающим» в решении проблем.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть внутригрупповыми, региональными, межрегиональными, международными. Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют использования информационных технологий.
По количеству участников можно выделить индивидуальные проекты (разработчик проекта является его единственным участником) и групповые (два и более участников).
Краткосрочные проектыукладываются в один урок, или являются фрагментом урока. Среднесрочные разрабатываются на 4-6 уроках. При этом уроки используются для координации проектных групп, в то время как основная работа по сбору информации, изготовлению проектного продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности.
Долгосрочные проекты - проекты, реализуемые в течение месяца или нескольких месяцев.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Типология проектной деятельности в образовании
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.