Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала2022 год и начало 2023 года ознаменовались значительными , если не сказать, глобальными изменениями, произошедшими не только на фармацевтическом рынке но и в экономике, политике, торговле и других областях жизнедеятельности страны . Часть этих изменений можно связать международной обстановкой, а часть с иными изменениями, например эпидемической ситуацией в мире .
На фармацевтическом пространстве эти изменения носят двоякий характер: с одной стороны наблюдается неуклонный рост и дальнейшее расширение некоторых аптечных сетей и уход других (по тем или иным причинам),это свидетельствует о переделе рынка сбыта и в целом в усиление конкуренции, а с другой стороны заметно исчезновение некоторых крупных постащиков и производителей с рынка РФ, в связи с введенными санкциями
В сегодняшней обстановке без четких планов, изучения рынка, конкуренции и учета всех этих факторов конечно же не обойтись. Чтобы оставаться на должном уровне и получать достаточную прибыль , большинству аптек требуется обращать внимание на огромное количество факторов, которые могут влиять и влияют на их развитие.
Кроме этого усиливаются требования к качеству лекарственных препаратов, государство прилагает к \этому все больше сил, законодательная и нормативная база претерпевает значительные изменения. Введение маркировки и МДЛП повлекло за собой большие траты ресурсов на закуп оборудования и обучение персонала для возможности продолжения работы,а значит требуется возместить эти расходы, увеличивая прибыль.
Любая организация, фармацевтическая в частности, существует в определенной обстановке, а именно: организация находится под влиянием как внешней среды,так и внутренней А значит есть необходимость изучить эти влияния. Понять их важность и постараться использовать эти вляяния в своих интересах, то есть для повышения прибыльности.[2]
Внешняя среда любой организации - это совокупность факторов, условий и сил, которые влияют на организацию извне и, тем самым, обуславливают ее положение на рынке, а также стратегию развития. Внешняя среда в рыночной экономике очень важна при повседневной работе компании. Она является поставщиком ресурсов (например, рынков сбыта) любой организации, фармацевтической в нашем примере. Ведь благодаря ресурсам организация может реализовывать свой потенциал. Но количество ресурсов во внешней среде всегда ограничено, на них претендуют и другие организации, что отчетливо можно наблюдать на фармацевтическом рынке, особенно в последние 3-5 лет. [3]
Возможность того, что организация может не получить весь потенциал внешней среды, существует всегда. Поэтому очень важно выработать направление деятельности и обеспечить взаимодействие с внешней средой, а не противостоять ей. Для этого необходимо изучать состояние внешней среды, затем изменяя внешнюю структуру и применяя стратегии, приспосабливаться к условиям, тем самым способствовать более эффективной жизнедеятельности организации.
Сама внешняя среда – это стройная система, которая состоит из прямых факторов воздействия и косвенных. Так же факторы могут быть статичные (более постоянные) и изменяющиеся. Наличие конкуренции - это достаточно изменяющийся фактор, он может изменяться сам, а может изменить деятельность фармацевтической организации. В свою очередь и организация может своими действиями постараться его уменьшить или даже нивелировать.
Для фармацевтической организации набор факторов внешней среды дополняется рядом факторов, характерных именно для нее. В целом, этот перечень таков: воздействие поставщиков и технологий; социальные и культурные воздействия (различные виды покупателей); воздействия экономики и конкуренции (рынки сбыта и конкуренции); законодательные и политические воздействия. Для каждой составляющей характерна своя стратегия. То есть она может быть связана как с внешней средой компании – например стратегия конкуренции, так и с внутренней – например стратегия развития персонала.[3]
На фоне возросшей конкуренции становится все более актуальным поиск ответов на вопросы: как обеспечить лидерство среди конкурентов, как удержать постоянных клиентов и привлечь новых? Чтобы знать, какими методами обороняться и в каком направлении развивать свою компанию, необходимо иметь информацию о том, кто именно является основными конкурентами, оценить их потенциальные возможности, текущую деятельность, степень конкурентной угрозы, и предугадать по возможности дальнейшие их действия. Поэтому анализ конкурентной среды — это отправная точка процесса формирования стратегического плана работы для собственной аптечной организации [4]
При анализе конкурентной борьбы преимуществами одной аптеки перед другой могут быть как качество товара, его новизна и цена, так и сервис обслуживания, а также комплексность предложений [3]
Как внешняя среда, так и внутренняя, окружающие аптеку тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Например, при наличии жесткой конкуренции (порой 2-3 аптечных учреждения в одном жилом доме) снизить уровень конкуренции достаточно сложно, и если в этом случае «первостолькик» будет грамотным, знающим, высококлассным специалистом, к которому будут идти не только за квалифицированной консультацией, но и за теплым словом и одобрением, у данной аптечной организации будет несомненно преимущество. С помощью такого специалиста можно не только не бояться конкурентов , но и составить выгодное преимущество перед ними даже не взирая на разницу цены.
Важным звеном внешней среды являются покупатели, их социальный статус, благосостояние, образованность, психологический портрет и даже возраст. Для того, чтобы извлечь наибольшую прибыль всем работникам аптеки, от руководителя до «первостольника», необходимо изучить возможные психотипы и виды покупателей, важно, чтобы фармацевт понимал и видел какой покупатель пришел в аптеку и как нужно с ним выстраивать диалог.
Согласно современным условиям жизни всех покупателей можно разделить на следующие условные группы :
-Потенциальные покупатели. Постоянно посещают магазины и торговые центры, однако не решаются на покупку какого-либо товара именно у вас.
-Новые покупатели. Посещают торговую точку в первый раз. Продавцу важно не столько продать товар, сколько расположить нового клиента к себе, вызвать у него положительные эмоции, связанные с посещением магазина, и заручиться его повторным приходом.
-Покупатели без предпочтений. Клиенты этого типа, как правило, не выбирают какой-либо специальный магазин для своих покупок, а посещают те места, которые для них удобнее, например, заглядывают в торговые точки, расположенные по пути на работу или с работы, забегают в магазин рядом с домом, заходят за покупками вместе с кем-либо, за компанию.
-Покупатели постоянные. Потребители данного типа приходят за покупками всегда в один и тот же магазин. Это объясняется различными причинами. Задача продавца в этом случае — не потерять доверие такого клиента и работать с ним на протяжении длительного времени.
-Лояльные покупатели. Потребители этого типа являются основным капиталом вашего бизнеса, его главным богатством и поддержкой. Такие клиенты любят ваш магазин, рекомендуют его своим друзьям и знакомым, распространяют информацию о нем в кругу своего общения.[5]
Используя такое деление, можно предугадывать предпочтения и покупки, а значит прогнозировать закуп товара и продажи. Переводя покупателей из одного ранга в другой , более лояльный и прибыльный, фармацевт может приносить прибыль не только организации ,но и себе самому, ведь что б стать выгодоприобретателем, а именно такие покупатели становятся потенциальными постоянными клиентами, они должны при покупке испытать эмоцию. При продаже эмоциональной составляющей покупатель счастлив оттого,что его жизнь и проблеммы стали кому-то интересными. Если у него появилось достаточно сильное желание купить,он сам всегда найдет аргументы для логического обоснования покупки.В результате он захочет продолжать оставатьс значимым для « первостольника»,а значит становится постоянным покупателем и в дальнейшем получать состояние « психологического комфорта « и далее [1]
Кроме умения определить категорию покупателей и как можно полнее удовлетворить их спрос,есть необходимость в проведении мониторинга проходимости аптеки. Его нужно осуществлять в течение установленного периода. Как правило, данный период равен семи дням, к тому же проводится подсчет участников потока в разное время суток и устанавливается время проводимого наблюдения. Рекомендуется следующий алгоритм наблюдения:
-в предполагаемые часы-пик (в обед, вечером после работы);
-в часы предполагаемой наименьшей активности (возможно, утром и после обеда);
-в выходные дни картина может быть несколько иной, поэтому возможен выбор других временных интервалов.[5]
Мониторинг проходимости позволяет представить и понять, в какой день недели или в какое время суток наблюдается основной поток в данной аптечной организации. Так же можно организовать наблюдение за потоком в аптеки конкурентов, что б иметь достаточно полную информацию о рассредоточении потоков . При проведении данного исследования может использоваться метод наблюдения, либо можно проводить эту процедуру с помощью специальных приложений к смартфонам, планшетам, а также, используя видеонаблюдение.
Выводы: Внешняя среда – безусловный фактор, влияющий на формирование фармацевтического рынка. В современных условиях важно обладать глубокими знаниями, а также учитывать огромное множество факторов. Для обеспечения рентабельности аптечного учреждения, необходимо тщательное изучение местности, анализ потенциальных рынков сбыта, покупательских потоков, выяснение конкуренции. Выработка стратегии – есть основа дальнейшего движения бизнеса. Разработка планов, оценка возможных рисков, подбор специалистов – все это лежит в основе успеха компании.
Для расширения сферы влияния, увеличения численности торговых точек, необходим грамотный персонал, четко знающий принципы работы с людьми. Специалистам необходимо уметь располагать к себе клиентов, для обеспечения большего товарооборота. И возможность влиять на внешнюю среду, окружающую фармацевтические организации все же существует. Применяя новые методики управления, новые тактики и стратегии, согласно быстро меняющимся обстоятельствам мирового масштаба и в масштабе нашей страны, стимулируя и поощряя фармацевтов-первостольников»,постоянно повышая их профессионализм, учитывая все нюансы, все это конечно приведет к процветанию и высокому рейтингу любой фармацевтической компании.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Изучение внешней среды аптечных организаций, как стратегического фактора управления бизнесом
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.