Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОбучаясь в среднем профессиональном образовательном учреждении, студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ сталкиваются с огромным количеством проблем, которые затрудняют процесс овладения ими профессионально-образовательной программы. Ведь современный процесс обучения отличается динамичностью, высокой требовательностью к усвоению знаний, при этом необходимо обработать, систематизировать и усвоить огромный объем информации, овладеть профессиональными компетенциями. Эти и многие другие причины приводят к ухудшению общего состояния здоровья молодых людей, затрудняют процесс адаптации в социуме.
В связи с этим своевременное оказание комплекса услуг по социальному, психолого-педагогическому сопровождению указанной категории студентов значительно облегчит им учебный процесс, повысит успеваемость, а также познавательную мотивацию, предотвратит психоэмоциональный срыв, позволит раскрыть творческий потенциал личности, получить полноценное и эффективное образование.
В КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж» с 2017 года на специальности 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, 49.02.01 Физическая культура ежегодно поступают студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ.
С 2017 года в колледже обучались 3 студента-инвалида с ОВЗ следующих нозологий: слабовидящие (1 группа инвалидности), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 группа инвалидности).
В 2021-2022 в колледже обучается 5 студентов – инвалидов, 1 из которых с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата, 3 группа инвалидности).
На сегодняшний день в колледже наработан опыт обучения такой категории студентов.
Сопровождение студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ представляет собой целостную, системно-организационную деятельность, в процессе которой обеспечиваются необходимые условия для успешного обучения и развития обучающихся.
Для организации комплекса социального, психолого-педагогического, образовательного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ требуется объединенная работа целой команды специалистов различного профиля. Мы пробовали разные варианты и подходы в сопровождении студентов, в итоге остановились на разработке программы. Была разработана и в настоящее время реализуется комплексная программа «Психолого-педагогическое сопровождение первокурсников, несовершеннолетних студентов, детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, студентов, имеющих детей; студентов, прошедших военную службу; студентов, имеющих академическую задолженность».
В Программе есть раздел № 3 «Социально-педагогическое сопровождение студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ», который включает алгоритм сопровождения:
1 этап «Сопровождение профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ ( абитуриентами)».
Ключевой результат: адекватный и осознанный профессиональный выбор.
2 этап «Приемная кампания: консалтинг, сопровождение».
Ключевой результат: готовность к поступлению с учетом ограничений по здоровью, направлений подготовки и регионального рынка труда.
3 этап «Поступление в колледж».
Ключевой результат: со стороны абитуриента - успешно поступил в колледж; со стороны колледжа - понимание специфики контингента поступивших.
4 этап «Адаптация к колледжу».
Ключевой результат: успешная адаптация к колледжу, участие в жизни колледжа.
5 этап: «Сопровождение процесса обучения по выбранной специальности».
Ключевой результат: успешное освоение образовательной программы.
6 этап: «Прохождение практики».
Ключевой результат: успешное прохождение практики, наличие перспективы для трудоустройства.
7 этап: «Содействие трудоустройству»
Ключевой результат: трудоустройство после окончания колледжа.
8 этап: «Постдипломное сопровождение»
Ключевой результат: формирование базы данных по трудоустройству выпускников, формирование положительного имиджа инклюзивного трудоустройства.
Для комплексного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ привлекаются специалисты, которые работают со студентами постоянно (педагог-психолог, социальный педагог, куратор группы, преподаватель). Помимо указанных специалистов в сопровождении участвуют студенты-волонтеры. При организации волонтерской работы мы учитываем индивидуальный образовательный маршрут «особенного» студента, а также его индивидуальные особенности и потребности. Волонтеры, работающие в одной команде с сопровождающими специалистами, стремятся к тому, чтобы студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ не попали в число неуспевающих. Большое внимание уделяем организации комфортного процесса обучения, где ведущую роль играет психолого-педагогическое сопровождение.
Цель психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ – оказание поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Задачи:
Психолого–педагогическое сопровождение обучающихся проводится по следующим направлениям:
Деятельность в данном направлении предполагает: а) внедрение в образовательный процесс современных технических и программных средств обучения, информационных технологий, электронных курсов и дистанционных образовательных технологий; б) реализацию дорожной карты по оснащению учебных аудиторий специальным оборудованием (техническими средствами приема передачи учебной информации в доступной форме для инвалидов и лиц с ОВЗ).
Для данной категории студентов разработаны адаптированные образовательные программы, создана образовательная среда. Большое значение имеют дисциплины адаптивного цикла А01 Коммуникативный практикум и А02 Основы интеллектуального труда. Данные дисциплины реализуются индивидуально, поэтому их преподавание максимально приближено к потребностям каждого студента, его проблемам и сложностям.
В рамках данного направления осуществляется а) организация работы волонтеров для обеспечения технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ, б) контроль текущей успеваемости, промежуточной аттестации, посещаемости занятий студентами.
Содействие трудоустройству достигается путем решения следующих задач: а) обеспечение (подбор) мест прохождения практики для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ согласно медицинским показаниям, с учетом доступности, б) организация встреч с работодателями, в) проведение мероприятий по трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ, г) индивидуальные консультации, тренинги.
Данное направление включает три компонента: а) адаптация к процессу обучения, б) интеграция в студенческую группу, в) индивидуальное психологическое сопровождение.
Адаптация к процессу обучения инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивается путем реализации следующих мероприятий:
Интеграции в студенческую группу способствует решение таких задач, как
Индивидуальное психологическое сопровождение включает в себя
Со студентами проводятся психологические занятия, направленные на
повышение самооценки, саморегуляции («Методы и приемы саморегуляции в стрессовых ситуациях», «Вредные привычки и облик педагога», «Мои жизненные планы и перспективы»и т.д.).
Работа в каждом направлении осуществляется в тесном взаимодействии педагогов и специалистов:
Как показал опыт реализации программы, студенты с инвалидностью и ОВЗ успешно адаптируются к учебной деятельности, общаются с другими студентами, у них положительная учебная мотивация, положительная академическая успеваемость. Они активно участвуют в различных формах общественной жизни, внеурочной деятельности (играют в студенческом театре, занимаются декоративно-прикладным искусством, выступают на фестивалях и конкурсах). Три студента-выпускника трудоустроены по специальности, имеют положительные отзывы с места работы.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Опыт организации комплексного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в Ачинском педагогическом колледже
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.