Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Ключевые проблемы взаимодействия системы СПО и работодателей в современной России

11.01.2023 528 1388
Ващенко Екатерина Владимировна
Ващенко Екатерина Владимировна, преподаватель

Баженова Любовь Аполлоновна
Баженова Любовь Аполлоновна, преподаватель

Горбовская Ирина Сергеевна
Горбовская Ирина Сергеевна, преподаватель

Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий

Актуальной проблемой российского профессионального образования является его некоторая автономность, изолированность от рынка труда, временное отставание от момента возникновения потребностей в определенной категории специалистов в той или иной сфере производства, что соответственно, не дает рынку развиваться в той степени активности, на которую можно было рассчитывать, имея грамотных и подготовленных специалистов в соответствующей сфере с минимальным временным отрывом от момента появления запроса на данную специальность на рынке труда, а также в том количестве, которое необходимо для него.

Изучая проблему на примере Ангарского техникума рекламы и промышленных технологий, было выявлено, что взаимодействие между производством и образованием существует, но при этом, взаимодействие происходит с представителями конкретных производств по каждой специальности, но без должной последующей ответственности за сформированный запрос со стороны работодателя. На сегодня нет государственной структуры, отвечающей за полноценное исследование вопроса и согласование со всеми заинтересованными сторонами, с возможностью составления планов на запросы образовательным учреждениям по специальностям, с возможностью заключения договоров обучающимися о последующем трудоустройстве с работодателем.  

Разнонаправленность векторов интересов системы профессионального образования и рынка труда порождает неадекватность структуры, качества и количества предложения трудовых услуг молодых специалистов – выпускников профессиональных учебных заведений – действительным потребностям экономики.

Можно выделить следующие проблемы в сфере профессионального образования, которые негативно влияют на качество подготовки выпускников в соответствии с требованиями работодателей:

– отсутствие точных прогнозов потребностей рынка труда в молодых специалистах и неэффективную способность системы профессионального образования учитывать внешний заказ на подготовку определенного уровня работников;

– замкнутость системы образования и отсутствие полноценной оценки качества учебных программ и образовательных учреждений извне. В настоящее время контроль качества профессионального образования реализуется самим образовательным сообществом. Представляется целесообразным, если работодатели будут не только заказчиками, формирующими те или иные запросы, но и активными участниками процессов развития сферы образования. Только в этом случае можно достигнуть существенных изменений в системе образования. Соответственно возникает необходимость создавать общественно-профессиональные механизмы контроля и оценки качества. Опыт большинства развитых стран свидетельствует о том, что эффективным инструментом решения этого вопроса является создание различных профессиональных объединений работодателей и представителей академического сообщества. Помимо этого, составляются независимые рейтинги образовательных программ и учреждений, которые позволяют адекватно отразить ситуацию на образовательном пространстве и стимулировать образовательные структуры профессиональной подготовки к совершенствованию организации и содержания учебного процесса;

Решение рассмотренных проблем должно способствовать повышению качества подготовки выпускников профессиональных учебных заведений в соответствии с требованиями работодателей. Развитию взаимовыгодных отношений между работодателями и образовательными учреждениями может также способствовать проведение совместных научно-практических конференций, ярмарок вакансий и профессиональных форумов, которые предоставляют молодым специалистам информацию об имеющихся вакансиях на рынке труда. (1, с. 1229-1233)

Изучая вопрос на примере ГБПОУ «АТРиПТ», можно сказать, что все озвученные проблемы профессионального образования в полной мере имеют место в практике данного учреждения. Так, потребность в специалистах по рекламе, у изменившейся в результате распада СССР экономике, возникла еще в 90-е годы. Техникум открыл специальность «Специалист по рекламе» в 2013 году, то есть через 20 лет после возникшего в экономике запроса на специальность. Конечно, следует учитывать фактор неожиданности для смены глобальной парадигмы в экономике страны, отсутствие специалистов, ориентированных на новый рыночный уклад. Такая картина характерна для большинства учреждений системы СПО в Иркутской области и России по причине отсутствия механизма для согласования рыночной кадровой потребности с образовательными структурами.

    В 2011 году в России стартовала реорганизация системы профобразования. Главная задача — дать возможность регионам самостоятельно формировать структуру профессиональных учебных заведений с учетом особенностей местной экономики. В связи с этим интересен опыт Новосибирской области, освещавшийся на портале Сибкрай.ру. В рамках этих преобразований Постановлением губернатора Новосибирской области от 28.01.2011 №16 министерству труда, занятости и трудовых ресурсов области были переданы полномочия по организации предоставления среднего профессионального образования.

 Однозначно оценить такую инициативу как исключительно положительную довольно сложно. С одной стороны, по мнению экспертов, такая реформа вполне обоснована. т. к. профессиональное образование должно быть ориентировано на потребности рынка труда. И основным её достижением стало то, что в 2015 году 80% выпускников трудоустроились по полученной профессии. С другой стороны, не обошлась подобная кардинальная реорганизация и без существенных «минусов»: некоторые образовательные учреждения были закрыты, другие присоединены к профильным учреждениям, сократился список специальностей, по которым ведется подготовка. (4)

 В поиске форм социального партнерства особенно привлекательно выглядит набирающее последние годы популярность в нашей стране дуальное обучение. Одним из основных его преимуществ является тесное партнерство образовательных учреждений и предприятий, которые, по сути, делят между собой ответственность за образовательный процесс. Первые занимаются организацией теоретической части обучения, вторые обеспечивают производственную практику. Такое обучение «под заказ» позволяет решить сразу несколько проблем:

- адаптация учащихся к реальному производственному процессу и трудовому коллективу, благодаря чему устраняется разрыв между теорией и реалиями практики;

- полное соответствие компетенций выпускников производственным потребностям предприятия, ведь последние могут корректировать содержание учебных программ с учетом проводимой технологической модернизации;

- существенная экономия на приобретении дорогостоящего оборудования для практики в образовательные учреждения, которое чаще всего используется в них нерентабельно. (3, с. 2-3)

 Еще одной актуальной формой социального партнерства образовательных учреждений и предприятий является учебно-демонстрационный комплекс. Опыт внедрения этой формы социального партнерства в Новосибирском строительно-монтажном колледже был подробно описан в №1/2016 научно-информационного журнала «Профессиональное образование и рынок труда». Организованный там с 2009 года учебно-демонстрационный комплекс современных строительных материалов и технологий уже принес свои положительные плоды, доказав на практике, что конкурентоспособность учреждения СПО напрямую зависит от быстроты внедрения в учебный процесс производственных инноваций отрасли.

 В заключение стоит отметить, что введение единых профессиональных стандартов, которые должны теперь учитываться при формировании учебных программ, также призвано стать точкой соприкосновения рынка труда и профессионального образования, призванной устранить имеющийся сейчас дисбаланс. (2, с. 12-13)

Очевидно, что система образования должна стать более мобильной и способной быстро откликаться на меняющиеся потребности рынка труда. От этого напрямую зависит динамика развития российской экономики, потребность которой в высококвалифицированных специалистах постоянно увеличивается.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Ключевые проблемы взаимодействия системы СПО и работодателей в современной России




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*