Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальной проблемой российского профессионального образования является его некоторая автономность, изолированность от рынка труда, временное отставание от момента возникновения потребностей в определенной категории специалистов в той или иной сфере производства, что соответственно, не дает рынку развиваться в той степени активности, на которую можно было рассчитывать, имея грамотных и подготовленных специалистов в соответствующей сфере с минимальным временным отрывом от момента появления запроса на данную специальность на рынке труда, а также в том количестве, которое необходимо для него.
Изучая проблему на примере Ангарского техникума рекламы и промышленных технологий, было выявлено, что взаимодействие между производством и образованием существует, но при этом, взаимодействие происходит с представителями конкретных производств по каждой специальности, но без должной последующей ответственности за сформированный запрос со стороны работодателя. На сегодня нет государственной структуры, отвечающей за полноценное исследование вопроса и согласование со всеми заинтересованными сторонами, с возможностью составления планов на запросы образовательным учреждениям по специальностям, с возможностью заключения договоров обучающимися о последующем трудоустройстве с работодателем.
Разнонаправленность векторов интересов системы профессионального образования и рынка труда порождает неадекватность структуры, качества и количества предложения трудовых услуг молодых специалистов – выпускников профессиональных учебных заведений – действительным потребностям экономики.
Можно выделить следующие проблемы в сфере профессионального образования, которые негативно влияют на качество подготовки выпускников в соответствии с требованиями работодателей:
– отсутствие точных прогнозов потребностей рынка труда в молодых специалистах и неэффективную способность системы профессионального образования учитывать внешний заказ на подготовку определенного уровня работников;
– замкнутость системы образования и отсутствие полноценной оценки качества учебных программ и образовательных учреждений извне. В настоящее время контроль качества профессионального образования реализуется самим образовательным сообществом. Представляется целесообразным, если работодатели будут не только заказчиками, формирующими те или иные запросы, но и активными участниками процессов развития сферы образования. Только в этом случае можно достигнуть существенных изменений в системе образования. Соответственно возникает необходимость создавать общественно-профессиональные механизмы контроля и оценки качества. Опыт большинства развитых стран свидетельствует о том, что эффективным инструментом решения этого вопроса является создание различных профессиональных объединений работодателей и представителей академического сообщества. Помимо этого, составляются независимые рейтинги образовательных программ и учреждений, которые позволяют адекватно отразить ситуацию на образовательном пространстве и стимулировать образовательные структуры профессиональной подготовки к совершенствованию организации и содержания учебного процесса;
Решение рассмотренных проблем должно способствовать повышению качества подготовки выпускников профессиональных учебных заведений в соответствии с требованиями работодателей. Развитию взаимовыгодных отношений между работодателями и образовательными учреждениями может также способствовать проведение совместных научно-практических конференций, ярмарок вакансий и профессиональных форумов, которые предоставляют молодым специалистам информацию об имеющихся вакансиях на рынке труда. (1, с. 1229-1233)
Изучая вопрос на примере ГБПОУ «АТРиПТ», можно сказать, что все озвученные проблемы профессионального образования в полной мере имеют место в практике данного учреждения. Так, потребность в специалистах по рекламе, у изменившейся в результате распада СССР экономике, возникла еще в 90-е годы. Техникум открыл специальность «Специалист по рекламе» в 2013 году, то есть через 20 лет после возникшего в экономике запроса на специальность. Конечно, следует учитывать фактор неожиданности для смены глобальной парадигмы в экономике страны, отсутствие специалистов, ориентированных на новый рыночный уклад. Такая картина характерна для большинства учреждений системы СПО в Иркутской области и России по причине отсутствия механизма для согласования рыночной кадровой потребности с образовательными структурами.
В 2011 году в России стартовала реорганизация системы профобразования. Главная задача — дать возможность регионам самостоятельно формировать структуру профессиональных учебных заведений с учетом особенностей местной экономики. В связи с этим интересен опыт Новосибирской области, освещавшийся на портале Сибкрай.ру. В рамках этих преобразований Постановлением губернатора Новосибирской области от 28.01.2011 №16 министерству труда, занятости и трудовых ресурсов области были переданы полномочия по организации предоставления среднего профессионального образования.
Однозначно оценить такую инициативу как исключительно положительную довольно сложно. С одной стороны, по мнению экспертов, такая реформа вполне обоснована. т. к. профессиональное образование должно быть ориентировано на потребности рынка труда. И основным её достижением стало то, что в 2015 году 80% выпускников трудоустроились по полученной профессии. С другой стороны, не обошлась подобная кардинальная реорганизация и без существенных «минусов»: некоторые образовательные учреждения были закрыты, другие присоединены к профильным учреждениям, сократился список специальностей, по которым ведется подготовка. (4)
В поиске форм социального партнерства особенно привлекательно выглядит набирающее последние годы популярность в нашей стране дуальное обучение. Одним из основных его преимуществ является тесное партнерство образовательных учреждений и предприятий, которые, по сути, делят между собой ответственность за образовательный процесс. Первые занимаются организацией теоретической части обучения, вторые обеспечивают производственную практику. Такое обучение «под заказ» позволяет решить сразу несколько проблем:
- адаптация учащихся к реальному производственному процессу и трудовому коллективу, благодаря чему устраняется разрыв между теорией и реалиями практики;
- полное соответствие компетенций выпускников производственным потребностям предприятия, ведь последние могут корректировать содержание учебных программ с учетом проводимой технологической модернизации;
- существенная экономия на приобретении дорогостоящего оборудования для практики в образовательные учреждения, которое чаще всего используется в них нерентабельно. (3, с. 2-3)
Еще одной актуальной формой социального партнерства образовательных учреждений и предприятий является учебно-демонстрационный комплекс. Опыт внедрения этой формы социального партнерства в Новосибирском строительно-монтажном колледже был подробно описан в №1/2016 научно-информационного журнала «Профессиональное образование и рынок труда». Организованный там с 2009 года учебно-демонстрационный комплекс современных строительных материалов и технологий уже принес свои положительные плоды, доказав на практике, что конкурентоспособность учреждения СПО напрямую зависит от быстроты внедрения в учебный процесс производственных инноваций отрасли.
В заключение стоит отметить, что введение единых профессиональных стандартов, которые должны теперь учитываться при формировании учебных программ, также призвано стать точкой соприкосновения рынка труда и профессионального образования, призванной устранить имеющийся сейчас дисбаланс. (2, с. 12-13)
Очевидно, что система образования должна стать более мобильной и способной быстро откликаться на меняющиеся потребности рынка труда. От этого напрямую зависит динамика развития российской экономики, потребность которой в высококвалифицированных специалистах постоянно увеличивается.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Ключевые проблемы взаимодействия системы СПО и работодателей в современной России
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.