Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОбщение имеет первостепенное значение в образовании. Будь то учитель и ученик, ученик и ученик, учитель и учитель, учитель и родитель, учитель и администратор или администратор и родитель, или наоборот, общение необходимо для того, чтобы ученики успешно осваивали новые знания.
Большая часть информации передается посредством невербального общения. Мимика и жесты играют важную роль в оценке собеседников. В процессе невербального общения информация, получаемая участниками, включает в себя эмоциональное состояние друг друга, темперамент и навыки общения, социальный статус и принадлежность к определенной группе или субкультуре, отношения и общение с партнерами.
В настоящее время доказано, что трудности процесса межличностного общения в условиях визуальной ограниченности могут проявляться в процессе:
формирования первого впечатления о человеке;
формирования представления о внешности человека;
получения обратной связи между партнерами;
акта взаимодействия и др.
Причинами, усложняющими процесс межличностного общения слепых и слабовидящих, могут быть:
нехватка эмоционального и личного общения;
низкий уровень развития вербальных и невербальных методов общения;
партнер по общению не может быть обнаружен с помощью анализатора безопасности;
некоторые люди с нарушениями зрения обладают негативными
характеристиками (замкнутость, отсутствие навыков общения и т.д.).;
наличие длительного депрессивного состояния и т.д.
Причины, которые прямо или косвенно оказывают негативное влияние на процесс межличностного общения слабовидящих из-за визуальной ограниченности, неизбежно определяют возникновение коммуникационных барьеров и трудностей в общении для слабовидящих.
В настоящее время разработаны методы и приемы устранения коммуникативных барьеров и трудностей в межличностном общении в условиях визуальной ограниченности, а также они внедрены в современных специальных образовательных учреждениях в рамках формирования направления образовательной коррекции общения. В то же время необходимо иметь в виду, что работа в этой области требует от специальных преподавателей не только понимания особенностей межличностного общения, осуществляемого в случае нарушения зрения, и владения определенными методами для повышения его эффективности, но и определенной психологической грамотности.
В рамках дифференцированного подхода к учащимся с внешними коммуникативными барьерами, с одной стороны, рекомендуется усердно работать над повышением уровня вербальных и невербальных методов общения для слепых и слабовидящих учащихся, а также развивать способность выражать свое состояние и настроение с их помощью. С другой стороны, целенаправленно сотрудничать со своим социальным окружением, чтобы устранить предрассудки, клише и социальные стереотипы, связанные с людьми, находящимися в условиях визуальной ограниченности, и улучшить понимание особенностей их коммуникативного поведения.
Специальные педагоги должны помнить, что существуют два вида трудностей, имеющие первичный характер, зависящие от природных свойств человека, их отличает предопределенность и неизбежность возникновения. Например, биологические, психофизиологические, личностные свойства (агрессивность, тревожность, ригидность и др.).
Имеющие вторичный характер могут быть вызваны Следующими причинами:
психогенный характер (результат психологического стресса, тяжелых
переживаний и неудач, а также недостаточной самооценки);
социогенный характер (неудачный опыт эмоционального и социального
контакта, неправильное суждение в образовании, определенные условия общения и т.д.).
Трудности в общении, вызванные психогенными причинами, приведут к определенным негативным изменениям, в особенности в доверительном общении.
Эффективность коррекционной работы по оптимизации процесса межличностного общения слепых и слабовидящих учащихся при формировании их коммуникативной деятельности во многом зависит от психологической грамотности специальных педагогов. С другой стороны, большую роль в развитии и корректировки коммуникативных способностей ребёнка играют его родители. Однако зачастую, когда ребенок рождается с особенностью зрения или какой-либо еще, он попадает в условия «социальной изоляции», родители недостаточно с ним общаются, вследствие чего ребенок недополучает ласку и внимание, речевую практику и практику межличностных отношений.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проблемы и трудности коммуникации слепых и слабовидящих школьников в современном социуме образовательной организации
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.