Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интерактивные технологии с применением электронных ресурсов в реализации смешанного обучения

12.12.2022 250 2131
Егорова Жанна Рафаильевна
Егорова Жанна Рафаильевна, преподаватель

Алтайский промышленно-экономический колледж

Используя новые возможности, преподаватель может выстраивать процесс работы со студентами в удобном для него и интересном для студентов формате. В данной публикации будет представлен обобщенный опыт реализации системы уроков по истории в системе смешанного образования с применением интерактивных технологий и электронных ресурсов. Методические разработки были подготовлены для групп специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения 40.02.02 Правоохранительная деятельность на базе основного общего образования по учебному предмету «История», который продолжает изучение школьного курса и затрагивает историю XX – XXI вв.

Студенты данных специальностей получают профессиональное юридическое образование, в связи, с чем количество часов, отведенное на изучение дисциплины, увеличено учебным планом специальности. В юридическом образовании исторические знания всегда были значимой часть процесса обучения, поэтому перед преподавателем стоит задача дать полноценные, качественные и глубокие знания, а также заинтересовать и мотивировать студентов, на изучение профессионально направленных дисциплин, в том числе и истории профессионального цикла на следующих курсах обучения.

Для реализации технологии смешанного обучения образовательная организация должна иметь подготовленную информационную среду. В «Алтайском промышленно-экономическом колледже» для работы со студентами создано несколько электронных ресурсов, позволяющих обеспечивать работу всей специальности и выделять конкретные учебные предметы, дисциплины, МДК. Единая образовательная среда «АПЭК» предполагает использование системы Moodle, на которой студенты прикреплены с своей специальности и имеют доступ ко всем курсам, изучаемым в течение всего периода обучения. Обучаемые, записанный на курс, получает доступ ко всем учебным материалам, заданиям практических работ, презентациям, документам, схемам и картам. Курсы и задания пополняются и изменяются в зависимости от требований ФГОС, изменения примерных рабочих программ и рабочих программ образовательной организации. Несомненным плюсом такой формы организации является возможность студентов в любой хронологический период обратиться к текстам лекций и практическим заданиям.

Еще одной формой дистанционного взаимодействия преподавателей и студентов являются ссылки на облачные хранилища преподавателей, куда они загружают задания для дистанционного обучения по своему предмету для учебной группы на конкретный день. Такая система дает возможность локального изучения темы или проведения практического занятия и не предполагает длительного хранения информации (максимум – один учебный семестр).

Далее будут представлены методические разработки уроков, используемые на практике по разделу II История России, главе 1 Россия в годы «великих потрясений» 1914–1921. Материалы составлены на основе УМК «История России. 10 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 3 ч.Ч 1 по ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2020. – 175с.».

Данные методические рекомендации могут быть использованы преподавателями для подготовки и проведению аудиторных занятий, включают в себя методические разработки уроков, ресурсы, которые можно использовать преподавателю при подготовке к занятию, а также технологии для построения занятия по принципу смешанного обучения.

Тема 1.1 Россия в Первой мировой войне предполагает изучение большого количества дидактических единиц. Например: Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом.

За два академических часа необходимо усвоить большое количество материала, поэтому мотивацию студентов можно повысить, применив различные технологии. Например, на этапе актуализации знаний, обучающимся предлагается решить небольшой исторический кроссворд по теме. Опираясь на знания школьного курса, а так же курса всеобщей истории, пройденного в рамках изучения раздела I, студенты должны ответить на следующие вопросы:

  1. Крупное наступление русских армий (прорыв) на Юго-Западном фронте летом 1916 г., один из самых значительных успехов России в ходе Первой мировой войны.
  2. Блок, созданный в 1915г. в противовес блоку Антанта.
  3. Верховный главнокомандующий русскими войсками в Первую мировую войну.
  4. Стратегический план военного командования Германской империи, который был разработан в начале XX века, чтобы одержать быструю победу в Первой мировой войне на Западном фронте в войне с Францией, и в войне с Россией на Восточном фронте.
  5. Перевод вооруженных сил государства, существующих в мирное время, на организацию и состав военного времени.
  6. Страна, которая начала Первую мировую войну.
  7. Насильственный переворот во всех сферах жизнедеятельности общества, цель которого коренное изменение существующего строя.
  8. Решение кроссворда помогает студентам повысить уровень своей мотивации и углубиться в уже изученный материал, что облегчает изучение новой темы и рассмотрение Первой мировой войны под новым углом. Повышается качество знаний по истории, развивается логика и мыслительная деятельности обучающихся.
  9. Изучение данной темы строиться на уже изученном ранее материале, поэтому первостепенной задачей преподавателя является обобщение и объединение уже имеющихся знаний с новой информацией и дополнением о роли Российской Империи в Первой мировой войне и восприятии войны внутри государства. Последующие темы раздела новые для студентов, поэтому требуют большей проработки и подготовки со стороны преподавателя.

Тема 1.2 Великая российская революция 1917 г.  предполагает изучение причин, предпосылок, хода революции, особенности формирования партий внутри страны и их борьбу за власть, отношения населения к Февральской революции и событиям октября. Данное занятие проводилось в дистанционном формате и отражает возможности реализации модели «Перевернутый класс». Данная модель предполагает перенесение активной учебной деятельности на домашнее изучение, а на занятии студенты должны «закрыть пробелы», возникшие при рассмотрении темы. Задача преподавателя – подготовить теоретический материал в онлайн-среде и донести о обучающихся.

Для начала преподаватель должен определить цели и задачи занятия.

Цели:

  1. выяснить причины падения монархии, объективные и субъективные факторы, повлиявшие на февральские события 1917 г., последствия падения монархии;
  2. выявить случайность или закономерность падения самодержавия.

Задачи:

  1. понимать смысл основных понятий; называть даты основных событий Февральской революции 1917 года;
  2. характеризовать основные события Февральской революции 1917 года;
  3. развивать навыки и умения анализа причинно-следственных связей, явлений и событий.

После постановки цели и задач необходимо структурировать весь материал для занятия, так же подобрать необходимый электронный материал по теме для обучающихся.

Изучение темы начинается с событий февраля 1917 года, поэтому первое занятие данной темы предполагает именно эту направленность.

Пример инструкции работы для студентов:

Россия накануне 1917 г. находилась в крайне тяжёлом положении. Подрыв хозяйства, военные неудачи и прочие беды государства объяснялись неспособностью императора Николая II руководить огромной державой. Увеличивается количество людей, требующих улучшения своего материального положения. Либеральная и социалистическая оппозиция стремится к ограничению самодержавия или его полному свержению.

Как Вы думаете, февральские события – историческая закономерность или трагическая случайность?

  1. Познакомьтесь с видео по ссылке: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6392/main/282570/ и текстом параграфа №3 учебника «История России. 10 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 3 ч.Ч 1 по ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2020. – 175с.» составьте конспект в тетрадь и ответьте на вопросы:
  • Почему сформированное после свержения монархии правительство получило название «Временного»?
  • Назовите основные политические партии, действовавшие в России к 1917г. Дайте их основную характеристику.
  • Почему Временным правительством было отложено решение вопросов о земле и национально-государственном устройстве страны?
  • Перечислите кризисы Временного правительства.
  1. Выполните задания для самопроверки:
  1. Запишите в тетради вопросы, появившиеся в процессе изучения темы.

Таким образом, дома студенты изучат видеолекцию и познакомятся с теоретическим текстом, составят конспект, пройдут этап первичного заключения и рефлексии, попытавшись оценить сложноси, которые возникли при изучении данной темы.

При проведении следующего занятия по теме 1.2 Великая российская революция 1917 г., в котором упор будет делаться на события октября 1917 года, на этапе актуализации знаний и по мере изучения темы, студенты смогут задать свои вопросы и ликвидировать пробелы, появившиеся при самостоятельно изучении темы. Для этого можно использовать не только привычную форму работы «вопрос-ответ», но и интерактивные задания электронного ресурса Российской электронной школы по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/6392/train/282574/. Так же, плавный переход от событий февраля к октябрю 1917 года позволит сформировать полную картину политических, экономических и социальных событий, происходивших в России того периода, а так же значение Первой мировой войны для внутреннего развития государства.

Можно сделать вывод, что в данном случае смешанное обучение и использование модели «перевернутый класс» может повысить мотивацию школьников и улучшить качество их знаний, а так же содействовать формированию личностных качеств. Увеличивается вовлеченность студентов в образовательный процесс, повышается уровень ответственности за свою работу. Так же, в случае затруднений студенты могут знакомиться с материалами неограниченное количество раз и работать в собственном темпе, что повысит их качество знаний.

Процесс работы проходит во взаимодействии с преподавателем, либо самостоятельно. При выполнении заданий обучающиеся отвечают на вопросы в группе, что приводит к диалогу и развитию коммуникативных навыков. Деление а группы и зонирование помогают вовлечь в учебный процесс всех студентов и включить их в активную деятельность, причем не только индивидуальную, но и групповую. Студенты становятся активными участниками образовательного процесса, который связан как с классическими формами работы, так и с информационными технологиями. У студентов повышается уровень заинтересованности и мотивация, они могут самостоятельно формулировать цели своей работы на каждом этапе, темп его прохождения и форму работы (командная или индивидуальная), так же на этапе рефлексии студентам легче самостоятельно оценить свои учебные достижения и увидеть проблемы в знаниях.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование электронных ресурсов и инструментов позволяет реализовать смешанное обучение в образовании. На различных этапах занятия можно интегрировать применение интерактивных технологий и моделей смешанного обучения. Для реализации на занятиях предпочтительно выбирать комплексные ресурсы, совмещающие в себе учебный контент и инструментарий для организации занятия. Цифровые ресурсы могут быть уже готовы, например ресурсы РЭШ, представленные в разработках, так и созданные преподавателем для своего занятия, в данном случае задания на сайтах LearningApps.org. и Mentimeter.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Интерактивные технологии с применением электронных ресурсов в реализации смешанного обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*