Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСеминар как форма учебного занятия характерная для преподавания гуманитарных дисциплин вообще и философии - особенно.
Семинар – это форма учебного процесса, построенная в том числе и на самостоятельном изучении обучающимися по заданию преподавателя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата, презентации и их совместного обсуждения.
Считается, что семинары начали проводиться в Московском университете со второй половине XIX в., у истоков их стоял профессор В.Н. Герье. Семинарский метод обучения он рассматривал как основную и самую действенную форму приобщения студентов к использованию хрестоматийных источников и исторической литературы на научной основе. В семинарах А.С. Лаппо-Данилевского, М.М. Богословского, А.А. Шахматова изучению источников придавалось доминирующее значение.
В практике чаще всего используется вопросно-ответная форма семинара, обсуждение рефератов, дискуссия, круглый стол и т.д. Вопросно-ответные семинары значительно легче вести преподавателю, обучающимся готовиться к ним тоже достаточно просто. Метод вопросно-ответного семинара в меньшей мере направлен на осмысление, в большей – на заучивание учебного материала, так как здесь практически превалирует повторение материала лекции и учебника.
Вопросно-ответный семинар и семинар с обсуждением рефератов – наиболее простые виды семинаров.
Остановимся на таких разновидностях семинарских занятий, как семинар-исследование и семинар с элементами дискуссии.
Семинар-исследование – вид семинарских занятий, смысл которого заключается в приобретении и частичной реализации знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования.
Семинар-исследование включает три этапа и часто выходит за временные и содержательные рамки одного-двух уроков. Семинар-исследование – наиболее сложная форма групповых занятий, при реализации ОГСЭ.01 Основы философии в СПО применить можно эту форму, но при этом задание должно быть расписано подробно – план исследования, источники.
Руководитель семинара прежде всего определяется с задачей, которая будет предложена участникам занятия. В общих чертах она может выглядеть как осмысленное, целенаправленное приобретение и углубление философских знаний на основе реализации образовательно-исследовательской, воспитательной, практической и методической функций.
Далее необходимо сформулировать исходную проблему исследования. Например, семинар-исследование по работе с текстом: Платон «Апология Сократа». Проблема исследования: почему автор учебника «Основы философии» А.А. Горелов отмечает, что у истоков философии стояла жертва Сократа. Обучающимся предлагается прочитать текст философского произведения Платон «Апология Сократа» и ответить на вопросы:
Целью Платона при написании «Апологии» было посмертно оправдать Сократа от ложных обвинений и показать, что он жертва.
Изучив философское произведение по заданию, другие материалы исследование закончится после обсуждений вопросов ответом, поставленным к исследованию. Может и ни сложное исследование, но выполнимое и интересное для обучающихся.
Как правило, исходная проблема для семинара-исследования должна вписываться в изучаемый курс, содержать исследование проблем по философскому произведению или определенному периоду. Семинары-исследования наиболее подходят по истории философии. Например, какие проблемы поднимались в философии разных периодов, в разных философских школах.
Определив задачу и сформировав исходную проблему семинара-исследования, преподаватель разрабатывает его план. Хорошо продуманный и частично реализованный накануне занятия, план способствует более быстрой адаптации обучающихся к проведению исследовательского разговора на семинаре. Он содержит: цели и задачи семинара, исходную проблему, проблемные задания, литературу для изучения, вопросы для обсуждения на семинаре.
Практическая функция семинара-исследования предполагает вычленение из произведений философов поднимаемых, исследуемых ими вопросов и проблем, показ их использования в ходе развития рассматриваемой проблемы.
Важно, в заключении оценить как прошло семинарское занятие, активность участников, предложить им выбрать свои темы или интересующиеся их вопросы.
Применение в практике семинаров- исследований, или на семинарах отдельных вопросов-исследований повышает интерес обучающихся к изучению философии, учит их больше рассуждать, искать ответы на сложные жизненные вопросы. Семинар-исследование можно рекомендовать как обобщающееся занятие по истории философии. Задание по исследованию: исследовать какие проблемы поднимались в философии разных периодов.
Остановимся еще на одном виде семинарского занятия – это семинар с элементами дискуссии. В переводе с греческого дискуссия – это рассмотрение, исследование. Применимо к семинарскому занятию, дискуссия - это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.
Выделяют три типа дискуссий: императивный, конфронтационный, информативный. Тип дискуссии зависит от целей, определенных преподавателем на конкретное занятие.
Императивный тип дискуссии – это дискуссия, в условиях которой участники семинара приходят к общей позиции, общей точке зрения на предмет обсуждения. Данный тип дискуссии оценивается как результативный: от нескольких точек зрения участники семинара подошли к одной; единая точка зрения аргументированно и обстоятельно доказана всеми учащимися и понята ими.
Конфронтационный тип дискуссии – это дискуссия, в процессе которой участники семинара не приходят к единой точке зрения, занимая противоположные позиции. Он получил название «ничейный», поскольку участники семинара (микрогруппы из участников семинара) остались каждый при своем мнении.
Информативный тип дискуссии – это дискуссия, в которой обучающиеся получают в первую очередь от преподавателя такой материал, который позволяет лишь вникнуть в сущность вынесенной проблемы. Такая дискуссия получила название «неопределенной», поскольку ее главный вопрос так и остается нерешенным либо переходит на еще более сложный уровень.
В целом, в практике преподавания философии мною не применяются семинары-дискуссии, но на занятиях поднимаются дискуссии по жизненным темам. При выборе темы дискуссии я исхожу из того, что интересно для обучающихся и актуально. Например, при изучении темы «Фундаментальные характеристики человека» я бы провела дискуссию о патриотизме и милосердии, в общем о человеческих ценностях. Считаю, что это было бы полезно для молодежи определиться для себя, а как они понимают и как относятся к патриотизму и милосердию. Актуальность выбранных вопросов для дискуссий определяется той пользой, которую принесут обучающимся полученные в ходе дискуссии знания, а также навыки и умения их добывания.
При проведении семинара-дискуссии необходимо понимать принципы проведения дискуссии: равенство участников дискуссии, которое означает равноправие всех участников семинара; устойчивая направленность дискуссии по обсуждаемым вопросам или проблемам; адекватность восприятия, когда высказанные точки зрения одними участниками дискуссии воспринимаются соответственно равноценно другими участниками дискуссии, и наоборот.
Рассмотрим порядок ведения дискуссии на семинаре. План дискуссии включает (предусматривает):
а) вступительное слово, в котором преподаватель формулирует дискуссионную тему, обосновывает и актуализирует ее.
б) выступления и возможные реплики участников дискуссии. Преподаватель строго следит за ними, чтобы никто из участников не нарушал правил дискуссии, оперативно и умело гасить возникающие конфликтные ситуации, обеспечивает свойственную учебной дискуссии тональность и т. д.;
в) формирование групп единомышленников для работы в команде;
г) постепенное подведение дискуссии к общей точке зрения или сближение точек зрения дискутирующих;
д) заключение, в котором подводится итог дискуссии: формулируется основная точка зрения, к которой пришли участники семинара; объявляются оценки выступающих.
Важным недостатком дискуссии являются разговоры, не имеющие непосредственного отношения к теме. Задача преподавателя, корректно вернуться к теме дискуссии.
Каким должен быть идеальный семинар по философии? Свободным, раскованным обсуждением поставленной проблемы, хорошо, если с элементами дискуссии. Роль преподавателя заключается в том, чтобы мотивировать обсуждение и руководить им. От преподавателя на семинарском занятии зависит насколько будут достигнуты запланированные цели. Правильно поставленный вопрос к обсуждению обращен ко всей аудитории; учитывает границы возможного знания студентов (преподаватель хорошо знает литературу, рекомендованную студентам для чтения к семинару и содержание прочитанных студентам лекций по обсуждаемой теме); ориентирован на обсуждение.
В практике проведения семинарских занятий выделяется их значительное число форм:
Возможно три варианта выбора соотношения семинар-лекция: полное совпадение тем семинаров и тем лекций, их частичное несовпадение, их полное несовпадение. Выбор делает преподаватель и зависит он от рабочей программы дисциплины и количества часов.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проведение семинарских занятий в преподавании учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.