Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЦифровая трансформация проникает во все сферы экономики, глубоко и иногда кардинально меняя систему взаимоотношений на рынке труда. Одним из трендов является вовлечение работников в новую систему трудовых взаимоотношений, формируемых в современных цифровых платформах (Яндекс, Авито и т.д.). Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует результаты проекта «Исследование цифрового неравенства в России и его влияния на цифровизацию экономики и общества». В исследовании впервые представлена оценка платформенной занятости в России по данным Росстата за I полугодие 2022 года. Рост платформенных работников (на 257 тыс. человек во II квартале 2022 г. по сравнению с I кварталом 2022 г.) говорит об адаптации рынка труда к новым условиям.
Цифровизация определяет новые тенденции не только на рынке труда, но и формирует новые требования к подготовке кадров в образовательных учреждениях. Роль образовательного учреждения заключается в формировании и всестороннем развитии набора навыков и компетенций студента. Мы считаем, что различные компетенции обучающегося находятся в постоянной взаимосвязи, движении и развитии. Необходим комплексный подход, позволяющий интегрировать различные составляющие общей компетентности студента.
Вопросы компетентностного подхода в образовании актуальны и представлены в работах авторов И. А. Зимняя, О. И. Окуловский, А.Э. Попович, А. В. Хуторской и др. Анализ литературных источников позволил определить терминологию понятий «компетентность» и «компетенция»:
- компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной;
- компетентность – это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных компетенций [3].
Информационно-аналитическая компетентность обучающегося является существенным фактором понимания масштаба, динамики, сложности взаимосвязей его будущей профессиональной деятельности. Это понимание тенденций будущего развития сферы деятельности, ее взаимодействия с внешним окружением, приспособления к изменившимся условиям. Информационно-аналитическая компетентность включает решение задач сбора, обработки и анализа информации [2]. Информационно-аналитическая деятельность в целом предполагает выполнение следующих работ:
Рассмотрим основные научные подходы: системный, процессный и ситуационный, и их применимость к развитию информационно-аналитической компетентности.
Системный подход основан на теории систем и системном анализе. Системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов — это способ мышления. Чтобы осознать, как системный подход сформировать и развить информационно-аналитическую компетентность студентов, необходимо понять, что такое система.
Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. К свойствам систем относятся целостность, неаддитивность, эмерджентность, синергизм, обособленность, совместимость, адаптивность.
Системный подход является методологической основой и отражает комплексный характер информационно-аналитической компетентности. Основные идеи системного подхода, применяемые в формировании и развитии информационно-аналитической компетентности студентов:
На практике эти идеи выражаются в интеграции информационно-аналитической компетентности студентов с общими и профессиональными и направлены на повышение профессиональной эффективности будущего специалиста в условиях динамично развивающейся сферы деятельности.
В основе ситуационного подхода лежит ситуация, которой надо управлять. Ситуации, в которых студент применяет информационно-аналитические навыки, достаточно разнообразны и повсеместны. Эти состояния, или ситуации, вызваны воздействием внешних факторов, влияют на отдельные элементы учебной деятельности как системы, вызывая конкретную реакцию со стороны обучающегося, и позволяют проявить различные компетенции.
Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления о возникающих задачах и их решениях. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей наиболее эффективно. Основные идеи ситуационного подхода, применяемые в формировании и развитии информационно-аналитической компетентности студентов:
Информационно-аналитическая компетентность проявляет себя как ответ на различные ситуации, возникающие в образовательном процессе. Формирование и развитие информационно-аналитической компетентности строится как система исходя из ситуационных предпосылок путем формирования единого и непрерывного процесса реализации отдельных функций, составляющих этот процесс.
Формирование и развитие информационно-аналитической компетентности представляет собой не единоразовый прием обучения, а постоянный процесс в силу динамичности внешних и внутренних факторов; сложности и разнообразии процессов образовательной и профессиональной деятельности; наличия и взаимосвязи формализуемых и неформализуемых целей и критериев; неполноты, неточности исходной информации.
Следует отметить, что все эти подходы «работают» одновременно, находясь друг с другом в общем, универсальном взаимодействии. Автор подчеркивает, что информационно-аналитическая компетентность базируется на интеграции различных научных подходов.
Оригинал работы: Особенности подготовки кадров в условиях цифровизации экономики
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.