Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация работы с философским произведением на практических занятиях по учебной дисциплине ОГСЭ. 01 Основы философии

01.11.2022 261 485
Рожкова Ирина Александровна
Рожкова Ирина Александровна, преподаватель

Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства

Рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование предусмотрен такой  вид учебных занятий   как  практическое занятие.

Практические   занятия по учебной дисциплине ОГСЭ. 01 Основы философии направлены как на достижение учебных целей – обретение соответствующих компетенций, так и на формирование у обучающихся самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни в обществе.

Практические   занятия обучающихся является одним из видов учебной деятельности обучающихся, целями которой являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умений использовать различные информационные источники: нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений.

Выполнение  практических занятий  по учебной дисциплине ОГСЭ. 01 Основы философии  направлено на формирование следующих общих компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам, ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности, ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

При выполнении практических занятий  могут быть запланированы или использованы следующие формы:

  • работа с философским произведением, самостоятельный анализ их, ответы на поставленные вопросы преподавателя;
  • составление опорных или развернутых конспектов;
  • деловые игры, ролевые игры;
  • разрабатывание самостоятельно или решение предложенных преподавателем кроссвордов,  тестов и др.

В практике проведения практических занятий мною отдается предпочтение  такой форме,  как работа с философским произведением. Цель проводимых практических занятий - помочь обучающимся в усвоении вопросов теории, в приобретении ими необходимых навыков для самостоятельного изучения первоисточников по учебной дисциплине.  При  работе с текстом философского произведения осуществляется выработка навыков   самостоятельного поиска информации, решения теоретических и практических задач, обобщения, компетентного участия в обсуждении  вопросов практического задания. Кроме того,  каждый студент имеет возможность проверить, насколько он усваивает учебный материал, принять участие в обсуждении, высказать и защитить свою точку зрения на ту или иную проблему, изучаемую в курсе учебной дисциплины.

При работе с философским произведением задача преподавателя дать обучающимся методы работы с философским произведением. Для того, чтобы этот процесс был успешным, необходимо с первых  теоретических занятий по учебной дисциплине приучать студентов к работе с философскими произведениями. Так например при изучении истории философии ссылаться на произведения философов, читать их фрагменты вслух, определять тему, проблемы, поднятые автором.

Если на практическом занятии  проводится   работа с текстом философского произведения, то перед началом выполнения заданий преподавателю следует  провести инструктаж по выполнению задания, который включает рекомендации по работе с  философским произведением, цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

 Наиболее  важными   по работе с  философским произведением являются следующие рекомендации для студентов:

  • внимательно прочитайте текст философского произведения, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя справочную литературу;
  • сформулируйте общее представление о философском произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, историческую ситуацию в этот период, определите причины, побудившие автора написать работу);
  • разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию;
  • еще раз просмотрите весь текст. Составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите соответствующие записи в тетрадях для  практических занятий.

Заданиями  по работе с философским произведением могут быть следующие: составление  тезисов, конспект, ответы на вопросы к тексту, выписывание цитат автора и др.

В форме тезисов может быть выполнено как письменное задание, так и подготовлено устное выступление. В тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой утвердительной форме раскрывается их основное содержание.

Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств.  В  конспект  можно включать и собственные замечания, размышления (как правило, на полях).

Как составить конспект философского произведения? После ознакомления с произведением следует составить его план, записать название источника, указать автора, год издания работы. Конспективную запись следует разделить на части в соответствии с пунктами плана.  Каждая  часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы можно подчеркивать наиболее важные положения, делать пометки на полях.

В курсе учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии мною предусмотрены практические занятия, которые  предполагают  работу с философским произведением. Обучающимся предлагается не просто прочитать текст произведения автора, но и ответить на вопросы к данному произведению или составить тезисы.

При выполнении задания по вопросам к тексту следует придерживаться следующих рекомендаций: внимательно прочтите текст;   вернитесь  в тексте к той части, в которой изложен ответ на поставленный вопрос;   прочтите внимательно эту часть текста, выделите главное;   составьте ответ к заданному вопросу в виде конспекта или тезисов.

В практике проведения практических занятий мною запланировано четыре практических занятия с текстами философского произведения, когда обучающимся предлагается ответить на вопросы к произведению, составить тезисы.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Организация работы с философским произведением на практических занятиях по учебной дисциплине ОГСЭ. 01 Основы философии 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*