Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЦели: вспомнить происхождение, виды фразеологизмов, уместности их употребления в речи, тренироваться в подборе фразеологизмов, расширить запас фразеологизмов в собственной речи, орфографический и пунктуационный практикум.
Ход урока.
1. Повторение.
Назовите состав русской лексики. Дайте определение основных понятий лексики. Проверка домашнего задания.
2. Слово учителя о фразеологии и фразеологизмах. Составление конспекта. Позже сравним, чей конспект лучше. (Слайд 1)
Фразеологизмы, их происхождение и употребление (Слайд 2)
Фразеология (от греч. фразис— «выражение» и логос — «учение») — раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые обороты речи. Такие обороты называются фразеологизмами или фразеологическими единицами. (Слайд 3)
В отличие от обычных, свободных словосочетаний, в которых каждое слово имеет самостоятельное значение и может свободно сочетаться с любыми другими словами, фразеологизмы не являются свободными. Это связанные, цельные, устойчивые выражения, обладающие особым смыслом, который не складывается из значения отдельных слов, входящих в эти выражения. Сравним два словосочетания: «котлету съел» и «собаку съел». Смысл первого из них вытекает из значений тех слов, из которых оно состоит. И каждое из этих слов может свободно сочетаться с другими словами, сохраняя свое значение: «котлету поджарил», «яблоко съел».
А выражение «собаку съел» означает «приобрел большой опыт, знания», и, чтобы передать именно этот смысл, в этом выражении нельзя изменить ни одного слова. Если речь идет о мастере своего дела, обычно говорят: «Он на этом деле собаку съел». Но если сказать, например, «Он на этом деле съел кошку», то выражение просто утратит всякий смысл.
§ Виды фразеологизмов. (Слайд 4)
Фразеологизмы — это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в речи каждый раз заново, а воспроизводятся как уже готовые, закрепленные в памяти речевые единицы. Резкой границы между различными фразеологическими единицами нет, они с течением времени могут становиться более связными или более свободными. Фразеологизмы сочинительные, именные и глагольные.
- Синтаксическая роль фразеологизмов. (Слайд 5)
- Фразеологические сращения, единства и сочетания. (Слайд 6)
Чтение параграфа 12 учебника (стр. 57- 58. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразов. Учреждений/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.- 368 с. ).
Запись определений фразеологических сращений, единств и сочетаний. (Слайды 7,8,9,10)
- Однозначные и многозначные фразеологизмы. Омонимия, синонимия и антонимия фразеологизмов. (Слайды 11,12,13,14)
Сочетание слов, из которых состоят фразеологизмы, обычно обладает целостным значением, к ним можно подобрать один синоним («как снег на голову» — неожиданно; «спустя рукава» — плохо и т. д.). Фразеологизмы также могут вступать в синонимические и антонимические отношения между собой: «ни то ни се» — «ни рыба ни мясо» (синонимы); «держать ушки на макушке» — «считать ворон» (антонимы).
Фразеологизмы могут иметь одно или несколько значений. Например, «в один голос»: 1. Все вместе, одновременно (Все в один голос вскрикнули). 2. Единодушно, единогласно {Все в один голос доказывали, что это самый интересный фильм).
Работа по учебнику (стр. 58-59) Цели: определить источники фразеологизмов, (Слайд 15) выяснить, что кроме фразеологизмов относится к фразеологии, назвать, к какому стилю в большей степени относятся фразеологизмы и почему?
(Для справки: К фразеологизмам часто относят пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые выражения.
3. Выполнение упр. 77, стр. 60. Проверка.
4. Зачитать конспекты (2-3 человека).
5. Продолжение беседы.
§ Какие нормы надо соблюдать при употреблении фразеологизмов? (вопрос к группе)
В употреблении фразеологизмов следует соблюдать определенные нормы.
1. Во фразеологизмах нельзя произвольно менять слова, иначе они утратят свой смысл, перестанут быть узнаваемыми. Например, нельзя сказать вместо «кот наплакал» — «кошка наплакала».
2. Не допускается включение новых слов в большинство фразеологизмов. Нельзя сказать: «взяться за свой ум», правильно: «взяться за ум».
3. Грамматические формы слов во фразеологизмах не меняются. Например, говорят «до мозга костей», но нельзя сказать «до мозга кости».
4. Порядок слов во фразеологизмах в основном остается неизменным, и хотя смысл от перестановки слов может и не измениться, тем не менее слова должны оставаться на своих местах. Так, нельзя изменить порядок слов во фразеологизме «ни кола ни двора», хотя смысл от этого и не поменяется.
§ Для чего нужны нам фразеологизмы?
Фразеологизмы часто используются в художественной и публицистической речи, поскольку им присущи яркая образность и стилистическая окраска. Но писатели и публицисты не просто употребляют уже существующие фразеологизмы, они используют их для создания новых художественных образов и каламбуров, обыгрывая их и придавая им новое звучание. Например: «Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу» (Ильф и Петров). «Не откладывайте в слишком долгий ящик» (М. Г.). «Кошки не обыкновенные, а с длинными желтыми когтями, скребли ее за сердце» (Ч.).(Слайд 16)
Такое намеренное изменение фразеологизмов усиливает их экспрессивную окраску.
6. Вопросы и задания (запись на доске)
1. Объясните, чем отличаются следующие словосочетания. Составьте предложения с каждым из них:
белая ворона — белая лошадь;
божья искра — искра от костра;
болеть душой — болеть гриппом;
брать голыми руками — брать грязными руками;
ветер в голове — ветер на улице;
водой не разольешь — водой не отмоешь;
голубая кровь — голубая лента;
длинный язык —длинный путь;
душа нараспашку — куртка нараспашку;
золотые горы — золотые серьги.
2. Объясните происхождение и значение следующих фразеологизмов. Придумайте ситуации, в которых их можно употребить.
Буриданов осел; прокрустово ложе; кануть в Лету; камень преткновения; дамоклов меч; курить фимиам; сизифов труд; эзопов язык; ахиллесова пята; авгиевы конюшни.
7. Повторение и обобщение материалов урока. Выставление оценок.
8. Домашнее задание (индивидуальные карточки).
Объясните значение следующих фразеологизмов. (В случае затруднения обращайтесь к словарю.) Придумайте ситуации, в которых вы могли бы употребить каждый из них.
Без году неделя; беречь как зеницу ока; бросать камешки в чей-нибудь огород; ловить рыбу в мутной воде; вот где собака зарыта; выеденного яйца не стоит; выносить сор из избы; говорить обиняками; держать камень за пазухой; звезд с неба не хватает; комар носа не подточит; купить кота в мешке; лить воду на чью-либо мельницу; медвежий угол; овчинка выделки не стоит; палка о двух концах; последняя спица в колеснице; пыль в глаза пускать; рыльце в пушку; танцевать от печки; чужими руками жар загребать.
Презентация «Фразеология русского языка»
Литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Адилет
Кузьмин Михаил Андреевич
Кочкаева Нина Владимировна
МАОУ "Козловская средняя школа"