Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка урока русского языка по теме «Фразеологизмы»

26.02.2014 4248 3 8372
Сидорович Ирина Вячеславовна
Сидорович Ирина Вячеславовна, преподаватель

Филиал горного университета "Хибинский технический колледж"

Цели: вспомнить происхождение, виды фразеологизмов, уместности их употребления в речи, тренироваться в подборе фразеологизмов, расширить запас фразеологизмов в собственной речи, орфографический и пунктуационный практикум.

Ход урока.

 

1. Повторение.

Назовите состав русской лексики. Дайте определение основных понятий лексики. Проверка домашнего задания.

2. Слово учителя о фразеологии и фразеологизмах. Составление конспекта. Позже сравним, чей конспект лучше. (Слайд 1)

 

        Фразеологизмы, их происхождение и употребление (Слайд 2)

 

Фразеология (от греч. фразис— «выражение» и логос — «учение») — раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые обороты речи. Такие обороты называются фразеологизмами или фразеологическими единицами. (Слайд 3)

 

В отличие от обычных, свободных словосочетаний, в которых каждое слово имеет самостоятельное значение и может свободно сочетаться с любыми другими словами, фразеологизмы не являются свободными. Это связанные, цельные, устойчивые выражения, обладающие особым смыслом, который не складывается из значения отдельных слов, входящих в эти выражения. Сравним два словосочетания: «котлету съел» и «собаку съел». Смысл первого из них вытекает из значений тех слов, из которых оно состоит. И каждое из этих слов может свободно сочетаться с другими словами, сохраняя свое значение: «котлету поджарил», «яблоко съел».

 

А выражение «собаку съел» означает «приобрел большой опыт, знания», и, чтобы передать именно этот смысл, в этом выражении нельзя изменить ни одного слова. Если речь идет о мастере своего дела, обычно говорят: «Он на этом деле собаку съел». Но если сказать, например, «Он на этом деле съел кошку», то выражение просто утратит всякий смысл.

 

§ Виды фразеологизмов. (Слайд 4)

 

Фразеологизмы — это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в речи каждый раз заново, а воспроизводятся как уже готовые, закрепленные в памяти речевые единицы. Резкой границы между различными фразеологическими единицами нет, они с течением времени могут становиться  более связными или более свободными. Фразеологизмы сочинительные, именные и глагольные.


- Синтаксическая роль фразеологизмов. (Слайд 5)

- Фразеологические сращения, единства и сочетания. (Слайд 6)

 

Чтение параграфа 12 учебника (стр. 57- 58. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразов. Учреждений/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.- 368 с. ).

 

Запись определений фразеологических сращений, единств и сочетаний. (Слайды 7,8,9,10)

 

- Однозначные и многозначные фразеологизмы. Омонимия, синонимия и антонимия фразеологизмов. (Слайды 11,12,13,14)

 

Сочетание слов, из которых состоят фразеологизмы, обычно обладает целостным значением, к ним можно подобрать один синоним («как снег на голову» — неожиданно; «спустя рукава» — плохо и т. д.). Фразеологизмы также могут вступать в синонимические и антонимические отношения между собой: «ни то ни се» — «ни рыба ни мясо» (синонимы); «держать ушки на макушке» — «считать ворон» (антонимы).

 

Фразеологизмы могут иметь одно или несколько значений. Например, «в один голос»: 1. Все вместе, одновременно (Все в один голос вскрикнули). 2. Единодушно, единогласно {Все в один голос доказывали, что это самый интересный фильм).

 

Работа по учебнику (стр. 58-59) Цели: определить источники фразеологизмов, (Слайд 15) выяснить, что кроме фразеологизмов относится к фразеологии, назвать, к какому стилю в большей степени относятся фразеологизмы и почему?

(Для справки: К фразеологизмам часто относят пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые выражения.

 

3. Выполнение упр. 77, стр. 60. Проверка.


4. Зачитать конспекты (2-3 человека).


5. Продолжение беседы.


§ Какие нормы надо соблюдать при употреблении фразеологизмов? (вопрос к группе)

 

В употреблении фразеологизмов следует соблюдать определенные нормы.

1. Во фразеологизмах нельзя произвольно менять слова, иначе они утратят свой смысл, перестанут быть узнаваемыми. Например, нельзя сказать вместо «кот наплакал» — «кошка наплакала».

2. Не допускается включение новых слов в большинство фразеологизмов. Нельзя сказать: «взяться за свой ум», правильно: «взяться за ум».

3. Грамматические формы слов во фразеологизмах не меняются. Например, говорят «до мозга костей», но нельзя сказать «до мозга кости».

4. Порядок слов во фразеологизмах в основном остается неизменным, и хотя смысл от перестановки слов может и не измениться, тем не менее слова должны оставаться на своих местах. Так, нельзя изменить порядок слов во фразеологизме «ни кола ни двора», хотя смысл от этого и не поменяется.

§ Для чего нужны нам фразеологизмы?

 

Фразеологизмы часто используются в художественной и публицистической речи, поскольку им присущи яркая образность и стилистическая окраска. Но писатели и публицисты не просто употребляют уже существующие фразеологизмы, они используют их для создания новых художественных образов и каламбуров, обыгрывая их и придавая им новое звучание. Например: «Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу» (Ильф и Петров). «Не откладывайте в слишком долгий ящик» (М. Г.). «Кошки не обыкновенные, а с длинными желтыми когтями, скребли ее за сердце» (Ч.).(Слайд 16)

Такое намеренное изменение фразеологизмов усиливает их экспрессивную окраску.

 

6. Вопросы и задания (запись на доске)

 

1. Объясните, чем отличаются следующие словосочетания. Составьте предложения с каждым из них:

белая ворона — белая лошадь;

божья искра — искра от костра;

болеть душой — болеть гриппом;

брать голыми руками — брать грязными руками;

ветер в голове — ветер на улице;

водой не разольешь — водой не отмоешь;

голубая кровь — голубая лента;

длинный язык —длинный путь;

душа нараспашку — куртка нараспашку;

золотые горы — золотые серьги.

 

2. Объясните происхождение и значение следующих фразеологизмов. Придумайте ситуации, в которых их можно употребить.

Буриданов осел; прокрустово ложе; кануть в Лету; камень преткновения; дамоклов меч; курить фимиам; сизифов труд; эзопов язык; ахиллесова пята; авгиевы конюшни.


7. Повторение и обобщение материалов урока. Выставление оценок.

 

8. Домашнее задание (индивидуальные карточки).

 

Объясните значение следующих фразеологизмов. (В случае затруднения обращайтесь к словарю.) Придумайте ситуации, в которых вы могли бы употребить каждый из них.

 

Без году неделя; беречь как зеницу ока; бросать камешки в чей-нибудь огород; ловить рыбу в мутной воде; вот где собака зарыта; выеденного яйца не стоит; выносить сор из избы; говорить обиняками; держать камень за пазухой; звезд с неба не хватает; комар носа не подточит; купить кота в мешке; лить воду на чью-либо мельницу; медвежий угол; овчинка выделки не стоит; палка о двух концах; последняя спица в колеснице; пыль в глаза пускать; рыльце в пушку; танцевать от печки; чужими руками жар загребать.

 

Презентация «Фразеология русского языка»

 

Литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык: Сборник заданий. 10-11 классы: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1997.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
  3. Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.



Назад к списку

Комментарии
Язык мой-враг мой
Адилет
Хорошая работа! Но презентации не хватает проработанности!
Кузьмин Михаил Андреевич
Спасибо за разработку ! Очень помогает в работе и экономит время!
Кочкаева Нина Владимировна
учитель,
МАОУ "Козловская средняя школа"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*