Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременное образование в системе среднего профессионального образования в настоящее время претерпевает ряд изменений. Это, прежде всего изменения, связанные с необходимостью внедрения профессиональной направленности в реализации среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО.
В КОГПОБУ «Кировский технологический колледж» реализуются программы обучения специалистов среднего звена по сервисным специальностям. Одной из ведущих является специальность 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».
Это конкурсная специальность, куда приходят в основном студенты, заинтересованные в обучении и понимающие суть специальности, которую будут осваивать.
Задача преподавателя русского языка и литературы заключается не только в том, чтобы дать определенные знания студентам 1 курса, но и внедрить практическую подготовку в освоении учебной дисциплины.
Обозначим основные механизмы реализации предметного содержания ОД «Литература». Практическая подготовка реализуется в следующих направлениях:
Используются формы активного, инновационного обучения: анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, разновидности дискуссий, самостоятельная, проектная и исследовательская работа.
Беседу, дискуссию, связанную с овладением будущей специальности, использую на многих занятиях литературы и русского языка. Так, уже при первом знакомстве с учебной группой, задаю вопросы: Почему было принято решение учиться в нашем колледже? Что вы знаете о будущей специальности? Как вы считаете, пригодятся ли знания, полученные в ходе изучения УД Литература в жизни, в специальности? Как? Каким образом?
Более содержательными являются формы работы, предполагающие постановку проблемы и организацию самостоятельной исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Например, в начале 1 семестра программой учебного предмета предусмотрено изучение творчества А.Н. Островского. Мы говорим о биографии драматурга, рассматриваем особенности творчества, читаем и анализируем пьесу « Гроза».
Задаю вопрос студентам: Как думаете, как выглядят главные герои пьесы? Катерина? Обсуждаем возраст, одежду героев. Говорим о купечестве в целом, о моде в 19 веке.
Хорошим дополнением в обсуждении могут быть подготовленные сообщения и исследовательские работы студентов по темам: «Мода второй половины 19 века», «Как одевались купцы», «Театральный костюм русского человека 19 века». Студенты, чья будущая профессия будет связана с модой и одеждой, всегда с интересом выполняют подобные работы.
Продолжаем рассуждать о модных тенденциях и при знакомстве с литературой 20 века, при изучении поэзии Серебряного века. Обращаем внимание на изменение моды, внешний вид женщин, появление повседневных брючных костюмов в их гардеробе. Сообщения студентов, творческие работы - создание эскизов моделей, иллюстраций, каталогов одежды - все это еще раз обращает внимание студентов на специальность.
Внедрение профессиональной подготовки ведется и на уроках русского языка. Практическая подготовка реализуется в следующих направлениях:
Для проведения учебных занятий подбираются тексты публицистического, научного, официально-делового, художественного стилей, имеющие профессиональную направленность.
Профессионально-ориентированные тексты позволяют студентам пополнить свой профессиональный словарь. В зависимости от изучаемой темы в текстах допускаются пропуски букв и пунктуационных знаков, составление справочника, имеющего орфоэпический, орфографический и грамматический разделы, касающиеся профессиональной лексики.
Примеры заданий на уроках:
1) Найдите в толковом словаре лексическое значение слов: борт, лацкан, откосок, пройма, раскеп.
2) В данном тексте вставьте пропущенные буквы:
Плечевая одежда оп...рается на плечевой пояс или на участок тул...вища, распол...же...ый в верхней части спины, груди. К такой одежде относят п...льто, куртки, ж...кеты, платья, с...р...фаны, блузы, х...л...ты, с...р...чки, футболки, ра...пашонки и т.д.
3) Сделайте словообразовательный разбор слов: выкройка, горловина, моделирование, хлястик.
4) Расставьте знаки препинания:
Верхняя одежда швейные изделия надеваемые поверх белья и служащие в основном для тепловой изоляции организма. Это платья юбки пиджаки брюки костюмы пальто плащи полупальто, куртки и т.д. Под верхней одеждой понимают также одежду, надеваемую на платье в зависимости от сезона зимнюю или демисезонную.
Профессиональная речь студентов формируется не только с учетом отбора содержания образовательной дисциплины, но и на основе интеграции с литературой. Например, использую следующие задания: составить словарь литературоведческих терминов по творчеству писателя/поэта, исследовать специфику языковых средств художественных произведений, построить семантическое поле слов (или «облако слов», в том числе при использовании специальных сервисов по генерации слов в интернете) того или иного произведения, например, слов КРАСОТА, ПОРТРЕТ (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»). Студенты пишут сочинения, размышляя о красоте человека - внутреннем содержании и внешнем облике.
Важным направлением в реализации практической подготовки является применение проектной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, при этом преподаватель оказывает необходимую консультативную помощь. Цель этого метода - комплексное обобщение изученного материала с позиций интегративности.
Метод проектов способствует формированию метапредметных результатов. Являясь и преподавателем ОД «Основы проектной деятельности», реализую данный метод в работе и по русскому языку, и по литературе.
Успешными проектами прошлых лет стали работы по литературе на темы: «Бальные платья 19 века» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»), «Купеческое сословие: истоки, особенности, мода», «Модницы Серебряного века»; по русскому языку: «Мой профессиональный словарь», «Современные учебники по конструированию». В дальнейшей работе тематику проектов планирую расширить.
Считаю, что повышение качества образования по литературе в системе среднего профессионального образования и развитие профессионально-мобильной, социальноадаптивной, гражданско-активной личности с учетом профессиональной направленности ООП СПО - основные цели, которые ставит перед собой преподаватель и реализует их в системной работе.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессиональная направленность в преподавании учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература» на специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» в КОГПОБУ «Кировский технологический колледж»
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.