Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональная направленность в преподавании учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература» на специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» в КОГПОБУ «Кировский технологический колледж»

20.09.2022 380 554
Яковлева Елена Николаевна
Яковлева Елена Николаевна, преподаватель

Кировский технологический колледж

Современное образование в системе среднего профессионального образования в настоящее время претерпевает ряд изменений. Это, прежде всего изменения, связанные с необходимостью внедрения профессиональной направленности в реализации среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО.  

В КОГПОБУ «Кировский технологический колледж» реализуются программы обучения специалистов среднего звена по сервисным специальностям. Одной из ведущих является специальность 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Это конкурсная специальность, куда приходят в основном студенты, заинтересованные в обучении и понимающие суть специальности, которую будут осваивать.

Задача преподавателя русского языка и литературы заключается не только в том, чтобы дать определенные знания студентам 1 курса, но и внедрить практическую подготовку в освоении учебной дисциплины.

Обозначим основные механизмы реализации предметного содержания ОД «Литература». Практическая подготовка реализуется в следующих направлениях:

  1. Интеграция на основе межпредметной связи.
  2. Обозначение профессионально значимого компонента в содержании общеобразовательного предмета.
  3. Самостоятельная работа (проектная деятельность и др.).

Используются формы активного, инновационного обучения: анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, разновидности дискуссий, самостоятельная, проектная и исследовательская работа.  

Беседу, дискуссию, связанную с овладением будущей специальности, использую на многих занятиях литературы и русского языка. Так, уже при первом знакомстве с учебной группой, задаю вопросы: Почему было принято решение учиться в нашем колледже? Что вы знаете о будущей специальности? Как вы считаете, пригодятся ли знания, полученные в ходе изучения УД Литература в жизни, в специальности? Как? Каким образом? 

Более содержательными являются формы работы, предполагающие постановку проблемы и организацию самостоятельной исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Например, в начале 1 семестра программой учебного предмета предусмотрено изучение творчества А.Н. Островского. Мы говорим о биографии драматурга, рассматриваем особенности творчества, читаем и анализируем пьесу « Гроза».

Задаю вопрос студентам: Как думаете, как выглядят главные герои пьесы? Катерина? Обсуждаем возраст, одежду героев. Говорим о купечестве в целом, о моде в 19 веке.

Хорошим дополнением в обсуждении могут быть подготовленные сообщения и исследовательские работы студентов по темам: «Мода второй половины 19 века», «Как одевались купцы», «Театральный костюм русского человека 19 века». Студенты, чья будущая профессия будет связана с модой и одеждой, всегда с интересом выполняют подобные работы.  

Продолжаем рассуждать о модных тенденциях и при знакомстве с литературой 20 века, при изучении поэзии Серебряного века. Обращаем внимание на изменение моды, внешний вид женщин, появление повседневных брючных костюмов в их гардеробе. Сообщения студентов, творческие работы - создание эскизов моделей, иллюстраций, каталогов одежды - все это еще раз обращает внимание студентов на специальность. 

Внедрение профессиональной подготовки ведется и на уроках русского языка. Практическая подготовка реализуется в следующих направлениях:  

  1. Работа с практико-ориентированными текстами.
  2. Формирование профессиональной речи.
  3. Интеграция на основе межпредметной связи.
  4. Обозначение профессионально значимого компонента в содержании общеобразовательного предмета.
  5. Самостоятельная работа (проектная деятельность и др.).

Для проведения учебных занятий подбираются тексты публицистического, научного, официально-делового, художественного стилей, имеющие профессиональную направленность.

Профессионально-ориентированные тексты позволяют студентам пополнить свой профессиональный словарь. В зависимости от изучаемой темы в текстах допускаются пропуски букв и пунктуационных знаков, составление справочника, имеющего орфоэпический, орфографический и грамматический разделы, касающиеся профессиональной лексики.  

Примеры заданий на уроках:

1) Найдите в толковом словаре лексическое значение слов: борт, лацкан, откосок, пройма, раскеп.  

2) В данном тексте вставьте пропущенные буквы:  

Плечевая одежда оп...рается на плечевой пояс или на участок тул...вища, распол...же...ый в верхней части спины, груди. К такой одежде относят п...льто, куртки, ж...кеты, платья, с...р...фаны, блузы, х...л...ты, с...р...чки, футболки, ра...пашонки и т.д.

3) Сделайте словообразовательный разбор слов: выкройка, горловина, моделирование, хлястик.

4) Расставьте знаки препинания:

Верхняя одежда  швейные изделия  надеваемые поверх белья и служащие в основном для тепловой изоляции организма. Это платья  юбки  пиджаки  брюки  костюмы  пальто  плащи  полупальто,  куртки и т.д. Под верхней одеждой понимают также одежду, надеваемую на платье в зависимости от сезона  зимнюю или демисезонную.   

Профессиональная речь студентов формируется не только с учетом отбора содержания образовательной дисциплины, но и на основе интеграции с литературой. Например, использую следующие задания: составить словарь литературоведческих терминов по творчеству писателя/поэта, исследовать специфику языковых средств художественных произведений, построить семантическое поле слов (или «облако слов», в том числе при использовании специальных сервисов по генерации слов в интернете) того или иного произведения, например, слов КРАСОТА, ПОРТРЕТ (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»). Студенты пишут сочинения, размышляя о красоте человека - внутреннем содержании и внешнем облике.

Важным направлением в реализации практической подготовки является применение проектной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, при этом преподаватель оказывает необходимую консультативную помощь. Цель этого метода - комплексное обобщение изученного материала с позиций интегративности.

Метод проектов способствует формированию метапредметных результатов. Являясь и преподавателем ОД «Основы проектной деятельности», реализую данный метод в работе и по русскому языку, и по литературе.

Успешными проектами прошлых лет стали работы по литературе на темы: «Бальные платья 19 века» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»), «Купеческое сословие: истоки, особенности, мода», «Модницы Серебряного века»; по русскому языку: «Мой профессиональный словарь», «Современные учебники по конструированию». В дальнейшей работе тематику проектов планирую расширить.

Считаю, что повышение качества образования по литературе в системе среднего профессионального образования и развитие профессионально-мобильной, социальноадаптивной, гражданско-активной личности с учетом профессиональной направленности ООП СПО - основные цели, которые ставит перед собой преподаватель и реализует их в системной работе.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессиональная направленность в преподавании учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература» на специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» в КОГПОБУ «Кировский технологический колледж»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*