Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременные условия развития научно-технического прогресса и сложившаяся социально-политическая обстановка накладывают на образование дополнительные, а возможно и основные задачи воспитания, заключающиеся в формировании общих компетенций, так как общество предъявляет все более высокие требования к человеку ХХI века. В данное время педагогам приходится работать в явных противоречиях. С одной стороны, вся идеологическая и политическая ситуация в обществе не способствует формированию качеств гражданина, патриота, а с другой стороны, у государства есть потребность в воспитании граждан развитых, воспитанных, творческих, способных принимать решения, действовать и брать ответственность за поступки. Разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дают ориентиры на становление таких личностных характеристик выпускника, как «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества».
Сегодня мы приходим к пониманию того, что в связи с процессами, происходящими в мире, меняются и ценностные ориентации современного человека.
Современный выпускник – это человек, разносторонне и гармонично развитый, а именно:
- обучаемый, т.е. способный к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;
- интеллектуально и физически развитый, что может обеспечить его доступ к новым технологиям;
- креативный, т.е. способный мыслить и действовать творчески, умеющий ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе;
- нравственный, т.е. патриот с высокими моральными установками; гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей, стремящийся к установлению с ними отношений сотрудничества, необходимых для сохранения и совершенствования человечества. [1]
Современному обществу нужен человек с целостным представлением картины мира, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Таким образом, творческая активность студентов и интеграция в учебно-воспитательном процессе – это важнейшие проблемы современного образования, актуальность которых продиктована новыми социальными запросами и обусловлена изменениями в науке, производстве, воспитании и т.д.
С целью достижения данного результата педагогами реализуются новые требования, предъявляемые Стандартами, при создании современного урока.
Следовательно, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, нетрадиционные уроки, ориентированные на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому студенту понять, проявить и реализовать себя. И одним из таких уроков является интегрированный урок. Интеграция – путь к метапредметности. Метапредметный подход предполагает, что обучающийся не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.
В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения.
В основе метапредметности лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. [2]
Идеи интеграции в обучении берут свои начала в трудах Я.А. Коменского, утверждавшего: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным». Формирование трудолюбия, уважения к выбранной специальности и человеку труда — главное в профессиональном образовании. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов в нем.
Получается, что интеграция на уроках – это глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний из разных учебных дисциплин в какой-либо области.
ФГОС установил, что метапредметные результаты обучения определяют:
- установление причинно-следственных связей между явлениями;
- умение студента разрабатывать индивидуальный план достижения любых поставленных целей, а также целенаправленно определять наиболее правильные способы решения задач;
- способность оценивать уже выполненные задачи и свои собственные возможности по их решению;
- умение студента самостоятельно организовывать свой процесс обучения путем долговременного и бесконфликтного сотрудничества с педагогом и одногрупниками;
- умение студента работать самостоятельно или в группе, доводить до других свою мысль, аргументировать ее и отстаивать свою позицию;
- умение студента целенаправленно и грамотно применять речевые обороты, высказывая свои мысли, а также владеть устной и письменной речью;
- формирование навыков работы в режиме регламентированного выступления.
Все вышеперечисленные результаты можно достичь при помощи формирования универсальных способов деятельности (УУД), перечень которых обозначен в программе по их формированию, как нормативного сопровождения основного Федерального стандарта. [3]
Каждый урок – отрезок жизни длинной в сорок пять минут, а каждый интегрированный урок дает ученику достаточно широкое и яркое представление о реальном мире, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимодействии людей, об учебной, трудовой и профессиональной культуре. Основа таких уроков – развитие образного мышления и творческих способностей, а не только получение знаний и формирование навыков. Это позволяет использовать сведения из всех областей науки, культуры, искусства, окружающей реальности, следовательно, всех учебных дисциплин.
Интегрированные уроки, в отличие от традиционных, более четкие, компактные, насыщенные, на них предполагается высокий уровень самостоятельной работы.
На интегрированных уроках прослеживается следующая структура, в отличие от традиционных:
Проследим этапы процесса подготовки и проведения интегрированного урока на примере урока по русскому и английскому языку, разработанного преподавателями ГБПОУ «ПППК» Залазаевой Г.Б. и Шахтаровой А.Е.:
Тема: «Глагол-связка в языках»
Тип урока: Обобщение знаний
Форма урока: Практикум
Цель деятельности педагога: обобщить и систематизировать известные сведения студентов о видах сказуемых и способах его выражения в разных языках, отработать навык постановки/не постановки тире между подлежащим и сказуемым, показать значение соблюдения правильной интонации в устной английской и русской речи для развития коммуникативных компетенций.
Развивающие задачи: развивать умение студентов систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать их.
Воспитательные задачи: воспитывать активную личность, готовую к самостоятельной деятельности; чувство любви к родному языку; уважительное отношение к английскому языку как к средству общения; формировать бережное отношение к русской и зарубежной культуре; положительное отношение к труду.
Формируемые знания, умения, компетенции: совершенствовать коммуникативные компетенции; развивать орфографические, орфоэпические и коммуникативные навыки; способствовать воспитанию активной гражданской позиции личности.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся оперируют основными понятиями разделов «Грамматика», «Синтаксис», «Пунктуация» русского и английского языка; выделяют главное и второстепенное в материале; строят грамотные предложения по-русски и по-английски
Методы обучения: наглядный, практический, словесный
Педагогическая технология: интегрированное обучение
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная
Принципы:
Оборудование: ПК, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал, телефоны (для тестирования)
Подготовительный этап
Преподаватели подбирают языковой материал по теме «Труд. Профессии» для организации речевой устной и письменной практики в орфографическом и пунктуационном плане; готовят презентацию и кадр из фильма.
Исполнительский этап
2.1 Демонстрация кадра из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»; Постановка проблемного вопроса: Как вы поняли фразу «Азъ есмь царь»? Эта фраза более похожа на русскую или английскую? Как перевести ее на современный язык?
2.2 «Мозговой штурм» - Выдвижение предположений, гипотез по вопросу.
2.3 Деятельностный этап – выполнение упражнений разных видов, иллюстративный материал которых направлен на формирование положительного отношения к профессиям и труду в целом. (пословицы, поговорки, афоризмы, подходящие к пунктуационной теме «Русского языка» и лексико-грамматической «Английского языка»)
Рефлексийный этап – Цель этапа: Способствовать использованию полученных знаний и умений в речевой практике; развивать мотивацию, заинтересованность и потребность в трудовой и профессиональной деятельности.
2.4 Выступления русского и английского эксперта по вопросу: Использование глагола-связки в разных языках.
2.5 Подведение итогов.
1 вариант: Написать мини-сочинение «Труд – основа жизни», использовав предложения с составным именным сказуемым; перевести его на английский язык.
2 вариант: Написать мини-сочинение «Моя будущая профессия» на английском языке; перевести его на русский.
В заключение не можем оставить без внимания высказывание об уроке: «Сорокапятиминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это кусок истории личностной судьбы ребенка» [4], следовательно, педагог обязан сделать так, чтобы проживание этой жизни совершилось на уровне высокой культуры и максимальной полезности.
Преподаватель конструирует такие уроки, которые направлены на переход от использования обобщенного опыта, способов деятельности к созданию студентами собственных выводов и способов. Интегрированные уроки направлены как раз на реализацию этой задачи. Метапредметные образовательные приемы и технологии помогают решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных учебных дисциплин, обеспечить формирование умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, развить оригинальность мышления.
Бернард Шоу, высказал правильную мысль: «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность!» Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, необходимо искать эффективные методы и формы обучения. Все это позволяет сделать вывод, что мы находимся на правильном пути и эту деятельность необходимо продолжать, особенно, если есть для этого все предпосылки. Таким образом, метапредметный подход сегодня — это не только новое веяние в педагогике, несущее высокий воспитательный потенциал, но и важнейшее условие повышения качества образования. [5]
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Воспитательный потенциал интегрированного урока как способ реализации ФГОС и повышения качества образования
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.