Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время в ГБПОУ КК «Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения» идёт работа по реализации Программы наставничества, Дорожной карты внедрения целевой модели наставничества «Преподаватель-Преподаватель». Изучение опыта педколлектива в этом направлении за истекший период позволяет сделать вывод, что отдельные направления деятельности целесообразно включить в проектируемую и реализуемую модель наставничества. Это обусловлено сравнительным анализом цели, предусмотренной Положением о наставничестве в колледже и цели, представленной в Методических рекомендациях по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, утвержденных Распоряжением Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № р-145. Целевые установки, формы наставничества и ролевые модели созвучны.
Институт наставничества функционирует в колледже согласно Положению о наставничестве, утверждённому приказом колледжа от 31 марта 2014 года № 160. Цель действующего института наставничества – оказание помощи начинающим преподавателям в их профессиональном становлении, а также формирование кадрового ядра. Психолого-педагогическая поддержка начинающих преподавателей.
Школа начинающего преподавателя (далее – Школа) работает в колледже с 2013-2014 учебного года как методическая площадка становления педагога, формирования и развития педагогического мастерства. С 2014 года её деятельность регламентируется Положением, утверждённым приказом колледжа от 29 августа 2014 года № 115.
Предпосылками создания института наставничества и Школы:
- техническая специфика колледжа, где многие преподаватели –
это инженеры без педагогического образования;
- сохранение должного профессионального уровня в педагогическом сообществе, пополняемом новыми преподавателями, в том числе без опыта работы в СПО;
- адаптации начинающих преподавателей к условиям работы в колледже, встраивания в коллектив, приобщения к традициям;
- развитие индивидуальных форм методической поддержки начинающих преподавателей наряду с групповыми формами.
Созданию института наставничества и Школы предшествовали:
- мониторинг уровня готовности начинающих преподавателей к педагогической деятельности в целом;
- анализ работы П/Ц/К с начинающими преподавателями по их адаптации в колледже, по руководству их деятельностью и оказанию методической поддержки;
- изучение, систематизация и обобщение теоретической базы по организации системы наставничества на уровне методической службы колледжа;
- подготовка кандидатов на роль наставников; учёба и организация работы преподавателей-наставников с начинающими преподавателями по всем аспектам педагогической деятельности, корректировка хода работы с учётом возникающих проблем;
- обсуждение механизма внедрения института наставничества на заседании Совета по методическим вопросам.
Наставничество организуется в форме индивидуальной работы с молодыми специалистами, не имеющими педагогического образования и (или) стажа педагогической деятельности. В качестве наставников выступают преподаватели с опытом и знаниями в области методики преподавания и воспитания. Они ведут с наставляемыми систематическую работу по формированию и развитию знаний в предметной специализации и прикладных навыков в методике преподавания:
- сотрудничество в подготовке и проведении уроков, в том числе открытых;
- педагогическое наблюдение за деятельностью наставников и наставляемых и корректировка по ходу возникновения проблем;
- ежегодное подведение итогов выполнения индивидуальных планов за «круглым столом» Совета по методическим вопросам.
Это называется «Индивидуальная программа профессионального развития педагога колледжа», цель которой – мотивировать наставляемых к профессиональному росту и уверенному движению по индивидуальной траектории развития. Эта программа реально работает: большинство первых слушателей Школы и сейчас работают в колледже, а каждый второй имеет первую и высшую квалификационную категорию.
Школа организована как постоянно действующее объединение преподавателей, которое способствует созданию системы профессионального становления начинающих преподавателей. Состав Школы и план работы ежегодно утверждается приказом колледжа.
Работа Школы строится как коллективная наставническая деятельность с участием заместителя директора по УМР, координирующего работу Школы, методиста, организующего учебный процесс, Совета по методическим вопросам, председателей учебно-методических объединений, опытных преподавателей, педагога-психолога, зав. библиотекой.
Круг тем, изучаемых на занятиях Школы, постоянно расширяется по ходу анализа результатов деятельности и запросов преподавателей. Сегодня он включает четыре позиции:
- «Нормативная база. Учебно-программная и планирующая документация»;
- «Модель современного урока в контексте требований ФГОС СПО, ФГОС СОО»;
- «Представление опыта работы преподавателей колледжа. Современные педагогические технологии»;
- «Психология и педагогика».
3.1. Направление Нормативная база. Учебно-программная и планирующая документация» знакомит слушателей с законодательством, локальными нормативными актами по разработке учебно-программной, планирующей документации, комплектов оценочных средств, ведения документации. На занятиях изучаются Положения об организации и проведении практических и лабораторных занятий, курсовых работ, выпускных квалификационных работ. А на обучающих практикумах слушатели самостоятельно проводят экспертизу своей учебно-программной, планирующей документации по матрице, разработанной методической службой. Так, на обучающем семинаре «Готовимся к уроку в условиях реализации ФГОС» они заполняют матрицу «Степень выполнения требований к условиям реализации ППССЗ (раздел VII ФГОС СПО) с последующим обсуждением в формате собеседования.
3.2. Направление «Модель современного урока в контексте требований ФГОС СПО, ФГОС СОО» реализуется на уровне семинаров, обучающих практикумов. Для формирования представления о системе построения современного урока создан лекторий, предусматривающий методологические основы дидактики, принципы обучения, методы и технологии обучения, средства обучения, формы, виды и способы обучения, контроль знаний, оценка знаний обучающихся. Памятуя о том, что мастерство формируется и проявляется в деятельности, мы стремимся проводить занятия в интерактивном формате. На обучающем практикуме «Проектирование урока», проведённом в форме деловой игры малыми группами, перед слушателями поставлена задача установить алгоритм проектирования учебного занятия. По окончании игры команды представили свои проекты с обоснованием принятого решения. На семинаре-практикуме «Технологическая карта урока» преподавателям не только представляется схема технологической карты, но и предлагается заполнить её с последующей защитой. Каждое занятие в Школе носит практикоориентированный характер. На семинаре «Методы обучения» преподаватели не только систематизировали имеющиеся знания по теме, но и применили их в виртуальных ситуациях на различных типах и этапах уроков в режиме реального времени. Занятие по теме «Традиционные и нетрадиционные уроки: за и против» было проведено после посещения открытого урока преподавателя ОБЖ, представившего пример традиционного урока. На занятии по теме «Современный урок» занимательно и в доступной форме был представлен теоретический материал, проиллюстрированный примерами открытых уроков преподавателей колледжа, многие из которых привелось посетить слушателями. Серьёзные проблемы у начинающих преподавателей вызывают вопросы контроля и оценки знаний и умений. Для снятия трудностей проведено занятие «Система контроля и оценка качества освоения обучающимися колледжа учебного материала», были представлены классификация форм контроля, организация контроля, традиционные и нетрадиционные формы контроля. В качестве закрепления материала слушателям было предложено принять участие в «Интеллектуальном ринге» - разработать контрольные задания по материалам занятия. Наиболее популярными формами оказались матричный контроль, тестовый контроль, зачёт-игра «Шайба». Самое главное, что усвоили слушатели на занятии это то, что оценивание – это компонент учебной деятельности.
3.3. Направление «Представление опыта работы преподавателей колледжа» реализуется на уровне посещения слушателями Школы открытых уроков (практическая часть занятия) с последующим анализом «за круглым столом», выступления опытных преподавателей перед слушателями. Открытый урок даёт преподавателю возможность представить результат своего творческого подхода к обучению, применения педагогических технологий, активных методов обучения. Опытные преподаватели демонстрируют применение игровых технологий, технологий личностно-ориентированного обучения, технологии опережающего обучения, информационно-коммуникационных технологий, здоровье сберегающих технологий, активных методов обучения. На отдельных занятиях преподаватели поделились опытом разработки дидактических материалов, применения цифровых образовательных ресурсов. Для мотивации начинающих преподавателей к будущей аттестации на повестку дня выносятся вопросы о работе в межаттестационный период. Практикуются выездные заседания в кабинетах и лабораториях, где демонстрируются материально-техническая и методическая базы и практика их использования.
3.4. Направление «Психология и педагогика». К работе Школы подключается педагог-психолог. Ключевые мероприятия – это обучающий семинар с тренингом «Психологические основы учебной деятельности», семинар «Психологический феномен эмоционального выгорания педагога как социально-педагогическая причина неуспеваемости обучающихся».
Преподаватели, посещающие Школу, побуждаются к рефлексии – в этом им помогают Анкеты обратной связи. Интересен опыт анкетирования по вопросу «Я – преподаватель». Анкета состоит из трёх блоков: Я педагог. Процесс закрепления начинающих молодых педагогов. Процесс профессионального развития молодых педагогов. Итоги анкетирования всесторонне анализируются и презентуются в графиках и диаграммах. Результаты рассматриваются на занятии Школы и на заседании Совета по методическим вопросам. К заключительному занятию слушатели готовят выступление и эссе «Моё педагогическое кредо. Пути формирования и совершенствования педагогического мастерства».
Анализируя итоги работы, следует признать, что начинающие преподаватели
- искренне увлечены педагогической деятельностью и остаются верны избранной профессии и нашему коллективу;
- легко адаптируются к коллективу, уверенно исполняют свою функциональную роль;
- успешно проходят переподготовку при отсутствии педагогического образования;
- уже на этапе обучения в Школе нарабатывают опыт профессионального становления и делятся им с коллегами.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Опыт внедрения Института наставничества, Школы начинающего преподавателя в ГБПОУ КК «Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения» в свете целевой модели наставничества Национального проекта «Образование»
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.