Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт внедрения Института наставничества, Школы начинающего преподавателя в ГБПОУ КК «Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения» в свете целевой модели наставничества Национального проекта «Образование»

15.07.2022 343 469
Колосова Нина Семеновна
Колосова Нина Семеновна, преподаватель

Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения

В настоящее время в ГБПОУ КК «Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения»  идёт работа по реализации Программы наставничества, Дорожной карты внедрения целевой модели наставничества «Преподаватель-Преподаватель». Изучение опыта педколлектива в этом направлении за истекший период позволяет сделать вывод, что отдельные направления деятельности целесообразно включить в проектируемую и реализуемую модель наставничества. Это обусловлено сравнительным анализом цели, предусмотренной Положением о наставничестве в колледже и цели, представленной в Методических рекомендациях по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, утвержденных Распоряжением Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № р-145. Целевые установки, формы наставничества и ролевые модели созвучны.

Институт наставничества функционирует в колледже согласно Положению о наставничестве, утверждённому приказом колледжа от 31 марта 2014 года № 160. Цель действующего института наставничества – оказание помощи начинающим преподавателям в их профессиональном становлении, а также формирование кадрового ядра. Психолого-педагогическая поддержка начинающих преподавателей.

Школа начинающего преподавателя (далее – Школа) работает в колледже с 2013-2014 учебного года как методическая площадка становления педагога, формирования и развития педагогического мастерства. С 2014 года её деятельность регламентируется Положением, утверждённым приказом колледжа от 29 августа 2014 года № 115.

Предпосылками создания института наставничества и Школы:

- техническая специфика колледжа, где многие преподаватели –
это инженеры без педагогического образования;

- сохранение должного профессионального уровня в педагогическом сообществе, пополняемом новыми преподавателями, в том числе без опыта работы в СПО;

- адаптации начинающих преподавателей к условиям работы в колледже, встраивания в коллектив, приобщения к традициям;

- развитие индивидуальных форм методической поддержки начинающих преподавателей наряду с групповыми формами.

  1. Институт наставничества

Созданию института наставничества и Школы предшествовали:

- мониторинг уровня готовности начинающих преподавателей к педагогической деятельности в целом;

- анализ работы П/Ц/К с начинающими преподавателями по их адаптации в колледже, по руководству их деятельностью и оказанию методической поддержки;

- изучение, систематизация и обобщение теоретической базы по организации системы наставничества на уровне методической службы колледжа;

- подготовка кандидатов на роль наставников; учёба и организация работы преподавателей-наставников с начинающими преподавателями по всем аспектам педагогической деятельности, корректировка хода работы с учётом возникающих проблем;

- обсуждение механизма внедрения института наставничества на заседании Совета по методическим вопросам.

Наставничество организуется в форме индивидуальной работы с молодыми специалистами, не имеющими педагогического образования и (или) стажа педагогической деятельности. В качестве наставников выступают преподаватели с опытом и знаниями в области методики преподавания и воспитания. Они ведут с наставляемыми систематическую работу по формированию и развитию знаний в предметной специализации и прикладных навыков в методике преподавания:

- сотрудничество в подготовке и проведении уроков, в том числе открытых;

- педагогическое наблюдение за деятельностью наставников и наставляемых и корректировка по ходу возникновения проблем;

- ежегодное подведение итогов выполнения индивидуальных планов за «круглым столом» Совета по методическим вопросам.

Это называется «Индивидуальная программа профессионального развития педагога колледжа», цель которой – мотивировать наставляемых к профессиональному росту и уверенному движению по индивидуальной траектории развития. Эта программа реально работает: большинство первых слушателей Школы и сейчас работают в колледже, а каждый второй имеет первую и высшую квалификационную категорию.

  1. Школа начинающего преподавателя

Школа организована как постоянно действующее объединение преподавателей, которое способствует созданию системы профессионального становления начинающих преподавателей. Состав Школы и план работы ежегодно утверждается приказом колледжа.

Работа Школы строится как коллективная наставническая деятельность с участием заместителя директора по УМР, координирующего работу Школы, методиста, организующего учебный процесс, Совета по методическим вопросам, председателей учебно-методических объединений, опытных преподавателей, педагога-психолога, зав. библиотекой.

  1. Направления деятельности

Круг тем, изучаемых на занятиях Школы, постоянно расширяется по ходу анализа результатов деятельности и запросов преподавателей. Сегодня он включает четыре позиции:

- «Нормативная база. Учебно-программная и планирующая документация»;

- «Модель современного урока в контексте требований ФГОС СПО, ФГОС СОО»;

- «Представление опыта работы преподавателей колледжа. Современные педагогические технологии»;

- «Психология и педагогика».

3.1. Направление Нормативная база. Учебно-программная и планирующая документация» знакомит слушателей с законодательством, локальными нормативными актами по разработке учебно-программной, планирующей документации, комплектов оценочных средств, ведения документации. На занятиях изучаются Положения об организации и проведении практических и лабораторных занятий, курсовых работ, выпускных квалификационных работ. А на обучающих практикумах слушатели самостоятельно проводят экспертизу своей учебно-программной, планирующей документации по матрице, разработанной методической службой. Так, на обучающем семинаре «Готовимся к уроку в условиях реализации ФГОС» они заполняют матрицу «Степень выполнения требований к условиям реализации ППССЗ (раздел VII ФГОС СПО) с последующим обсуждением в формате собеседования.

3.2. Направление «Модель современного урока в контексте требований ФГОС СПО, ФГОС СОО» реализуется на уровне семинаров, обучающих практикумов. Для формирования представления о системе построения современного урока создан лекторий, предусматривающий методологические основы дидактики, принципы обучения, методы и технологии обучения, средства обучения, формы, виды и способы обучения, контроль знаний, оценка знаний обучающихся. Памятуя о том, что мастерство формируется и проявляется в деятельности, мы стремимся проводить занятия в интерактивном формате. На обучающем практикуме «Проектирование урока», проведённом в форме деловой игры малыми группами, перед слушателями поставлена задача установить алгоритм проектирования учебного занятия. По окончании игры команды представили свои проекты с обоснованием принятого решения. На семинаре-практикуме «Технологическая карта урока» преподавателям не только представляется схема технологической карты, но и предлагается заполнить её с последующей защитой. Каждое занятие в Школе носит практикоориентированный характер. На семинаре «Методы обучения» преподаватели не только систематизировали имеющиеся знания по теме, но и применили их в виртуальных ситуациях на различных типах и этапах уроков в режиме реального времени. Занятие по теме «Традиционные и нетрадиционные уроки: за и против» было проведено после посещения открытого урока преподавателя ОБЖ, представившего пример традиционного урока. На занятии по теме «Современный урок» занимательно и в доступной форме был представлен теоретический материал, проиллюстрированный примерами открытых уроков преподавателей колледжа, многие из которых привелось посетить слушателями. Серьёзные проблемы у начинающих преподавателей вызывают вопросы контроля и оценки знаний и умений. Для снятия трудностей проведено занятие «Система контроля и оценка качества освоения обучающимися колледжа учебного материала», были представлены классификация форм контроля, организация контроля, традиционные и нетрадиционные формы контроля. В качестве закрепления материала слушателям было предложено принять участие в «Интеллектуальном ринге» - разработать контрольные задания по материалам занятия. Наиболее популярными формами оказались матричный контроль, тестовый контроль, зачёт-игра «Шайба». Самое главное, что усвоили слушатели на занятии это то, что оценивание – это компонент учебной деятельности.

3.3. Направление «Представление опыта работы преподавателей колледжа» реализуется на уровне посещения слушателями Школы открытых уроков (практическая часть занятия) с последующим анализом «за круглым столом», выступления опытных преподавателей перед слушателями. Открытый урок даёт преподавателю возможность представить результат своего творческого подхода к обучению, применения педагогических технологий, активных методов обучения. Опытные преподаватели демонстрируют применение игровых технологий, технологий личностно-ориентированного обучения, технологии опережающего обучения, информационно-коммуникационных технологий, здоровье сберегающих технологий, активных методов обучения. На отдельных занятиях преподаватели поделились опытом разработки дидактических материалов, применения цифровых образовательных ресурсов. Для мотивации начинающих преподавателей к будущей аттестации на повестку дня выносятся вопросы о работе в межаттестационный период. Практикуются выездные заседания в кабинетах и лабораториях, где демонстрируются материально-техническая и методическая базы и практика их использования.

3.4. Направление «Психология и педагогика». К работе Школы подключается педагог-психолог. Ключевые мероприятия – это обучающий семинар с тренингом «Психологические основы учебной деятельности», семинар «Психологический феномен эмоционального выгорания педагога как социально-педагогическая причина неуспеваемости обучающихся».

Преподаватели, посещающие Школу, побуждаются к рефлексии – в этом им помогают Анкеты обратной связи. Интересен опыт анкетирования по вопросу «Я – преподаватель». Анкета состоит из трёх блоков: Я педагог. Процесс закрепления начинающих молодых педагогов. Процесс профессионального развития молодых педагогов. Итоги анкетирования всесторонне анализируются и презентуются в графиках и диаграммах. Результаты рассматриваются на занятии Школы и на заседании Совета по методическим вопросам. К заключительному занятию слушатели готовят выступление и эссе «Моё педагогическое кредо. Пути формирования и совершенствования педагогического мастерства».

Анализируя итоги работы, следует признать, что начинающие преподаватели

- искренне увлечены педагогической деятельностью и остаются верны избранной профессии и нашему коллективу;

- легко адаптируются к коллективу, уверенно исполняют свою функциональную роль;

- успешно проходят переподготовку при отсутствии педагогического образования;

- уже на этапе обучения в Школе нарабатывают опыт профессионального становления и делятся им с коллегами.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Опыт внедрения Института наставничества, Школы начинающего преподавателя в ГБПОУ КК «Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения» в свете целевой модели наставничества Национального проекта «Образование»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*