Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

28.06.2022 417 639
Сырчина Ирина Николаевна
Сырчина Ирина Николаевна, педагог-психолог

Кировский технологический колледж

Подготовка специалиста в условиях учебных заведений системы среднего профессионального образования (СПО) – это целостный многоплановый учебно-воспитательный процесс, конечной целью которого являются не только формирование профессиональной компетенции, системы навыков и умений, необходимых для работы по приобретаемой специальности, но и качественное развитие личности будущего специалиста.

Понятие «личность» – многогранно, и ее качества, мировосприятие и набор нравственных установок влияют на всю последующую жизнь человека. Для того чтобы подобное влияние оказалось положительным, задача педагога – формирование тех моральных качеств, которые необходимы для жизни в современном обществе. Говоря иными словами, залогом достижения поставленной цели служит качественное и последовательное нравственное воспитание.

Современный мир - это век господства высоких технологий и засилия массовой культуры. Именно через средства массовой информации происходят и восприятие, и переживание и интерпретация ценностных установок.

Говорить о положительных и отрицательных чертах современных СМИ можно бесконечно долго. С одной стороны, это прогрессивный метод добывания и обработки информации, с другой – существует множество подводных камней, нюансов и минусов при работе со СМИ.

Очевидно, что СМИ все чаще и чаще становятся библиотекой знаний не только для подростков, но и для всех людей, нуждающихся в получении информации. Дети, подростки, как самые психологически незащищенные, больше других подвержены влиянию СМИ: сделать их своими «заложниками» не составляет особого труда, всемирная паутина и виртуальная реальность делают их «жителями» других миров. Но с другой стороны, позволяют, объединив каждого с каждым, делают мир теснее, уничтожив географические, социальные и национальные барьеры.

Средства массовой информации оказывают большое влияние на формирование образа жизни молодежи. Это влияние распространяется как непосредственно через СМИ на личность молодого человека, так и опосредованное - через родителей, учителей, сверстников, на которых СМИ, в свою очередь, так же оказывают значительное влияние. Даже господствующие в обществе социальные нормы в значительной мере сформированы СМИ.

Появляется опасность замены для человека интересов и целей настоящей жизни, ценностями искусственно созданного мира. Сам человек может даже не заметить собственной утраты связи с реальным миром. Данная опасность особенно актуальна для молодых людей с еще не сформировавшимися мировоззрением, ценностными и нравственными установками; молодой человек прекращает сортировать информацию, а вслед за этим и свои жизненные ценности.

Возникает необходимость формирования критического восприятия медиаинформации молодыми людьми, ответственного выбора жизненных ценностей и ориентиров

Цель занятия: Формирование позиции ответственного выбора жизненных ориентиров и ценностей.

Задачи урока:

  1. Формировать способность и готовность к осознанному и ответственному действию в сфере отношений; необходимые морально-правовые ориентиры, которыми учащиеся будут руководствоваться в повседневной жизни; коммуникативную культуру.
  2. Дать возможность учащимся продемонстрировать умение работать в группе, взаимодействовать, высказывать собственные мысли; осознавать свою ответственность за тот или иной выбор.
  3. Развивать способности анализировать и оценивать факты, речевую деятельность, творческие способности, аргументировать свое мнение, вести дискуссию, самопрезентацию.

Методы и приемы обучения: иллюстративный, объяснительный, проектный.

Средства обучения:

  • Презентация, подготовленная преподавателями
  • Раздаточный материал
  • Может быть использованы дополнительный материалы: текст ФЗ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, Аудиозапись доктрины А.Даллеса.

Прогнозируемый результат:

  • Понимание студентами важности проблемы формирования ценностей.
  • Помощь в определении нравственных ориентиров.
  • Формирование исследовательской, коммуникативной и информационной компетентности.
  • Формирование языковой компетенции.

Ход занятия.

Упражнение «Поразмышляем вместе».

Инструкция. Составьте предложение, объединив общим смыслом слова: «ЦЕННОСТИ», «ИНФОРМАЦИЯ», «ВЫБОР»,  «МОЛОДЕЖЬ».

Мини-лекция «Ценности как жизненные ориентиры».

Что такое ценности человека и общества?

Ценности - ориентиры жизни человека, определяющие его цели и стремления. (Какие цели человек перед собой ставит, чего он хочет добиться в жизни, например карьера, научные открытия и любые другие жизненные достижения).

Ценности - это то, что важно, к чему стоит стремиться. (У каждого человека есть важные, значимые сферы его жизни, он наполняет их содержанием, развивает, оберегает от разрушения, например: счастливая семья, перспективная работа, крепкое здоровье и т.д.).

Ценности - культурные стандарты, которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. (Ценности человека и общества в целом неразрывно связаны, они обеспечивают стабильность и нормативность общественных отношений, такие как: мораль и нравственность, закон и справедливость и др.).

Виды ценностей:

Жизненные ценности (мир, семья, здоровье, друзья и др.)

Материальные ценности (деньги, одежда, собственность, благосостояние и др.)

Духовные ценности (красота, творчество, искусство, истина, добро, справедливость)

Нравственные ценности (совесть, честь, патриотизм и др.)

Профессиональные ценности (проф.мастерство, знание своего дела, самореализация, интересная работа и др.)

Данные виды ценностей в своем сочетании определяют наши жизненные девизы целых поколений и каждого человека в отдельности.

Упражнение «Дерево ценностей».

Цель: помочь в осмыслении собственных ценностей и источников их развития.

Инструкция. Каждый в течение трех минут зарисовывает свое дерево ценностей, включая те, которые имеют для него особую значимость и определяют его отношение к жизни.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие ценности вы вписали в крону дерева и почему? Что вы указали на уровне корней? Из каких источников мы черпаем информации, формируя свои жизненные ценности?
  • Что нужно сделать для того, чтобы дерево не пропало, а наоборот, поддерживать его?
  • Как вы думаете, популярны ли СМИ как источник познавательной информации, различных социальных ориентиров среди молодежи?

Анализ результатов анкеты «Влияния телевизионной информации на формирование ценностных ориентаций современной молодежи».

  1. Какие источники информации Вы обычно предпочитаете? (выбрать 1 - 2 варианта ответа):

А) Телевидение

Б) Интернет

В) Радио

Г) Печатные СМИ

  1. Как Вы считаете, какие ценности культивируются современным телевидением? (оцените по 5-ти бальной системе):

А) Приятное времяпрепровождение, отдых;

Б) Высокое материальное благосостояние;

В) Поиск и наслаждение прекрасным;

Г) Помощь и милосердие к другим людям;

Д) Любовь;

Е) Познание нового в мире, природе, человеке;

Ж) Высокий социальный статус и управление людьми;

З) Признание и уважение людей и влияние на окружающих;

И) Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;

К) Общение;

Л) Здоровье.

  1. Какая информация, транслируемая телевидением Вам наиболее интересна? (выбрать 2 варианта ответа, указав любимые передачи):

А) Отдых, досуг, развлечения, спорт

Б) Молодежные проблемы

В) Политика, экономика, финансы

Г) Криминал, катастрофы

Д) Интимные отношения, эротика

  1. Какая телевизионная информация, по Вашему мнению, искажает и обедняет ценности современной молодежи? (названия передач, шоу, сериалов и что они пропагандируют).

Вопрос для обсуждения:

  • Умеет ли современная молодежь критически оценивать и правильно интерпретировать те объемы информации, которые выплескивает на своих зрителей телевидение?

Вывод: происходит деформация мировоззренческих, ценностных, нравственных установок молодежи. Что влечет за собой снижение коммуникативной, поведенческой культуры молодых людей.

Упражнение «Письмо автору».

Инструкция. Работа может выполняться индивидуально или группой. Необходимо составить ответное письмо автору, выразить свою точку зрения, позицию в отношении обсуждаемой проблемы. По окончании работы, группы зачитывают ответные письма, организуется обсуждение по вопросам.

Все. Хватит! Сил больше нет терпеть. Выйдешь на улицу – всюду кидалы, лохи, предки, кореша, отморозки, тормоза, пофигисты… Что же они целыми днями делают? Прикалываются, прутся, кидают друг друга, ставят на счетчик, достают, отмазывают, нажираются, забивают стрелки, наезжают, грузят, сваливают… Делают они это безбашенно и без понтов. А потом, когда содеянного уже не воротишь, им все становится по барабану или параллельно. И живиписуют подвиги типа: не хило, зашибись. (В.Ф. Русецкий Культура речи учителя).

Вопросы для обсуждения:

  • Возможно ли противостоять искажению ценностей в современном обществе?
  • Как обезопасить влияние виртуальных ценностей на человека?
  • Как противостоять влиянию виртуальных ценностей на каждого из нас?

Упражнение «Личный выбор».

Инструкция. Каждый студент наклеивает стикер на распечатанный плакат, определяя таким образом, свой ответственный выбор.

Подведение итогов занятия:

  1. Понравилось ли вам занятие?
  2. Какие мысли и ощущения у вас возникали по ходу занятия и обсуждаемых проблемных вопросов?
  3. Какие выводы вы сделали лично для себя?

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*