Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПодготовка специалиста в условиях учебных заведений системы среднего профессионального образования (СПО) – это целостный многоплановый учебно-воспитательный процесс, конечной целью которого являются не только формирование профессиональной компетенции, системы навыков и умений, необходимых для работы по приобретаемой специальности, но и качественное развитие личности будущего специалиста.
Понятие «личность» – многогранно, и ее качества, мировосприятие и набор нравственных установок влияют на всю последующую жизнь человека. Для того чтобы подобное влияние оказалось положительным, задача педагога – формирование тех моральных качеств, которые необходимы для жизни в современном обществе. Говоря иными словами, залогом достижения поставленной цели служит качественное и последовательное нравственное воспитание.
Современный мир - это век господства высоких технологий и засилия массовой культуры. Именно через средства массовой информации происходят и восприятие, и переживание и интерпретация ценностных установок.
Говорить о положительных и отрицательных чертах современных СМИ можно бесконечно долго. С одной стороны, это прогрессивный метод добывания и обработки информации, с другой – существует множество подводных камней, нюансов и минусов при работе со СМИ.
Очевидно, что СМИ все чаще и чаще становятся библиотекой знаний не только для подростков, но и для всех людей, нуждающихся в получении информации. Дети, подростки, как самые психологически незащищенные, больше других подвержены влиянию СМИ: сделать их своими «заложниками» не составляет особого труда, всемирная паутина и виртуальная реальность делают их «жителями» других миров. Но с другой стороны, позволяют, объединив каждого с каждым, делают мир теснее, уничтожив географические, социальные и национальные барьеры.
Средства массовой информации оказывают большое влияние на формирование образа жизни молодежи. Это влияние распространяется как непосредственно через СМИ на личность молодого человека, так и опосредованное - через родителей, учителей, сверстников, на которых СМИ, в свою очередь, так же оказывают значительное влияние. Даже господствующие в обществе социальные нормы в значительной мере сформированы СМИ.
Появляется опасность замены для человека интересов и целей настоящей жизни, ценностями искусственно созданного мира. Сам человек может даже не заметить собственной утраты связи с реальным миром. Данная опасность особенно актуальна для молодых людей с еще не сформировавшимися мировоззрением, ценностными и нравственными установками; молодой человек прекращает сортировать информацию, а вслед за этим и свои жизненные ценности.
Возникает необходимость формирования критического восприятия медиаинформации молодыми людьми, ответственного выбора жизненных ценностей и ориентиров.
Цель занятия: Формирование позиции ответственного выбора жизненных ориентиров и ценностей.
Задачи урока:
Методы и приемы обучения: иллюстративный, объяснительный, проектный.
Средства обучения:
Прогнозируемый результат:
Ход занятия.
Упражнение «Поразмышляем вместе».
Инструкция. Составьте предложение, объединив общим смыслом слова: «ЦЕННОСТИ», «ИНФОРМАЦИЯ», «ВЫБОР», «МОЛОДЕЖЬ».
Мини-лекция «Ценности как жизненные ориентиры».
Что такое ценности человека и общества?
Ценности - ориентиры жизни человека, определяющие его цели и стремления. (Какие цели человек перед собой ставит, чего он хочет добиться в жизни, например карьера, научные открытия и любые другие жизненные достижения).
Ценности - это то, что важно, к чему стоит стремиться. (У каждого человека есть важные, значимые сферы его жизни, он наполняет их содержанием, развивает, оберегает от разрушения, например: счастливая семья, перспективная работа, крепкое здоровье и т.д.).
Ценности - культурные стандарты, которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. (Ценности человека и общества в целом неразрывно связаны, они обеспечивают стабильность и нормативность общественных отношений, такие как: мораль и нравственность, закон и справедливость и др.).
Виды ценностей:
Жизненные ценности (мир, семья, здоровье, друзья и др.) |
Материальные ценности (деньги, одежда, собственность, благосостояние и др.) |
Духовные ценности (красота, творчество, искусство, истина, добро, справедливость) |
Нравственные ценности (совесть, честь, патриотизм и др.) |
Профессиональные ценности (проф.мастерство, знание своего дела, самореализация, интересная работа и др.) |
Данные виды ценностей в своем сочетании определяют наши жизненные девизы целых поколений и каждого человека в отдельности.
Упражнение «Дерево ценностей».
Цель: помочь в осмыслении собственных ценностей и источников их развития.
Инструкция. Каждый в течение трех минут зарисовывает свое дерево ценностей, включая те, которые имеют для него особую значимость и определяют его отношение к жизни.
Вопросы для обсуждения:
Анализ результатов анкеты «Влияния телевизионной информации на формирование ценностных ориентаций современной молодежи».
А) Телевидение
Б) Интернет
В) Радио
Г) Печатные СМИ
А) Приятное времяпрепровождение, отдых;
Б) Высокое материальное благосостояние;
В) Поиск и наслаждение прекрасным;
Г) Помощь и милосердие к другим людям;
Д) Любовь;
Е) Познание нового в мире, природе, человеке;
Ж) Высокий социальный статус и управление людьми;
З) Признание и уважение людей и влияние на окружающих;
И) Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;
К) Общение;
Л) Здоровье.
А) Отдых, досуг, развлечения, спорт
Б) Молодежные проблемы
В) Политика, экономика, финансы
Г) Криминал, катастрофы
Д) Интимные отношения, эротика
Вопрос для обсуждения:
Вывод: происходит деформация мировоззренческих, ценностных, нравственных установок молодежи. Что влечет за собой снижение коммуникативной, поведенческой культуры молодых людей.
Упражнение «Письмо автору».
Инструкция. Работа может выполняться индивидуально или группой. Необходимо составить ответное письмо автору, выразить свою точку зрения, позицию в отношении обсуждаемой проблемы. По окончании работы, группы зачитывают ответные письма, организуется обсуждение по вопросам.
Все. Хватит! Сил больше нет терпеть. Выйдешь на улицу – всюду кидалы, лохи, предки, кореша, отморозки, тормоза, пофигисты… Что же они целыми днями делают? Прикалываются, прутся, кидают друг друга, ставят на счетчик, достают, отмазывают, нажираются, забивают стрелки, наезжают, грузят, сваливают… Делают они это безбашенно и без понтов. А потом, когда содеянного уже не воротишь, им все становится по барабану или параллельно. И живиписуют подвиги типа: не хило, зашибись. (В.Ф. Русецкий Культура речи учителя).
Вопросы для обсуждения:
Упражнение «Личный выбор».
Инструкция. Каждый студент наклеивает стикер на распечатанный плакат, определяя таким образом, свой ответственный выбор.
Подведение итогов занятия:
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.