Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПодготовка профессиональных кадров происходит сегодня в сложной социально-экономической обстановке, которая в значительной степени определяет направление и содержание профессиональных интересов и потребностей студенческой молодежи. В период изменения общественных отношений, перехода к рыночной экономике, рынку труда, когда Россия находится в динамике, в поиске экономических и социально-нравственных приоритетов и характеризуется нестабильностью, актуализируется вопрос: способен ли современный молодой человек, выпускник учреждения среднего профессионального образования (СПО) взять на себя ответственность за свое будущее. Даже необходимость получить профессию, трудоустроиться в дальнейшем по ней и адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, обеспечить себе социальную защищенность, представляет для многих молодых людей постоянную проблему. Вот почему возникает потребность в поиске новых подходов и современных моделей организации и развития профессиональной подготовки студентов в системе дополнительного профессионального образования (ДПО).
Дополнительное профессиональное образование – это процесс свободно избранного студентом освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение его интересов, склонностей, способностей и содействующий самореализации студента и его адаптации, выходящих за рамки основного образования. По своей значимости оно становится сегодня равнозначным базовому профессиональному образованию, а в будущем может занять доминантное положение, так как именно оно несет ответственность за обновление и рост профессионального и интеллектуального потенциала в обществе.
Основой дополнительного профессионального образования является профессиональная «надстройка» для выполнения определенного вида работы или, с позиции компетентностного подхода, формирование специальных профессиональных компетенций.
Задачами компетентностного подхода в области профессиональной подготовки студентов в системе дополнительного образования являются: улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление программного содержания, методологий и соответствующей среды обучения.
Компетентностный подход в системе ДПО позволяет:
- перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания;
- взять за основу стратегию повышения гибкости в целях расширения возможностей трудоустройства и выполняемых задач;
- поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;
- ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций.
Одним из условий осуществления дополнительной профессиональной подготовки студентов является интегративно-модульный подход, при котором учитывается специфика каждого этапа системы профессионального образования и гибко варьируются содержание и формы учебной деятельности. При этом принцип модульности позволяет сделать процесс изучения гибким, прозрачным, структурированным, направленным на стимулирование учебно-познавательной активности студентов, развитие их мотивации к профессиональной деятельности по овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками. Принципы интеграции и компетентностной парадигмы осуществляются за счет использования междисциплинарных связей при разработке модулей, а также за счет выбора оптимальных форм и методов организации аудиторной, практической и самостоятельной работы, использования и одновременного формирования профессиональных умений. Многоуровневость в данном случае достигается: дифференцированностью заданий при выполнении практических заданий, степенью самостоятельности выполнения заданий, условиями балльно-рейтинговой системы контроля, где рейтинг определяется степенью сложности и качеством выполнения рецептивных и продуктивных учебных заданий.
Развитие дополнительного образования посредством введения модульного обучения определенным образом сказывается и на характере основных образовательных программ, обеспечивая хорошую фундаментальную подготовку выпускника колледжа и создавая необходимые условия для творческого развития личности.
Истоки дополнительных профессиональных образовательных программ могут содержаться в инвариантной части основных образовательных программ и иметь междисциплинарный характер. Здесь существуют широкие возможности для развития дополнительного профессионального образования различной глубины и направленности. Освоение программ этой категории значительно расширяет сферу деятельности выпускника колледжа, выводя ее за рамки традиционной профессиональной занятости, присущей данному специалисту.
Аддитивная интеграция основного и дополнительного образования (интеграция способом слияния) либо простой перенос достижений одной системы в другую не представляются эффективными в силу их специфичности. В этой связи идея педагогически эффективной организации этих двух сфер в единую открытую образовательную систему представляется актуальной и позволяет:
- усилить взаимное положительное влияние друг на друга этих двух форм образования;
- реализовать принципы непрерывного образования;
- реализовать принципы открытого образования;
- создать динамичную, адаптационную среду образования;
- реализовать интеграцию образования и жизни.
Процесс разработки дополнительных образовательных программ, ориентированных на углубленное изучение различных проблем в рамках специальности, направлен на развитие вариативной составляющей основных образовательных программ. Освоение таких программ углубляет профессиональные знания выпускников, расширяя их квалификационные возможности в рамках основной специальности.
Программы дополнительного профессионального образования могут разрабатываться учебным заведением самостоятельно и выступать в качестве экспериментальной площадки для совершенствования и развития непрерывного профессионального образования и образовательных технологий, повышения квалификационного уровня выпускников. Для того чтобы дополнительные образовательные программы были востребованы, необходимо проводить маркетинговые исследования тенденций развития регионального рынка труда, а также налаживать взаимодействие со специалистами ведущих предприятий, которые помогут определить требования к выпускникам по направлению подготовки.
Требования к содержанию дополнительного профессионального образования базируются на:
- соответствии дополнительных образовательных программ квалификационным требованиям к профессиям, определяемым составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы;
- преемственности дополнительных образовательных программ по отношению к государственным стандартам, что обеспечивается учетом в дополнительных профессиональных программах требований профессиональной части стандартов;
- ориентации на современные образовательные технологии (в принципах обучения – использование модулей, обучение «до результата», вариативность сроков обучения в зависимости от первоначального уровня подготовки слушателей, индивидуализация; в формах и методах обучения активные методы, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий; в методах контроля и управления образовательным процессом – распределенный контроль по модулям, использование тестирования, корректирование индивидуальных программ по результатам контроля, обеспечение профориентации в процессе обучения);
- обеспечении совместимости программ различных видов дополнительного образования путем соотнесения целей и содержания программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и стажировки.
Освоение студентами дополнительных программ параллельно основным образовательным программам имеет большое будущее. Востребованность программ дополнительной квалификации среди студентов велика уже сейчас. Эту ситуацию порождает рынок труда и собственное желание студентов расширить свои профессиональные возможности.
Использование новых подходов и современных моделей организации и развития профессиональной подготовки студентов в системе дополнительного профессионального образования сверх основных образовательных программ приведет к совершенствованию подготовки практикоориентированных, конкурентоспособных специалистов с учетом требований регионального рынка труда.
Список используемой литературы:
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН об образовании в Российской Федерации. Проект № 121965-6 в третьем чтении
2. Лоргина Н. Н., Мартынов В. Г., Шейнбаум В. С. Теория производства полуфабрикатов и ее приложение к высшему и дополнительному профессиональному образованию // Дополнительное профессиональное образование. – 2010. – № 4.
3. Фейлинг Т.Б. Формирование профессиональных компетенций студентов вузов в процессе дополнительного образования //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. 2012. - № 2.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.