Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСпецифика и творческий характер труда современного специалиста, квалифицированного рабочего предъявляют высокие требования к педагогу. Выпускник профессионального учебного заведения – компетентный профессионал, творчески развивающаяся личность, готовая к выходу на международный рынок труда и способная установить гуманистический стиль отношений в профессиональной деятельности.
Под профессионально-педагогической компетентностью понимается определенная степень овладения педагогическим опытом, общей и педагогической культурой, совершенствование учебно-воспитательной и научной деятельности преподавателя.
Чтобы заниматься проблемами формирования профессионально-культурной компетентности студентов, необходимо определить требования к уровню профессионально-педагогической компетентности педагога.
В качестве основных компонентов профессионально-педагогической компетентности выделить следующие:
1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.
2. Педагогическая и методическая компетентность в области способов формирования профессионально-культурной компетентности студентов.
3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов и направленности формирования профессионально-культурной компетентности студентов.
5. Профессиональная компетентность по профилю специальности, получаемой студентом.
В систематическом повышении нуждается уровень компетентности педагогов по вопросам теории и методики профессионального образования, внедрения инновационных подходов к подготовке специалистов, воспитания личности с учетом ее национальных и индивидуальных особенностей. С целью создания условий для формирования профессионально-педагогической компетентности педагогов профессиональных учебных заведений необходимо сформировать систему, обеспечивающую повышение педагогической, методической, психологической компетентности по формированию профессионально-культурной компетентности студентов и формирование у них способностей к самообучению, саморазвитию, проектированию собственной деятельности и её творческому исполнению, рефлексии своей профессиональной деятельности.
Инновационными формами и методами повышения квалификации педагогов в колледже является разработка собственных программных продуктов, школа передового педагогического опыта (педагогические мастерские), разработка учебников, учебно-методических пособий, профессиональные тренинги, создание банка педагогических идей.
Индивидуальная самостоятельная работа педагога, направлена па повышение профессионально-педагогического, методического и профессионально-культурного уровней. Во многом этому способствует повышение квалификации и участие педагогов в различных формах методической работы колледжа. Реальное повышение уровня квалификации педагогов, их методического мастерства, подтверждается ими при проведении учебных занятий и в ходе их аттестации на квалификационные категории.
Эффективной формой повышения профессионально-педагогической компетентности педагогов является организация научно исследовательской и экспериментальной деятельности.
Такого рода деятельность позволяет выработать и профессионально – педагогическую культуру педагогов, обеспечивающих формирование у будущих специалистов такого важного качества, как профессионально-культурная компетентность. Её составляющими элементами специалиста, являются:
1. Гуманистическая педагогическая позиция, способность педагога быть воспитателем студентов.Онаспособствует самодетерминации и самоактуализации личности студента в культуре и является основой и условием успешности его профессиональной самореализации.
2. Педагогическое мышление, знание основ возрастной психологии, закономерностей организации педагогического процесса. Показателями психолого-педагогической компетентности являются умения ставить и реализовать воспитательные задачи, проектировать формирующую образовательную среду, анализировать свой опыт, организовывать и простраивать культурное пространство и перспективы профессионального роста студентов, определять наиболее рациональные виды их деятельности, актуализировать профессиональные ценности.
3. Образованность в сфере преподаваемого предмета, владение педагогическими технологиями предполагает наличие у педагога академической подготовленности к конкретной преподаваемой дисциплине, широкую научную эрудицию в смежных науках, творческое осмысление современного состояния науки, техники и технологий. Владение современными педагогическими и информационными технологиями, способность в различных вариантах транслировать научные результаты практической деятельности. Показателем профессиональной компетентности является стремление к профессионально-педагогическому самовыражению, повышенная требовательность к своим знаниям и постоянное стремление их пополнять
4. Культура профессионального поведения, знание и успешное использование способов саморазвития и саморегуляции профессиональной деятельности. Показателем культуры профессионально-педагогического поведения педагога является готовность к общению на основе объективного восприятия человека, с которым должен быть установлен деловой контакт, устанавливать и поддерживать конструктивные отношения в профессиональном общении. Способность безоценочно воспринимать других людей, быть внимательным к их потребностям и желаниям.
5. Самоменеджмент педагога в условиях рынка, в педагогической деятельности личностные качества являются одновременно и профессиональными: ценностные основания собственной жизни и педагогической деятельности, способность транслировать себя как личность, успешную в профессиональном плане, выступающую образцом профессионального и личностного самоопределения студентов
6. Информационная культура педагога Новая общественная структура - информационное общество - характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации, изменением сферы социальных структур, следствием которого оказывается расширение сферы информационной деятельности. Качественно новая модель подготовки членов будущего информационного общества требует развитой способности к межкультурным и профессиональным коммуникациям, гибкому изменению и пополнению профессиональных компетенций, развитого планетарного сознания педагога. Показателем информационной культуры педагога становится создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей возможность прямых международных коммуникаций, интеграции России в мировую информационную систему, доступа к современным информационным супермагистралям, международным базам данных в области науки, образования, промышленности, культуры.
Итак, основным условием профессиональной подготовленности педагога к формированию профессионально-культурной компетентности студента является постоянное обогащение содержания профессиональной деятельности педагогов содержанием и технологиями формирования профессиональной культуры и общекультурной компетенции студентов. Творческий профессионально-педагогический уровень педагога, базирующийся на основе научного и отраслевого знания, умело реализуемый системой методов и технологий, обеспечивает высокий уровень сформированности профессионально-культурной компетентности будущего специалиста.
Список используемой литературы
1. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под ред. В.И.Байденко. М., 2006. – 210 с.
2. Зимняя И.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. - М., 2004. – 381 с.
3. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.
4. Морева, Н.А.Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ∕ Н.А.Морева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2008. – 432 с.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.