Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Эмоциональный интеллект как условие развития мотивации педагогов к инновационной деятельности в рамках федеральной экспериментальной площадки "Конструктивные стратегии копинг-поведения как составляющая внутриорганизационного обеспечения менеджмента"

26.05.2022 364 567
Антонова Елена Николаевна
Антонова Елена Николаевна, методист

Сергеева Наталья Николаевна
Сергеева Наталья Николаевна, заместитель директора по учебной работе

Свежинцева Елена Валерьевна
Свежинцева Елена Валерьевна, заместитель директора по учебно-производственной работе

Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий

Ключевым направлением работы методической службы образовательного учреждения выступает развитие учительского потенциала. Введение ФГОС и Профессионального стандарта педагога требует от педагогического работника сформированности не только предметных компетентностей и базовых основ психолого-педагогических знаний и умений, необходимо формирование преподавателя-профессионала и гуманиста, владеющего коммуникативными, правовыми, информационными компетентностями, методологической культурой и готовностью к инновационной деятельности. Одна из важнейших задач преобразований, проводимых внутри образовательной среды, - создание условий для развития и формирования педагога нового типа, педагога-профессионала.

В целом, актуальность проблемы становления педагога-профессионала обусловлена следующими обстоятельствами:

  1. существенными инновационными изменениями в системе образования;
  2. особенностями переживаемого образованием периода, когда прежние мировоззренческие и профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые ещё не сформировались в полной мере;
  3. сегодня педагог находится в условиях «информационного бума», в центре перекрёстного (подчас противоречивого) потока информации: публицистической, педагогической, философской, психологической… Перед педагогом встаёт проблема ориентации и отбора информации, пересмотра своей профессиональной «Я-концепции», прежних форм и методов работы;
  4. недостаточной разработкой механизмов реализации в межкурсовой период практики становления педагога-профессионала средствами методической службы образовательного учреждения.

В исследованиях В.И. Слободчикова процесс становления педагога-профессионала рассматривается как составляющая процесса развития. Учёный отмечает, что категория «развитие» одновременно удерживает в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование. Становление – это «переход от одного определённого состояния к другому – более высокого уровня; единство уже осуществлённого и потенциально возможного».

Опираясь на исследования С.В. Попова и В.И. Слободчикова, считаем, что, с одной стороны, если педагог выступает преобразователем практики, то за счёт этого он меняется, с другой стороны, на процесс становления педагога можно воздействовать извне посредством «социальных воздействий», например, целенаправленно занимаясь его образованием.

Мы выделяем противоречие между необходимостью формирования компетентностей педагога-профессионала и отсутствием разработанных программ методического сопровождения профессионального развития и обоснованных механизмов их реализации методической службой образовательного учреждения.

Таким образом, нами была разработана и апробирована программа методического сопровождения профессионального развития педагогов в межкурсовой период в условиях федеральной экспериментальной площадки «Конструктивные стратегии копинг-поведения как составляющая внутриорганизационного обеспечения менеджмента».

Программа включает несколько модулей внутрикорпоративного повышения квалификации. На одном из них хочется остановиться подробнее. Речь идёт о программе модуля «Эмоциональный интеллект как условие развития мотивации педагогов к инновационной деятельности». Здесь  в соответствии с современными представлениями  о целях и задачах образования в области теории и практики эмоционального интеллекта, а также согласно содержательно-тематическому принципу отбора и построения материала в процессе повышения квалификации педагога раскрываются теоретико-методологические основы профессиональной подготовки педагогов образовательных учреждений.

Проект основывается на понятии «эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект – это способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания для выяснения причин, возникновения проблем с последующим их решением (Д. Майер, П. Саловей).

Эмоциональный интеллект – способность понимать себя и других людей, контролировать свои и чужие эмоции, формировать, сплачивать и мотивировать команду на достижение цели (Д. Гоулмен).

Предлагаемый курс базируется на двух аспектах теории эмоционального интеллекта: внутриличностном (способность управлять собой) и межличностном или социальном (способность управлять отношениями с людьми), так как теория эмоционального интеллекта содержит способность адекватно оценивать и прогнозировать личностную траекторию развития. Эмоциональный интеллект взаимосвязан с успешностью в профессиональной деятельности, формирует ценностное отношение к изучению и овладению знаниями, развивая мотивацию к инновационной деятельности.

Содержание модуля курса повышения квалификации строится исходя из уровня базовой подготовки педагога.

Цель изучения модуля – повышение квалификации слушателей в области знания о теории эмоционального интеллекта, изучения понятийного аппарата и определения индивидуальной траектории развития педагогов, готовых к инновационной деятельности.

В процессе прохождения материала модуля курса предполагается:

  1. раскрыть перед слушателями содержание теоретических источников и существующего опыта в рамках теории эмоционального интеллекта;
  2. научить слушателей ориентироваться в современной инновационной терминологии и актуализировать их знания в области развития эмоциональной сферы личности педагога;
  3. сформировать практические навыки определения индивидуальной траектории развития педагогов, готовых к инновационной деятельности.

 

Схема модели компетентности:

- идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением, действием;

- управление эмоциональными состояниями – контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными;

- способность входить в эмоциональное состояние, способствующее достижению успеха;

- способность читать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других;

- способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими  людьми и поддерживать их.

Компетентность

Основные типы способности

Точность оценки и выражение эмоций

Эмоциональная идентификация, перцепция (восприятие) и экспрессия (яркое проявление чувств, мыслей, настроения)

Когнитивная ассимиляция эмоционального опыта

Познавательное усвоение, эмоциональная фасилитация мышления

Распознавание, понимание и осмысление эмоций

Эмоциональное понимание

Адаптивная регуляция эмоций

Эмоциональное управление

Критерии, показатели, уровни развития компетентности

Критерии

Показатели

Уровни

Внутриличностный (способность управлять собой)

Осознание своих чувств.

Самооценка.

Уверенность в себе.

Ответственность.

Терпимость.

Самоконтроль.

Активность.

Гибкость.

Заинтересованность.

Открытость новому опыту.

Мотивация достижения.

Оптимизм.

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

Межличностный (способность управлять отношениями с людьми)

Коммуникабельность.

Открытость.

Эмпатия.

Способность учитывать и развивать интересы другого.

Уважение к людям.

Способность адекватно оценивать и прогнозировать межличностные отношения.

Умение работать в команде.

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

При подготовке программы были использованы экспериментальные материалы и опыт исследовательской работы педагогов ГБПОУ «Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий» г. Ангарска Иркутской области.

Учебный план курса повышения квалификации

№ п/п

Наименование модуля

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Теоретическое обучение

Практическое обучение

1

Эмоциональный интеллект как условие развития мотивации педагогов к инновационной деятельности.

Итоговый контроль

18

8

10

 

 

 

 

Зачёт

 

ИТОГО

18

8

10

 

 

Критерии результативности освоения модуля «Эмоциональный интеллект как условие развития мотивации педагогов к инновационной деятельности»:

  1. Актуальность:
    • нацеленность на обеспечение основных направлений модернизации образования;
    • реализация системно-деятельностного подхода.
  2. Научно-методическое и информационное обеспечение:
    • наличие программно-методического обеспечения непрерывного профессионального образования в межкурсовой период.
  3. Системность непрерывного повышения квалификации:
    • теоретическое обоснование работы;
    • оптимальность выбора форм, методов, средств работы, логическая завершённость.
  4. Мотивированность педагогов на непрерывное повышение квалификации и инновационную деятельность:
    • преодоление индивидуальных затруднений;
    • участие педагогов в инновационной деятельности;
    • создание мотивационной «акмеологической» среды для «выращивания» профессионалов.
  5. Психологический аспект:
    • создание ситуации творческого партнёрского общения;
    • установление продуктивных межличностных отношений участников модуля повышения квалификации.

Учебно-тематический план курса повышения квалификации

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма занятий

1

Эмоциональный интеллект как условие развития мотивации педагогов к инновационной деятельности

18

Теоретическое обучение, практическое обучение, тестирование

1.1.

Эмоциональный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности педагогов в условиях модернизации образования

1

Лекция

Входная диагностика

1.2.

Эмоциональный интеллект как фактор развития продуктивности инновационной профессиональной деятельности

2

Лекция

Анкетирование

1.3.

Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде

2

Семинар

Тестирование

1.4.

Роль эмоционального интеллекта педагога в развитии личности обучающегося и его самоопределении

1

Лекция

1.5.

Эмоциональный интеллект педагога и его диагностика

2

Акмеологическая мастерская

1.6.

Проблемы общения с современными детьми и подростками. Роль эмпатии в педагогическом общении

2

Дискуссионный клуб-лекторий

1.7.

Коммуникативная толерантность как значимое качество личности педагога и фактор актуальности концепции развития универсальных учебных действий при введении ФГОС. «Нестандартные обучающиеся»

3

Акмеологическая мастерская

1.8.

Что такое «ассертивное поведение»?

2

Дискуссионный клуб-лекторий

1.9.

Профессионализм личности и продуктивность деятельности педагога

3

Акмеологическая мастерская

Зачёт

Анкетирование педагогов по результатам освоения модуля курсовой подготовки «Эмоциональный интеллект как условие развития мотивации педагогов к инновационной деятельности» показало:

  1. освоение слушателями содержания теоретических источников и существующего опыта в рамках теории эмоционального интеллекта;
  2. умение слушателей ориентироваться в современной инновационной терминологии и освоение знаний в области развития эмоциональной сферы личности педагога;
  3. сформированность практических навыков определения индивидуальной траектории развития педагогов, готовых к инновационной деятельности;
  4. реализация системно-деятельностного подхода в рамках модернизации образования;
  5. установление продуктивных межличностных отношений слушателей модуля;
  6. повышение профессионализма педагогов.

О заинтересованности педагогов свидетельствует и факт роста методической активности на разных уровнях. Участие в различных мероприятиях с целью позиционирования и трансляции опыта избавляет педагогов от ощущения невостребованности и даёт чувство признания своей работы.

Ральф Уолдо Эмерсон писал: «Никто не достигал ничего выдающегося без энтузиазма». Несомненно, всё, что существует на свете, было когда-то мечтой. Если наша цель заключается в том, чтобы и мы, и наши обучающиеся стали успешными людьми, эти слова могут служить указателем для работы образовательного учреждения – развить высокий уровень эмоционального интеллекта.

В заключение хочется процитировать С.Т. Шацкого: «Не надо спешить учить учителя, как развивать детей, надо сначала учить, как развивать самих себя, так как саморазвитие педагога должно предшествовать воспитанию обучающихся».

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Эмоциональный интеллект как условие развития мотивации педагогов к инновационной деятельности в рамках федеральной экспериментальной площадки "Конструктивные стратегии копинг-поведения как составляющая внутриорганизационного обеспечения менеджмента"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*