Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современный учитель русского языка в рамках реализации ФГОС

26.05.2022 305 449
Незамаева Евгения Владимировна
Незамаева Евгения Владимировна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Все образовательные учреждения страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что в современном мире без инноваций практически невозможно поддерживать должный уровень педагогического мастерства.

Сегодня образование – не столько источник знаний, сколько фактор роста конкурентоспособности общества, фактор успешной социализации молодого поколения.

Ключевым механизмом для достижения поставленных целей является ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования), представляющий систему требований к результатам, к структуре программ и к условиям их реализации. Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы;
  • к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
  • к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Главной задачей нового ФГОС является не только конкретизировать требования к обучающимся, но и оптимизировать возможности реализации учебного процесса. Но, к сожалению, не  все преподаватели осознают, что Федеральные государственные стандарты не ограничивают свободу деятельности, не лишают свободы творчества, а наоборот, повышают качество знаний.

В стандартах есть глубокие смысловые связи как между требованиями к метапредметным образовательным результатам (УУД), так и между метапредметными и предметными требованиями. Современный учитель способен выявить эти связи и реализовать сразу несколько требований в рамках педагогической ситуации. При этом необходимо учителю выполнить следующие условия:

  • Иметь и применять разнообразные формы, виды, приемы учебно-познавательной деятельности (воспитание конкурентоспособной, творческой личности).
  • Уметь выявить в дидактической задаче необходимость использования тех внутренних ресурсов ученика, которые обеспечат ему учебный успех.
  • Уметь помочь ученику выявить его возможности и «недостатки» как в предметной сфере, так и в процессе самоопределения.

Особое место в образовательном процессе среди педагогического состава уделяется преподавателям словесности, которые посредством изучения предмета русского языка и литературы формируют ценные личностные качества, коммуникативные навыки, духовность, любовь к родному краю и т.д. Поэтому главной задачей учителя словесности является научить выпускника 21 века не только понимать и интерпретировать, но и  уметь обращаться со словом в процессах самопознания и познания окружающего мира, в становлении собственного мировоззрения. Отработка навыков владения словом происходит следующим образом: от слова как инструмента познания внешнего мира, к слову,  как инструменту общения – к слову как инструменту самоопределения.

По словам В,В.Давыдова: «…обучение есть деятельность управленческая. Управлять учением – значит создавать такие условия, при соблюдении которых процесс обучения достиг бы поставленных целей». Именно управленческая и методическая компетентность востребует от учителя осуществлять образовательный процесс не по сложившейся системе, а с учетом изменения этой системы в зависимости от состояния учеников, их возможностей, ресурсов, достигая максимально возможного уровня качества образования.

Выделяют несколько концептуальных позиций, свойственных современному учителю словесности в конструировании образовательного процесса:

Учитель – предметник. (В совершенстве знает свой предмет, методологию, применяет имеющиеся ресурсы, работает фронтально. Высокие результаты возможны  в обучении с детьми только с высоким уровнем мотивации, так как стремится «научить всех»).

Учитель – наставник. (Такая модель  обучения эффективна для детей как с высоким, так и средним уровнем учебных возможностей. Преодоление неуспеваемости достигается за счет профессионально подобранной разнообразной литературы).

Учитель – партнер. (Он задается целью найти образовательный и воспитательный подход к каждому обучающемуся, независимо от его уровня и сложившейся ситуации. Такой учитель предпримет всевозможные методы, чтобы выяснить причину неуспеваемости ученика, создать ситуацию успеха. Такая модель поведения преимущественна для учителей начальной школы).

Подходящей, на мой взгляд, моделью современного учителя, действующего в рамках нового ФГОС, является  учитель – управленец. Для него наибольшее значение представляет навык сознательного и конструктивного анализа  учебных ресурсов ученика, конструирования целей, планирования и организации процесса обучения, а также  получение результатов как в ученической, так и в собственной деятельности. Такой учитель – настоящий профессионал своего дела, так как для него творческое развитие заключается в умении управлять обстановкой, где реализуется его педагогическая деятельность. Для управленца очень важной составляющей педагогического процесса является системность во всем: на рабочем столе, в методическом материале, пространстве кабинета и т.д. В таких контролируемых условиях педагог имеет возможность  найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся независимо от сложившихся обстоятельств.

Не менее важным является то, что такая модель управления учебной деятельностью позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться в своей области знаний, так как он анализирует и оценивает свою педагогическую деятельность периодически.  

Работа учителя с высоким уровнем управленческой компетентности технологична уже по определению: успешное управление на любом уровне, организованном по алгоритму: анализ проблем-целеполагание – организация и коррекция – анализ результатов и определение новых проблем.

Успешной технологией, позволяющей реализовать образовательный процесс с наивысшим результатом для современного учителя - управленца в преподавании русского языка является ИСУД (технология учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности), так как обеспечивает достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, позволяющих обучающимся реализовать все функции родного языка в реальной жизни.

Матрица ИСУД, отражающая совокупность внутренних ресурсов учебного успеха ученика, может использоваться как в сокращенном виде, так и расширяться по необходимости в образовательных учреждениях разного типа.

Параметры ИСУД:

  • Обученность и обучаемость (уровень владения знаниями и умениями);
  • Внимание и его характеристики (количество объектов, которые человек охватывает вниманием);
  • Память (способность запоминать информацию);
  • Модальность (прием информации, ее переработки);
  • Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга (технология обучения в соответствии с доминированием полушария мозга);
  • Организационные общеучебные навыки и умения (ОУУН). Планирование собственной деятельности);
  • Коммуникативная ОУУН (способность вести диалог);
  • Информационные ОУУН (восприятие информации);
  • Мыслительные ОУУН (синтез, анализ);
  • Уровень мотивации (эмоции).

Сама система выделенных параметров индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика в ИСУД – открытая система. Она работает, так как отвечает требованиям ФГОС:

  • Отражает внутренние ресурсы учебного успеха – может рассматриваться как модель свойств учащегося, характерная для процесса обучения;
  • Помогает спроектировать мониторинг параметров успешного учебного процесса;
  • Может рассматриваться как ресурс для проектирования новых моделей обучения.

В рамках ФГОС современному учителю - словеснику для успешного образовательного процесса технология ИСУД может быть использована как ресурс решения педагогических задач в целях:

  • Выяснить, почему ученик неуспешен в образовательном процессе в усвоении предмета.
  • Активизировать работу в режиме индивидуальной траектории обучения.
  • Совершенствовать дифференцированный учебный процесс.
  • Проектировать и выбирать формы работы и педагогического взаимодействия для предметной внеурочной деятельности.
  • Способствовать саморазвитию детей в процессе овладения детьми знаний.

Таким образом, сегодня можно утверждать, что современный учитель русского языка, действующий в рамках ФГОС – это «учитель нового качества». Реализуя концептуальную модель технологии ИСУД, учитель становится «учителем – управленцем - словесником», приобретая такие компетенции, как: грамотное управление собственной деятельностью; сознательный и конструктивный анализ учебных ресурсов ученика; конструирование целей, планирование и организации учебного процесса; анализ результатов собственной и ученической деятельности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Современный учитель русского языка в рамках реализации ФГОС




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*