Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаДисциплина «Декоративная роспись» является разделом профессионального модуля Производственно-технологическая деятельность междисциплинарного курса «Практикум декоративно-прикладных ремёсел».
В результате освоения дисциплины «Декоративная роспись» обучающиеся должны:
- знать историю возникновения и развития росписи, различия между разными видами росписи, технологические приёмы исполнения росписи;
- понимать принципы построения композиции;
- использовать полученные практические умения и навыки в творческой деятельности;
- анализировать работы мастеров и использовать в своих работах отдельные элементы декора.
Основные направления и виды кистевой росписи
Роспись по дереву является одним из самых живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаичные времена, когда наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет в себе отпечатанное древними силами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.
В русском народном искусстве XVIII-XX вв. сложилось два основных направления декоративной росписи: графическое и свободно-кистевое (живописное).
Графические росписи связаны с древнерусским искусством переписи и оформления книг, иконописью, русским рисовальным лубком. К графическим относятся росписи Борка, Пучуги, Нижней Тоймы и Мезени.
Свободно-кистевые росписи широкое распространение получили во второй половине XVIII века. Помимо общей техники их объединяет практически один мотив – различные варианты цветов, наносившихся красками по цветному фону. Живописными являются ракульская, шенкурская, олонецкая (онежская), каргопольская, вятская, карельская и другие.
Обучение приемам свободно-кистевой росписи
На уроках декоративной росписи обучающиеся осваивают технику свободного письма. Кистевой или свободно-кистевой роспись назвали потому, что наносится она при помощи мягкой кисти, свободным мазком. Освоение осуществляется в два этапа.
В течение первого года обучения декоративной росписи обучающиеся работают по образцам, копируя основные элементы росписи, предложенные преподавателем. На первом этапе необходимо выполнять все элементы не спеша и только затем увеличивать скорость.
Сначала все мотивы рисуют не в составе композиции, а отдельно, в свободном расположении, на листе или рядами.
Только затем переходят к выполнению простых композиций, при выполнении которых нужно учитывать, что каждый из мотивов находится в определенных пропорциях с другими. Обучающиеся знакомятся с традиционными видами свободно-кистевой росписи, выполняемой в технике двойного и переходного мазка (урало-сибирская, карельская, вологодская, костромская, ярославская, петриковская и др.)
Со второго года обучения студенты разрабатывают вариации на тему свободно-кистевой росписи, переходя от репродуктивного уровня освоения к продуктивному.
В своих работах, помимо изученных растительных и анималистических элементов, обучающиеся также применяют образцы архитектуры, самостоятельно разработанные в традициях свободно-кистевой росписи.
Основным инструментом декоративной росписи является кисть. В зависимости от вида росписи используются круглые беличьи, хорьковые, колонковые, синтетические кисти, начиная с самых мелких для исполнения различных усиков и приписок и, заканчивая большими для крупных сочных мазков, травки или лепестков цветов. В отдельных случаях пользуются плоскими кистями.
Техника росписи
Первостепенное значение в обучении росписи имеет правильная постановка руки, что особенно важно при работе с керамическими пигментами, так как исправить неверно нанесённый мазок очень сложно и требует дополнительных затрат времени и ресурсов.
Выполняется роспись свободной кистью без предварительного наброска. При выполнении мазка кисть с пигментом ставится в нужную точку и совершается движение в определённую сторону с регулируемым нажимом, после чего кисть отрывается от бумаги. Стоит понимать, что чем суше кисть, тем больше пробелов остается на поверхности.
Для свободно-кистевой росписи характерен достаточно необычный способ держания кисти и выполнения при ее помощи рисунка. Кисть удерживается тремя пальцами (большой, указательный и средний) в вертикальном положении. В процессе работы можно слегка опираться на расписываемую поверхность мизинцем, чтобы зафиксировать руку. Рисунок выполняют, передвигая вращательным движением кисть вперед и назад, таким образом, чтобы она почти касалась ногтей указательного, среднего и большого пальцев. Движение кисти - мягкое и непрерывное.
При выполнении росписи на объёмных, сферических и цилиндрических поверхностях правильным считается положение руки с четкой фиксацией локтя, а кисть руки должна свободно перемещаться в нужном направлении. Благодаря этому одним неразрывным движением можно проводить протяжённые мазки.
Основным живописным приемом, лежащим в основе главных мотивов, например, ягодки и цветка, является разживка. Обычно она выполняется белой краской, поэтому её называют разбел. Различие разбела и разживки состоит в том, что первый выполняется только белой краской, а второй - краской почти любого цвета, в том числе и белого.
Если фон выполнен темной краской, например, коричневой, синей или зеленой, то разживка выполняется только белой краской. В случае, если для фона вы выбрали светлые тона - голубой, желтый, золотистый, то разживку лучше выполнять темным цветом. Это важно, поскольку основная функция разживки - придать гармоничность сочетанию нередко контрастных цветов. Благодаря ей можно не стремится к тому, чтобы цвета красок, применяемых при росписи, сочетались между собой. Также разживка придает мотивам объемность, даёт возможность работать только чистыми красками и избегать их смешивания.
Обучение начинается с отработки навыка набора краски и выполнения простых элементов. Хорошо увлажнённую кисть приглаживают о край баночки с водой, чтобы она приняла форму «лопатки». Затем берём на один её край белую краску, а на второй - цветную. Далее, приложив кисть к поверхности, совершаем круговое движение. Радиус вращения зависит от размера кисти, но в результате должен получиться круг. При этом желательно, чтобы круг был небольшого диаметра - его размер лучше увеличивать постепенно, так как сразу выполнить кружок большого диаметра трудно. Диаметр кружка для первых проб - 3-4 см. На первом этапе целесообразно также освоить технику выполнения других простых мотивов, например, травок и приписок.
Для выполнения травки кисть также устанавливают вертикально по отношению к рабочей поверхности. Кончик кисти при этом должен едва касаться листа. При выполнении мазка кисть постепенно опускается до её полного соприкосновения с поверхностью. Когда кисть полностью соприкоснется с поверхностью, ее резко отрывают. В результате должен выйти мазок в форме капли, один кончик которой острый, а другой - круглый. Чтобы добиться изгиба мазка и придать ему форму запятой, кисть во время движения нужно немного поворачивать вокруг оси по часовой стрелке или против нее в зависимости от того, в какую сторону травка должна загибаться.
После того, как техника выполнения травки будет освоена, можно приступить к рисованию их групп по 2-4 в каждой. Такие группы в зависимости от цвета и расположения в композиции называют приписками и корнями. При их помощи обычно заполняют промежутки между другими, более крупными элементами, придавая завершенность композиции.
После освоения простых элементов (приписки, травка, скобы, петельки круги, ягодки и т.д.), приступают к выполнению цветов и вазочек. Данные элементы состоят из нескольких частей, которые выполняются в определённой последовательности.
Следующим элементом является птица. Обучающиеся сначала копируют образцы, затем разрабатывают свой вариант изображения птиц. При разработке вариаций на тему «животное» также особое внимание уделяется технике двойного мазка.
Работа в материале предполагает выполнение росписи не только на плоской поверхности, но и на объемных изделиях. Постепенное повышение уровня сложности заданий даёт возможность применять приобретаемый навык в работе над дипломным проектом.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Освоение техники двойного мазка (на примере свободно-кистевой росписи)
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.