Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности построения урока классического танца в мужском классе

28.04.2022 749 1434
Хон Ренат Иванович
Хон Ренат Иванович, педагог специальных дисциплин

Якутская балетная школа (колледж) имени Аксении и Натальи Посельских

Классический танец – основа хореографического искусства и сложная форма профессиональной хореографии. На сегодняшний день классический танец как основа всех видов танцевальных искусств, имеет свою отработанную многовековую систему элементов и движений. Образцовым в мире считается русская школа классического танца, отличающаяся академизмом и особой пластической выразительностью. Обучение детей профессиональной хореографии в нашей стране ведут две известные высшие учебные заведения – Московская государственная академия хореографии и Академия русского балета им. А.Я. Вагановой. Также в разных регионах существуют учебные заведения среднего профессионального образования в области хореографического искусства, которые готовят будущих артистов балета. Из них самой «северной» является Якутская балетная школа (колледж) им. Аксении и Натальи Посельских, основанная в 1995 г. по инициативе балерины и педагога Натальи Семёновны Посельской.

Изучение основ классического танца – процесс очень трудоёмкий и долгий. От обучающихся требует каждодневной тренировки и постоянной работы над собой, кроме того важны устойчивость характера, сила воли, целеустремлённость и терпение. Поэтому, в зависимости от того, насколько точно преподаватель сможет объяснить принцип того или иного элемента, движения классического танца, зависит его грамотное и правильное исполнение.

На наш взгляд, прежде всего, при методике преподавания классического танца нужно учитывать требования современного времени и высокую технику исполнения, опираясь на традиции отечественной школы, многовековой накопленный опыт, принятые каноны, теоретические знания и практику. Особенно здесь важна теснейшая связь балетной школы и театра.  

Во многих балетных учебных заведениях существует проблема того, что детей с высокими данными очень мало и в большинстве случаев к нам поступают дети со средним уровнем природных физических и профессиональных данных. Поэтому одним из основных путей решения этой проблемы является личностно-ориентированный и индивидуальный подход, а также раскрытие творческого потенциала ребенка. Как отметила Н.Н. Балицкая, по мнению Э.С. Кузнецова, М.М. Левиной, Б.Т. Лихачева в балетной педагогике существует обобщающая теоретическая модель обучения будущего артиста балета и важная роль творчества в процессе обучения [6].

Основой обучения является методика преподавания классического танца выдающегося педагога А.Я. Вагановой [2], но при этом каждый педагог на основе своих видений преподавания данной учебной дисциплины вносит в методику своё, то, что считает нужным. Или основывается на разные методы обучения известных педагогов классического танца. Например, в Якутской балетной школе при преподавании классического танца в мужском классе, нами используются методы, которые использовали талантливые педагоги Н.И. Тарасов, А.А. Писарев, Б.А. Князев, В.И. Пономарёв.

Для нас главной целью является воспитание профессионала сцены с отличной технической подготовкой и творческим подходом. Основа основ – экзерсис, который выполняется каждый день, очень внимательно и старательно. Даже когда обучающийся уже стал артистом балета и работает в профессиональном театре, он выполняет упражнения экзерсиса.

В нашей школе, в первые годы учёбы педагог, наряду с изучением основных элементов и движений классического танца, предусмотренных программными требованиями, должен развить у учащихся и интерес к балетному искусству. Тогда дети будут иметь представление об эстетике танца и о красоте линий, будут проявлять активный интерес и стараться работать в полную силу на занятиях. Нужно всегда стремиться к грамотному исполнению. Особенно целесообразно ознакомить обучающихся с особенностями искусства балета, провести беседу о танце, о его видах, специфике, а в практике объяснить, что такое выразительность, танцевальность, пластичность, где важно именно согласованность исполнения движений. Нужно ещё рассказать о том, что нужно внимательно слушать преподавателя, стараться запоминать то что он говорит, объясняет, и правильно исполнять все элементы и движения вслед за ним (многие преподаватели классического танца показывают детям как исполняется то или иное движение), обратить внимание на его замечания и стараться исправлять свои ошибки.

Обучение классическому танцу происходит по принципу от простого к сложному и осваивается системно и комплексно. При этом в формировании техники исполнения огромное значение имеет постановка корпуса, ног, рук, головы.   

В мужском классе урок классического танца состоит из следующих частей: 1) экзерсис у станка; 2) экзерсис на середине зала; 3) allegro; 4) port de bras.

Экзерсис у станка – это изучение элементов и движений, на основе которых постепенно осваиваются сложные формы классического танца, поэтому обучение начинается именно с него.

Работая над экзерсисом необходимо:

- все движения выполнять у станка, на середине зала, как с левой, так и с правой ноги, тогда будет равномерно происходить укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата обучающихся;   

- последовательно все движения изучаются сначала у станка, затем только на середине зала;

- все учебные задания необходимо начинать с preparation;

- помимо правильного выполнения всех элементов и движений, нужно старательно научить обучающихся не только внимательно, но и аккуратно начать и заканчивать каждое исполнение.

По мере усвоения последовательности изучения элементов и движений классического танца она с каждым разом меняется. У станка и на середине зала последовательность экзерсиса может быть примерно такой:

  1. Grand plie
  2. Различные виды battement tendu
  3. Rond de jambe par terre
  4. Battement fondu et battement soutenus
  5. Различные виды battement frappes
  6. Rond de jambe en l’air
  7. Double frappe et petit battement   
  8. Battement releve lent et battement developpes
  9. Grand battement jete

Сюда же входят различные танцевальные позы, port de bras, танцевальные шаги, повороты, пируэты, которые становятся с каждым разом посложнее и варьируются в зависимости от усвоенности пройденного материала обучающимися и их закрепления [1; 3].

После экзерсиса у станка изучается экзерсис на середине зала. Важно то, что элементы и движения, выполненные в экзерсисе у станка, в основном исполняются и на середине зала. Известные педагоги мужского класса Н.И. Тарасов, А.А. Писарев и др. считают, что эта часть урока классического танца необходима для освоения апломба и для раскрытия творческой индивидуальности ребенка [3; 5].

Последовательность изучения одинакова как у экзерсиса у станка, так и на середине зала. Здесь обычно все упражнения выполняются en face, движения не комбинируются, затем – исходное положение epaulement. Педагогу нужно знать, что в экзерсисе на середине зала важное значение имеет выполнение adagio, работа над освоением разнообразными позами. Например, выдающийся педагог А.Я. Ваганова все движения экзерсиса на середине зала давала выполнять в форме 3 adagio, а Пономарёв - в форме 5 adagio, интересно, что он разделял эти движения на меньшие группы [2].

В первом классе adagio как такового ещё нет, поэтому дети изучают различные позы с ногой, не отделённой от пола. Со второго класса они переходят к исполнению танцевальных позы на 90° и соединять их несложными приёмами. Значит, практически они должны освоить простейшее adagio. В следующих классах построение adagio складывается из пройденных поз и движений, изученных в предыдущих классах, который постепенно усложняется и внимание уделяется на более силовой характер исполнения за счет объёма. Движения, которые сочетаются тоже становятся сложными, можно использовать приёмы связки, повторы, ввести малые и большие pirouettes. И постепенно нужно перейти к выполнению большого adagio.

В старших классах некоторые педагоги на занятиях вносят исполнение второе adagio – чередование усложняющегося сложных движений вращений. Здесь развивается сила, устойчивость и пластичность.                 

В следующей части урока allegro обучающиеся осваивают различные прыжки, которые тоже имеют свою последовательность. Важно постепенно переходить от исполнения малых прыжков к средним, а затем и к большим прыжкам. Высота прыжка зависит от музыкального темпа - материала, выбранного в соответствии с программными требованиями определённого класса. Так осваиваются прыжки, где уже в старших классах обучающиеся смогут исполнить различные их сочетания.

В завершающей части урока выполняются различные формы port de bras [3; 4; 5].

Итак, в каждой части урока рекомендуется вначале выполнять более простые движения, затем нужно их постепенно усложнять, где важна их последовательность. При этом более сложные упражнения необходимо чередовать с более лёгкими. 

В заключении можно сказать, что урок классического танца состоит из определённой структуры и содержания, имеет принципы и приёмы исполнения тех или иных элементов, движений, их последовательность, использование различных комбинаций. Поэтому опираясь на свой опыт, используемые педагогические методы, повышения уровня техники исполнения в современное время, в соответствии с программными требованиями методика преподавания классического танца должна корректироваться.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности построения урока классического танца в мужском классе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*