Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

07.04.2022 746 1210
Дубровина Светлана Николаевна
Дубровина Светлана Николаевна, преподаватель

Кухтина Галина Михайловна
Кухтина Галина Михайловна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

В современных условиях происходит стремительное развитие процесса информатизации общества, новые информационные технологии проникают практически во все сферы жизни современного человека. Эффективное использование этих технологий помогает людям жить в информационном обществе, получать новые знания, добиваться успеха в выбранных ими профессиях.

Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации их познавательной деятельности. Использование ИКТ на занятиях позволяет готовить новое поколение к будущей жизни в быстроизменяющемся информационном мире.

Богатейшие возможности для формирования знаний, развития наблюдательности, внимания представляют современные информационные компьютерные технологии. Одним из элементов ИКТ является мультимедийное сопровождение уроков теоретического и практического обучения. Считаем, что оригинально, увлекательно поданный материал запоминается непроизвольно и надолго. По возможности предлагаем студентам мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные определения, схемы-классификации, рисунки, схемы.

В связи с этим вот уже несколько лет работаем над проблемой – активного внедрения компьютерных и информационных технологий в учебный процесс.

Такие технологии используются в преподавании многих учебных дисциплин и профессиональных модулей, таких как «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»,  «Экономика организации»,  ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности и др., а также при проведении внеклассных мероприятий по учебным дисциплинам и в воспитательной работе.

Применение компьютерных и информационных технологий эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе выдачи учебной информации, на этапе усвоения учебного материала, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля, в ходе самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов.

Использование  компьютерных и информационных технологий реализуется по следующим направлениям:  использование программных средств Microsoft Office, таких как текстовый редактор Word, выполнение практических заданий  с помощью табличного процессора Excel, применение графического представления информации с помощью Power Point, применение программы компьютерного тестирования MyTest, использование средств мультимедиа, справочно-правовой системы «КонсультантПлюс», активное использование глобальной сети Интернет.

Практическое применение электронных таблиц повышает наглядность анализируемых данных, позволяет лучше понять характер зависимостей, легко обнаружить и исправить ошибки. Электронные таблицы Excel не только автоматизируют расчёты, но и являются эффективным средством для моделирования. Меняя значения параметров, можно наблюдать за изменением расчётных параметров и анализировать полученный результат с помощью диаграмм. Электронная таблица производит такие расчёты быстро и без ошибок.

Электронные таблицы MS Excel наиболее активно используются нами при изучении междисциплинарного курса (ПМ 04 МДК 04.02 Основы анализа  бухгалтерской (финансовой) отчетности), а также в разрезе учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Использование компьютерных технологий позволяет сэкономить время  на начальном и завершающем этапах учебного занятия, дать своевременную оценку деятельности студентов и, самое главное, сформировать у обучающихся умения анализировать актив и пассив бухгалтерского баланса, эффективность и интенсивность использования капитала, показатели финансовой устойчивости, ликвидность и платежеспособность организации, выполнять расчеты прибыли предприятия, строить графики и диаграммы и многое другое.

Использование возможностей компьютера, мультимедийных средств позволяет значительно активировать процесс восприятия учебного материала, способствует концентрации внимания студентов на уроке, развитию воображения. Это происходит за счёт вовлечения различных видов памяти – двигательной, эмоциональной, образной (зрительной) и вербальной. Такое воздействие активизирует процесс запоминания и помогает в дальнейшем легче воспроизводить приобретённые знания и умения.

В настоящее время выпускаются различные компьютерные  компакт-диски с обучающими программами, программами контроля знаний. Но их не так много, и они не всегда доступны и здесь на помощь приходит пакет Microsoft PowerPoint, с помощью которого можно создавать мультимедиа-презентации.

Презентация – это набор цветных  картинок-слайдов на определённую тему. На каждом слайде можно поместить текстовую или графическую информацию. В слайд можно внедрять таблицы с цифрами, расчётными данными, диаграммы, рисунки, фотографии, возможно звуковое сопровождение, использование фрагментов видеофильмов.

Слайды легко редактируются, при необходимости, если материал утратил свою актуальность, часть слайдов можно изъять, или наоборот, дополнить новыми.

На уроках экономических дисциплин презентации используются не только при изложении нового материала, но и на других этапах урока. Опыт показал, что использование слайдов имеет хороший эффект: студенты более внимательны на уроках, заинтересованы, преподаватель раскрепощён, в целом повышается качество обучения. По многим спецдисциплинам преподавателями колледжа созданы с применением презентаций по многим учебным дисциплинам учебно-методические комплексы (УМК). Презентации активно используются при проведении внеклассных мероприятий.

В учебном процессе серьёзным помощником является  Интернет. При решении ситуационных задач, при поиске различного рода информации для занятий по указанным учебным дисциплинам используется справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

С её помощью студенты находят нормативные документы и знакомятся с ними. Работа с интернет ресурсами стала одной из форм домашнего задания.  Студентам предлагается на сервере Государственной федеральной службы статистики www.gks.ru найти индексы потребительских цен на товары и услуги за определенный период и определить, как изменился индекс отдельно по продовольственным и непродовольственным товарам, изучить график индекса потребительских цен и его взаимодействие с ценами на бензин и нефть и многое другое.

Используюся многие интернет-ресурсы, такие как:

  • сервер Министерства экономического развития и торговли РФ -  economy.gov.ru;
  • сервер Государственной федеральной службы статистики - www.gks.ru;
  • сервер Министерства финансов РФ – http:minfin.rinet.ru;
  • серверы Государственный внебюджетных фондов;
  • серверы Банка России и коммерческих банков России;
  • серверы бирж и промышленных предприятий и другие.

Одним из важнейших компонентов учебного процесса является контроль знаний, умений, навыков учащихся. Однако стандартная проверка  зачастую вызывает у обучающихся  отрицательные эмоции – страх, волнение, негодование. Поэтому нашей задачей является такая организация занятий по проверке знаний, чтобы студент относился к этому с интересом. Как показывает практика, они охотнее выполняют проверочные работы с использованием компьютера. При этом в качестве проверочных заданий выступают электронные тесты и онлайн-кроссворды. А для составления кроссвордов в их традиционном виде очень подходят возможности табличного процессора MicrosoftExcel.

Очень часто на занятиях с помощью программы MyTest осуществляются все виды контроля знаний.

Итак, внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения способствует повышению эффективности учебной деятельности, реализации индивидуальных способностей студентов. Следует отметить, что опыт работы с компьютерной техникой способствует развитию творческого потенциала, экономического мышления, активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов, а, следовательно, оказывает влияние на качество обучения.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*