Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСтуденческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и в учёбе в техникуме – залог дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Адаптация к новым условиям обучения – это сложный, многофакторный процесс включения студента в новую педагогическую систему, а для многих и в новые условия жизнедеятельности.
Процесс адаптации в новом для студентов учебном заведении – явление сложное и многогранное, требующее активной позиции, как со стороны преподавателя, так и со стороны студента.
Новый набор студентов 2013 года Мариинского лесотехнического техникума состоит из пяти групп: ТА-13, ТД-13, ТЛ-13, ТЭ-13, ТВ-13.
Цельисследования адаптации:
Выявить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в среднем специальном заведении, дать соответствующие рекомендации классным руководителям и студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации.
Задачи:
1. Исследовать психологическое состояние студентов
в процессе адаптации;
2. Провести упражнения с элементами тренинга, способствующие наиболее оптимальной адаптации студентов к обучению, снижению уровня тревожности, повышению самооценки студентов.
Объект исследования: особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в ГОУ СПО «МЛТТ» Мариинского лесотехнического техникума.
Предмет исследования: психологическое состояние студентов первого курса.
Этапы адаптации студентов:
- Физиологическая адаптация к учебному процессу (занимает около 2 недель)
- Психологическая адаптация (длится до 2 месяцев),
- Социально-психологическая адаптация (продолжается до 3 лет).
В настоящее время, важно подготовить и воспитать достойного молодого специалиста. Образовательное учреждение наделяет студента необходимыми профессиональными умениями и навыками, но для того, чтобы будущий специалист усвоил эти знания, перед нами стоит задача – создать оптимальные условия для обучения студентов. Немаловажным является создание благоприятного психологического климата в студенческих группах. Эта роль первоначально отводится классным руководителям групп.
Чтобы грамотно и профессионально вести работу с группой, классный руководитель должен знать основные понятия о групповой сплоченности.
По традиции в сентябре проходила «Неделя первокурсника». Совместно с классными руководителями проводили упражнения с элементами тренинга на сплочение группы.
В октябре изучалась профпригодность студентов. Для этого использовалась методика «Дифференциально-диагностический опросник» Климова Е.В.
Профессиональная направленность
Всего в техникуме обучается студентов по типу профессии «Человек-природа» - 2%; «Человек-техника» - 48%; «Человек-человек» - 28%; «Человек- знаковая система» 7%; «Человек - художественный образ» 15%.
1. Человек-природа - эколог, биолог, агроном, зоотехник, ветеринар, лесник, озеленитель. Специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям. Важны такие качества, как инициатива, самостоятельность, творческое мышление.
2. Человек-техника - инженер, строитель, конструктор, чертёжник, токарь, автослесарь. Такой специалист должен быть точным, аккуратным, дисциплинированным.
3. Человек-человек - учитель, врач, секретарь-референт, менеджер, продавец. Важно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их. При работе необходимы: устойчивое хорошее отношение, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память.
4. Человек-знаковая система - математик, оператор ЭВМ, программ, чертёжник. Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искусственные языки, и чертежи. Для работы по этому типу профессий нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением, воображением, сосредоточенностью, устойчивостью внимания, усидчивостью.
5. Человек–художественный образ - писатель, художник, дизайнер, музыкант, артист. Важнейшие требования, которые предъявляют профессии этого типа: одарённость в какой-либо области искусства, творческое воображение, образное мышление, трудолюбие.
Основу развития характера студента составляет темперамент.
Типы темперамента
Холерик
Невыдержанны, вспыльчивы, нетерпеливы, резки и прямолинейны в отношениях, решительны, инициативны, упрямы, находчивы в споре, работают рывками, склонны к риску, незлопамятны, обладают быстрой страстной со сбивчивыми интонациями речью, неуравновешенны и склонны к горячности, агрессивный забияка, нетерпимы к недостаткам, способны быстро действовать и решать, обладает выразительной мимикой, склонны к резкой смены настроения.
На первом курсе обучается 13% студентов по темпераменту холерики. Они активные, оптимистичные, импульсивные, изменчивые, возбудимые, агрессивные, беспокойные. Они могут мгновенно прийти в возбужденное состояние, и так же быстро успокоиться.
Сангвиник
Веселы, жизнерадостны, энергичны, деловиты, часто не доводит начатое дело до конца, склонны переоценивать себя, быстро схватывают новое, неустойчивы в интересах и склонностях, легко переживает неудач, легко приспосабливается к разным обстоятельства, с увлечённостью берётся за новое дело, быстро остывает, если дело неинтересное, быстро включается в новую работу, тяготится однообразием кропотливой работой, общительны и отзывчивы, выносливы, работоспособны, обладают громкой речью, сопровождающейся жестами, мимикой, сохраняет самообладание в неожиданной сложной обстановке, всегда бодрое настроение, быстро засыпает и пробуждается, собраны, склонны отвлекаться.
58% студентов с сангвиническим темпераментом. Они склонны к лидерству. Жизнерадостные, отзывчивые, разговорчивые, общительные, контактные. Также их чертой характера является их непостоянность, они могут не закончить начатое дело, быстро переключиться с одной деятельности на другую. Но тем не мене они активные, артистичные, могут участвовать в подготовке к мероприятиям.
Флегматик
Спокойны, хладнокровны, последовательны и обстоятельны в делах, рассудительны и осторожны, умеют ждать, молчаливы и не любят попусту болтать, обладают спокойной равномерной речью, с остановками, без эмоций, жестикуляции и мимики, сдержаны и терпеливы, доводят дело до конца, не растрачивает попусту сил, придерживается выработанного распорядка дня, легко сдерживает порыв, маловосприимчивы к одобрению и порицанию, незлобливы, проявляют снисходительное отношение к колкостям в свой адрес, неостоянны в своих отношениях и интересах, медленно включаются в работу и медленно переключаются с одного дела на другое, ровные в отношениях со всеми, любят аккуратность и порядок во всё, с трудом приспосабливаются к новой обстановке, выдержаны, несколько медлительны.
18% флегматики. Спокойные, ровные. Внушающие доверие, надежные, управляемые, контролируемые. Доброжелательные, миролюбивые, рассудительные, благоразумные, рассудительные, осмотрительные, пассивные. Они усидчивые, могут долго выполнять любую кропотливую работу.
Меланхолик
Стеснительны, застенчивы, теряются в любой обстановке, затрудняются установить контакт с незнакомыми людьми, не верят в свои силы, легко переносят одиночество, чувствуют растерянность в неудачах,склонны уходить в себя; 8. Быстро утомляются, обладают тихой речью, невольно приспосабливаются к характеру собеседника, восприимчивы к одобрению и порицанию, предъявляет высокое требование к себе и окружающим, склонны к подозрительности, болезненно чувствительны и легко ранимы, чрезмерно обидчивы, скрыты, не общительны, не делятся ни с кем своими мыслями , малоактивны и робки, уступчивы, покорны, стремятся вызвать сочувствие и помощь окружающим.
11% меланхолики. Тихие, необщительные, сдержанные, пессимистичные, склонные к рассуждениям. Ригидные (негибкие), тревожные, Им сложно устанавливать контакт с одногруппниками, они легко расстраиваются, ранимые.
В результате работы «Психологическое сопровождение адаптации студентов первого курса» разработаны рекомендации преподавателям и классным руководителям:
- Оказывать психологическую поддержку студентам;
- Создавать атмосферу особой доброжелательности;
- Создавать условия для познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, содержанию обучения в ней, её требованиям, своим обязанностям;
- Знакомить с содержанием профессиональной подготовки в техникуме для формирования положительного отношения к выбранной профессии;
- Способствовать процессу внутренней интеграции групп студентов-первокурсников;
- Учитывать физиологические особенности при планировании и проведении занятий;
- Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающим;
- Ставить перед студентом реальные задачи, учитывая его возможности;
- Конфликтные ситуации разрешать своевременно;
- Создавать для студента ситуацию успеха.
Основной целью создания педагогических условий адаптации, является признание самооценки личности каждого человека, его права на развитие и проявление индивидуальности.
Адаптироваться к учебному заведению, к новым условиям студентам первого курса помогали все подразделения техникума.
Список литературы
1. Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2007.
2. Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009.
3. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001.
5. Немов П.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2006.
6. Орехова Е.Ю. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов. – Рязань, 2009.
7. Симаева И.Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. – Калининград, 2008.
8. Соловьев A., Макаренко Е. Абитуриент-студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. - 2007.
9. Томкив Е.Л. Взаимосвязь социальных значений и ценностей: к проблеме социальной адаптации личности студента // Современные гуманитарные исследования. – 2008.
10. Чернова О.В., Сячин М.В. Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2008.
11. Честара Дж. Организация профориентации и адаптации персонала. – М.: Проспект, 2012.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.