Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формы работы на занятиях по повышению мотивационной сферы обучающихся (Тезисы к докладу на объединённом заседании цикловых комиссий)

28.03.2022 306 457
Зорина Татьяна Федоровна
Зорина Татьяна Федоровна, преподаватель

Миасский медицинский колледж

Можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у студентов желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность учащихся? Над этой проблемой настойчиво работают педагоги, ученые, методисты, психологи.

 «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», - писал Л.С. Выгодский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельность без мотива не бывает».
      

Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

Еще Павлов показал, что когда информация подается вне интереса, в коре головного мозга формируется центр ее активного отторжения. Работать вне интереса – значит вне чувства, воли, вне смыслов.

Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.
И именно мотивация обучения и стимулирования учебной деятельности является одной из основных задач педагогов.

За  последнее  десятилетие  личность  обучающихся  сильно  изменилась. По мнению учёных - психологов главное  отличие  заключается  в  отсутствии  интереса  к  учению.

Формирование учебной мотивации одна из центральных проблем современной системы образования.

В современном мире в информационном обществе очень сложно замотивировать студента к обучению ввиду большого количества информационных потоков и возможностей для развития. Поэтому современный педагог должен найти эффективные инструменты мотивации, учитывая особенности развития нового поколения. 

В сложившейся ситуации задача преподавателя заключается в том, чтобы обеспечить  возникновение, сохранение и преобладание в душе студента учебно-познавательного  мотива.  Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, формированием у студентов приёмов самостоятельного приобретения знаний. 

Мотивация – это побуждение к деятельности. Мотивированной должна быть любая деятельность обучающихся. От этого зависит результат - удовольствие от самой деятельности. Какие же мотивы побуждают студента учиться?

 

Существует множество классификаций мотивов, но я остановлюсь на одной из них:

Внешние мотивы

Внутренние мотивы

— отметки

— удовлетворение от самой деятельности

— вынужденный долг

— прямой результат деятельности;

— учёба ради престижа, лидерства

— стремление к успеху

— материального вознаграждения

— понимание необходимости для жизни.

— избегание наказания

 

В результате бесед со студентами разных курсов нашего колледжа о мотивации учебной деятельности, можно сделать вывод о том, что у студентов первого курса преобладают внешние мотивы. Они чаще называют причиной подготовки домашних заданий желание получить положительную оценку, не попасть в число отстающих, ожидают вознаграждение от родителей.

Студенты второго курса (и выше) всё чаще демонстрируют внутренние мотивы. Они начинают осознавать сущность своей будущей профессии, понимают необходимость знаний для жизни, будущей профессии, получают удовлетворение от самой учебной деятельности. Конечно, не все студенты так растут. Поэтому большую роль в формировании учебной мотивации у студентов играет педагог.

Порой неясно, имеется ли у них интерес к результату труда, или они только участвуют в процессе. Почему студент учится по той или иной специальности и будет ли студент работать по своей специальности в будущем?

«Результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести» - писал В. Н. Мясищев. Процесс обучения для студента СПО становится средством реализации жизненных планов. Ведущая деятельность этого периода - профессиональное самоопределение. Учебно-профессиональную мотивацию в среднем профессиональном образовании с учётом особенностей психологического развития студентов можно понять, как совокупность процессов, факторов и реалий, которые, оказывая влияние на сознание, побуждают и направляют личность к освоению будущей профессии. Главный фактор развития студента - учебно-профессиональная мотивация.

Формирование мотивации у студента основано на трёх педагогических законах Л. С. Выготского:

  1. «Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» [1, с. 215].
  2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желаний угодить и т. д. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен» [1, с. 216].
  3. «Третий вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [1, с. 216-217].

Процесс обучения относится к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения множество, но все они формируют единую систему, которую объединяет общая цель - повышение эффективности обучения.

Методы мотивации, которые можно использовать для повышения эффективности процесса обучения многочисленны, но чаще всего используются следующие:

  1. Информирование о цели урока.

Сообщение целей урока направлено на ознакомление с целями и задачами занятия, формирование внутренних стимулов мотивации.

  1. Самоорганизация преподавателя.

Стабильно организованный учебный процесс является залогом успешной мотивации. Студенты, «привыкшие» к преподавателю и его требованиям, будут тратить меньше времени на организационные моменты и осмысление происходящего на занятии. Многочисленные исследования в этой области показывают, что характер и индивидуальные особенности преподавателя принимаются во внимание при формировании студентам мнения о дисциплине в целом.

  1. Связь теории с практикой.

Необходимо сделать акцент на непосредственную сферу применения полученных знаний, ситуацию, пример, главная цель которых смотивировать, объяснить студентам, где и как они смогут применить полученные знания. Связь теории с практикой повышает интерес и внимание студентов.

  1. Исключение визуального и психологического барьера.

Психологи доказали, что человек с большим интересом воспринимает разговорную речь, беседу, живой рассказ. Преподаватель, читающий лекцию с конспекта, не может следить за реакцией аудитории на свои слова, а находясь постоянно за своим столом, преподаватель отгораживается им от студентов, создавая тем самым визуальный и психологический барьер. Изменение дислокации позволяет лучше контролировать аудиторию.

  1. Периодическая смена деятельности студентов.

Исследования показывают, что произвольное внимание в таком возрасте аудитория может удерживать в течение 30-40 минут, потом в силу эмоциональных и психологических особенностей студенты начинают отвлекаться. Поэтому необходимо применять различные формы организации деятельности студентов и чередовать их. Преподаватель должен, не дожидаясь момента понижения внимания студентов, сменить вид деятельности, предложив задание для самостоятельной работы, переключив внимание на раздаточный материал, предложив студентам высказать свою точку зрения.

  1. Корректная формулировка задания.

Необходимо чётко и однозначно объяснять задание. Невыполнение задания зачастую происходит только потому, что оно не сопровождается чётким объяснением порядка его выполнения. Студент, не понявший задание, считает самым простым выходом не выполнять его. Предельно ясная и доступная формулировка задания и объяснение способствуют успешному его выполнению.

  1. Организация и проведение творческих мероприятий.

Очень важно организовывать различные конкурсы, олимпиады, деловые игры для того, чтобы студенты смогли применить полученные компетенции на практике и получить одобрение, как со стороны преподавателя, так и со стороны независимого жюри. Дать возможность студентам заявить о себе и выделиться, удовлетворив тем самым потребность в самореализации, самосовершенствовании.

  1. Использование современных методов обучения.

Необходимо активно использовать современные педагогические средства и методы (такие как проектный метод, информационно-коммуникационные технологии, метод критического мышления, личностно-ориентированный подход) в комплексе с ориентацией на цели и задачи каждого урока, содержание изучаемой темы. Разнообразие форм и методов организации учебной деятельности повышает мотивацию студентов.

  1. Определение профессионального предназначения.

Основной деятельностью в период юношества является выбор своего места в жизни и профессионального предназначения, поэтому необходимо поддерживать и одобрять выбор студентов, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах, тем самым повышая интерес к образовательному процессу.

  1. Создание микроклимата в группе.

Положительный, приветливый настрой преподавателя, ровный, доброжелательный тон - залог эффективного труда. Интонации преподавателя должно быть достаточно для того, чтобы выделить самое основное, заставить задуматься студента. Возмущение, крик и прилюдное порицание делают преподавателя беспомощным и несдержанным в глазах аудитории, понизив тем самым его авторитет.

  1. Повышение внутренней мотивации.

Современная психология отмечает тот факт, что необходимо отмечать успехи студентов, хвалить их публично, демонстрировать их достижения, что в последнее время нечасто делают преподаватели. Похвала, особенно публичная, с описанием достоинств и отличительных особенностей выполненных работ прибавляет студентам уверенности в себе и своих силах, повышает их внутреннюю мотивацию и желание достигать снова и снова аналогичных результатов, со временем повышая их.

  1. Установление контакта.

Важными методами организации учебного процесса и налаживания качественных коммуникаций между преподавателем и студентами является совместное обсуждение каких-либо вопросов. Необходимо организовывать различные дискуссии, совместно решать возникающие проблемы, рассматривать различные ситуационные задачи для установления контакта преподавателя с аудиторией.

  1. Организация системы контроля.

Формы и методы контроля - это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками. Общее значение различных методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между студентами и преподавателем, на основании которой устанавливается, как студенты воспринимают и усваивают учебный материал. Для поддержания мотивации очень важен систематический контроль уровня усвоения знаний студентов, их своевременное оценивание.

Важное место занимает мотивационный  этап урока – это  сообщение, почему  и  для  чего  нужно  знать  данный раздел программы, какова  основная  учебная  задача  данной  работы. Желательно к определению мотивов изучения темы привлечь самих студентов.

Этот этап урока надо продумать основательно, помня, что от начала урока зависит его конечный результат. Если студент будет убежден в том, что этот материал значим для него, он им заинтересуется. Большое значение имеют такие приёмы, как анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости изучаемой темы и использования знаний в будущей жизни, в профессии. Для этого необходимо подбирать такие задачи, которые имеют непосредственную связь с жизнью. Важно показать возможность разрешения описанной жизненной проблемы путём использования знаний, умений и навыков, полученных на уроке.           

Немаловажную роль в формировании мотивации играют качества учителя, стимулирующие у учащихся появление интереса к предмету:

  • Увлеченность предметом.
  • Доброжелательное отношение к студентам.
  • Вера в студента, в его познавательные силы (педагогический оптимизм).
  • Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи.
  • Любовь к работе.
  • Способность к сопереживанию и сочувствию, восприимчивость к потребностям обучащихся.
  • Умение придать личностную окраску преподаванию.
  • Владение стилем доверительного (неформального) общения с обучащимися.
  • Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Изучая проблемы мотивации, мы убедились в том, что учителя с демократическим стилем управления учебной деятельностью стремятся создать для обучаемых ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперёд, переживание успеха в учебной деятельности. Для этого они правильно подбирают уровень сложности заданий, справедливо, “по заслугам” оценивают результат деятельности студентов. Они используют все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать группу: создают проблемные ситуации, активизируют самостоятельное мышление, организуют сотрудничество учеников, выстраивают позитивные отношения с группой, проявляют искреннюю заинтересованность в успехах студентов. Необходимое условие для всего этого знание индивидуальности каждого студента, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.

 Только стимулируя познавательную деятельность самих студентов, повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса.

Каждому творчески работающему учителю необходимо знать и помнить цитату из высказываний величайшей гуманистки ХХ века Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой для каждого учителя в решении вопросов мотивации обучения студентов, воспитания интереса и любви к получению знаний.

Выбор средств мотивации велик, какой будет целесообразен в вашем случае, решать вам. Главное, сформировать личность, которая научиться находить мотивацию в любой жизненной ситуации!

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формы работы на занятиях по повышению мотивационной сферы обучающихся (Тезисы к докладу на объединённом заседании цикловых комиссий)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*