Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рапсодия на тему Паганини как образец синтеза джазовых импровизаций и романтического стиля

28.03.2022 1177 1652
Орешкина Ольга Евгеньевна
Орешкина Ольга Евгеньевна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Сергей Рахманинов был композитором с уникальным музыкальным почерком.

Он занял место хранителя и защитника «традиционных ценностей» в истории мировой музыкальной культуры ХХ века. «Если вы, прежде чем отправиться в новый мир, приложите максимальные усилия к тому, чтобы близко познакомиться со старым миром, то может случиться, что вы легко придёте к выводу: в старом мире осталось ещё много возможностей... Старый язык обладает неисчерпаемо богатыми возможностями». Он считал, что через музыку можно максимально точно передать все человеческие переживания: «Если вы хотите меня знать, то слушайте мою музыку». Благодаря совокупности данных качеств он смог сделать собственный вклад в небезызвестное произведение. Он сумел произвести синтез разных жанров и обновить музыкальное и эмоциональное содержание 24-го каприса Паганини.

История создания

Рапсодия относится к позднему творческому периоду (1917-1943гг.). Во время её создания композитор уже давно проживал за границей. Долгое время музыкант не писал новых произведений и зарабатывал посредством исполнения уже созданного материала. Долгая и монотонная практика за фортепиано начала затмевать талант композитора. Буквально не было времени и сил на сочинение. В 1931 году Рахманинов переезжает в Швейцарию со своей семьёй. После длительной паузы музыкант начинает питать вдохновение из произведений прошлых лет. Личность Паганини, его изящность описания и толкования музыкальной мысли очень заинтересовали композитора.

Несколько лет велась работа над сочинением.  Рахманинов поставил перед собой цель объединить современные джазовые импровизации и классические произведения романтизма. Закончилась работа над произведением только в 1934 году.

Написанный материал был очень сложным и вызывал у Рахманинова трудности при попытке его исполнить, в связи с чем он задумался о том, чтобы другие пианисты попробовали исполнить партию фортепиано, вместо него, но почти сразу же отказался от этого решения. Рахманинов не мог предать сцену и допустить, чтобы его партию исполнял кто-то другой, по его словам он лучше умрёт на сцене.

И в самом деле, выступление с данной программой было очень непростым. Сергей Васильевич очень сильно переживал, что публика неправильно воспримет смысловой посыл произведения и отвернётся от него. Но все переживания оказались напрасны, поскольку публика буквально сразу же полюбила столь разнообразное и оригинальное сочинение. Впервые оно было исполнено 7 ноября 1934 года. Сергей Рахманинов исполнил партию ф-но, а оркестр играл под руководством Леопольда Стоковского. Сразу же после премьеры произведение получило всеобщее признание и обрело популярность в высших слоях общества, а его вариации всё также актуальны и в наше время.

Содержание «Рапсодии на тему Паганини»

Рапсодия стала одним из самых удачных и ярких произведений для фортепиано с оркестром за всё творчество композитора.

Сближало Сергея Васильевича и загадочного Никколо Паганини ещё и то, что по мнению народа он стоял на ряду с другими величайшими виртуозами-исполнителями в XX веке. В 24 каприсе для скрипки отразилась вся глубина и таинственность образа музыканта эпохи романтизма. 16 тактовая тема очень выразительна и сразу же врезается в память слушателя. Даже спустя столько лет исполнение данной композиции считается крайне сложной задачей и считается вершиной технической подкованности музыканта, не говоря уже о том, что было в 18-19 веке. Как раз за свою способность к виртуозной игре на скрипке Паганини считают человеком, что продал душу дьяволу.

Рахманинов, подробно изучив не только творчество той эпохи, но и саму личность Паганини, постарался максимально точно отразить весь мистицизм и фантастичность, чем была наполнена музыка. Не впервые встречающийся символ в творчестве композитора – «Dies irae» нашёл место и здесь. Этот символ описывает не столько душевные терзания, сколько ужас и смерть. Негативный окрас разрушает привычный образ и позволяет открыть для себя новые смысловые грани произведения.

Жанр рапсодии также был выбран не случайно. Одними из главных черт рапсодии являются свободное изложение, ближе к импровизационному и воссоздание атмосферы какой-то определённой эпохи. Данное понятие стало ближе к поэме с течением времени и эволюции жанров.

Произведение включает в себя 24 вариации и написано в тональности ля минор. Каждая вариация несёт в себе определённую жанровую нагрузку. Как и следует произведениям периода романтизма – образ терпит постоянные трансформации и изменения. И тем не менее можно заметить, что произведение чётко делится на 3 части:

  • С 1 – 11 вариации – экспозиция, в нём темы терпят лишь малые изменения. 11 вариация демонстрирует некий образец стиля Рахманинова и является кульминацией «первой части».
  • С 12-18 вариации прослеживается активное музыкальное развитие. И кульминацией здесь служит одна из самых ярких и запоминающихся вариаций - №18.
  • С 19-24 вариации идёт заключительный этап. Музыкальная составляющая даёт слушателю понять, что страсть постепенно угасает и на смену её приходит спокойствие и умиротворение.

Из письма Рахманинова к Михаилу Михайловичу Фокину можно узнать какой смысл вкладывал автор в своё произведение, Рахманинов предлагал Фокину сюжет балета на эту музыку – Легенда о Паганини, продавшему душу дьяволу за достижение вершин в исполнительском искусстве и женскую любовь: вариации, где присутствует «Dies irae», композитор трактовал как образ «нечистой силы», средину, с 11 по 18 часть – как «любовные эпизоды», а главные герой, что впервые появляется в изложении темы, должен был предстать «побеждённым» в последних вариациях.

Вся эмоциональная составляющая композиции, разнящаяся от лёгкой ностальгии до желания проникнуться представленным образом, заставляет слушателя испытывать огромный спектр разных чувств.  А динамично развивающаяся композиция не позволяет человеку заскучать во время прослушивания.

Рапсодия на тему Паганини получила широкую известность во многих европейских странах и во всём мире. Спустя 19 лет после создания произведения, его уже использовали в кино. Музыка не теряет своей актуальности и в наши дни, и кинорежиссёры активно используют вариации в своих проектах.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Рапсодия на тему Паганини как образец синтеза джазовых импровизаций и романтического стиля




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*