Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

"О чем я пишу? О любви к жизни"

14.03.2022 227 337
Устинова Валентина Викторовна
Устинова Валентина Викторовна, преподаватель

Злобина Елизавета Дмитриевна
Злобина Елизавета Дмитриевна, студент

Вятский колледж культуры

«О чем я пишу? О любви к жизни.

Я люблю жизнь во всех ее проявлениях и

высоко ценю в людях жизнеутверждающее начало»

Эти слова отражают главное качество личности Тихона Николаевича Хренникова, замечательного советского композитора, пианиста, крупного общественного деятеля.

Оперы, балеты, симфонии, концерты - все эти жанры искусства включают в себя легко трансформирующиеся, свободно подчиняющиеся им музыкальные темы-образы их создателя. Способностью к различным метафорам объясняется неоднократное возвращение к одному и тому же сюжету и, соответственно, музыке в различных жанровых вариантах. Например, музыка к спектаклю «Давным-давно» возникает в фильме «Гусарская баллада» и в одноименном балете. Это стало характерной чертой творчества Т. Н. Хренникова [5].

В 1940 году была создана пьеса «Давным-давно». Автор создал это произведение в стихах в стиле патриотического водевиля. Балетный историк Борис Тарасов считал, что с идеей создания балета в конце 1960-х годов по пьесе «Давным-давно» выступил А.А. Белинский, создавший либретто для постановки балета, главная партия в котором создавалась для Е. С. Максимовой. Уже был назначен балетмейстер Олег Михайлович Виноградов. Однако идея не увенчалась успехом, и балет оставить не удалось. Но спустя 17 лет Виноградов всё же вернулся к этой идее. Он переписал старое либретто А. Белинского, которое повествовало нам о следующих событиях.

Племянница отставного майора Азарова вместе со своими кузинами примеряет костюмы. Готовясь к балу-маскараду, она в итоге надела гусарский мундир. Гусар Ржевский, наречённый жених девушки, прибывает на празднество, чтобы познакомиться с невестой, но Шура, переодетая в гусарский наряд, кажется ему юношей. Они увлеченно беседуют, и жених не подозревает, что рядом с ним не молодой человек, а его же собственная невеста. Когда Ржевского отвлекают на гостей, девушка бежит переодеваться в женское платье и предстает перед Ржевским жеманной и кривляющейся барышней, при чём Шурочка так заигрывается в этой роли, что вызывает лишь раздражение своего жениха. Так весь день бедная Шура проводит в двух ролях: то она гусар, то капризная барышня. Однако праздник омрачен - приходит весть о начале войны с Наполеоном. И Шура, полная патриотизма, в гусарском костюме, вопреки всем правилам и обычаям, не может спокойно сидеть дома, когда враг ступил на родную землю, и идет воевать. Несчастный слуга вынужден бежать за ней [2].

Шура попадает в русские войска. Совершив несколько военных подвигов, она принята к гусарам, а поручик Ржевский узнает своего юного друга – кузена своей невесты. Однако тяжелые военные будни приводят к тому, что тайна девушки раскрывается, от чего Ржевский немедленно влюбляется в свою невесту. Но война еще не закончена, и поручик должен уходить воевать. Шура, уже переодевшаяся в платье, смотрит ему вслед и, схватив гусарский мундир, кивер и саблю, устремляется вслед за своим любимым.

Прототипом героини балета Т.Н. Хренникова Шурочки Азаровой стала Надежда Дурова, гражданка Российской империи, которая, притворившись молодым юношей, присоединилась к казачьему полку более двух веков назад, отрезав косы и взяв мужское имя. На поле боя девушка отличалась мужеством и храбростью, за что была награждена Георгиевским крестом. Надежда стала первой в России женщиной-офицером, а также проявила себя как талантливая писательница [1].

За музыкой к балету по повести Александра Гладкова «Давным-давно» О. Виноградов обратился к Т. Н. Хренникову. Композитор согласился, так как сюжет был уже ему знаком по спектаклю и фильму, несмотря на то, что он хотел использовать твои произведения для мюзикла. Сам Олег Виноградов выступил художественным руководителем будущего хореографического произведения, а непосредственно ставить балет согласился Дмитрию Брянцеву. Название балета осталось неизменным - «Гусарская баллада». Его сюжет повторяет пьесу, где некоторые сцены были определенным образом «трансформированы» под хореографические. Премьера прошла 4 апреля 1979 года в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова. Главные партии исполняли Наталья Большакова и Вадим Гуляев.

Постановку было решено перенести в Большой театр, так как она получила известность и успех. Перенес его на московскую сцену сам балетмейстер Дмитрий Брянцев. Премьера в Большом театре состоялась 30 марта 1980 года. Партию Шуры исполняла блистательная Екатерина Максимова, а Ржевским на сцене оставался неизменный Вадим Гуляев [3].

В том же 1980 году Игорь Чернышёв создал свою редакцию балета в Куйбышевском театре оперы и балета. Балетный критик Юрий Тюрин писал о постановке в Куйбышеве: «В новом всё действие построено на актёрской выразительности жеста, многие сцены решены по законам танцевальной пантомимы, сценические характеристики персонажей наполовину состоят из своеобразного хореографического речитатива».

В Красноярском театре оперы и балета 15 ноября 2011 года состоялась премьера еще одной редакции, балетмейстерами которой стали С Бобров и Ю. Малхасянц. Репертуар оркестра в данной редакции был составлен Тихоном Хренниковым-младшим, внуком знаменитого композитора, на основе музыки к фильму «Гусарская баллада» и одноимённому балету и использованием фрагментов из балета «Наполеон Бонапарт». Балет-водевиль, а именно так была названа данная постановка, вызвала интерес и хвалу критики. Здесь артисты не только танцуют, но и поют, - это стало главным отличием от первой редакции и произвело настоящий фурор. Также были изменены декорации к действиям, где развивается основной сюжет, появляется новый герой, сам фельдмаршал Кутузов, которого не было в первоначальной версии балета, одним из мест действия становится публичный дом.

«Четкая водевильная фабула, точность диалогов и музыкальной канвы составляют единое целое с хореографией спектакля… Яркие работы солистов не заслоняют общего артистизма труппы. Исполнители с энтузиазмом вписываются в предложенные правила и увлеченно отыгрывают разножанровые сцены. Артисты убедительны и в сценах светского бала, требующих строгих манер, и в батальных картинах, и в водевильных эпизодах с переодеваниями» - Юлия Лидова, журнал «Балет-Линия» №10 2011 год [4].

Тема Отечественной войны 1812 года актуальная по сей день. Интересны способы её воплощения на сцене, ведь эти события происходили большое количество времени назад. На эту тему создаются различные произведения искусства: картины, оперы, спектакли и балеты, ярким представителем которых является балет «Гусарская баллада». Авторы обращаются к различным источникам того времени для того, чтобы воссоздать реалистичную картину мира тех времён, что у них получается отлично. Хоть данный балет и не так популярен, как «Щелкунчик», «Спящая красавица» или «Лебединое озеро», но всё же, разобравшись в теме, можно уверенно утверждать, что он вносит свой особенный вклад в историю российского балета.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): "О чем я пишу? О любви к жизни"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*