Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала«О чем я пишу? О любви к жизни.
Я люблю жизнь во всех ее проявлениях и
высоко ценю в людях жизнеутверждающее начало»
Эти слова отражают главное качество личности Тихона Николаевича Хренникова, замечательного советского композитора, пианиста, крупного общественного деятеля.
Оперы, балеты, симфонии, концерты - все эти жанры искусства включают в себя легко трансформирующиеся, свободно подчиняющиеся им музыкальные темы-образы их создателя. Способностью к различным метафорам объясняется неоднократное возвращение к одному и тому же сюжету и, соответственно, музыке в различных жанровых вариантах. Например, музыка к спектаклю «Давным-давно» возникает в фильме «Гусарская баллада» и в одноименном балете. Это стало характерной чертой творчества Т. Н. Хренникова [5].
В 1940 году была создана пьеса «Давным-давно». Автор создал это произведение в стихах в стиле патриотического водевиля. Балетный историк Борис Тарасов считал, что с идеей создания балета в конце 1960-х годов по пьесе «Давным-давно» выступил А.А. Белинский, создавший либретто для постановки балета, главная партия в котором создавалась для Е. С. Максимовой. Уже был назначен балетмейстер Олег Михайлович Виноградов. Однако идея не увенчалась успехом, и балет оставить не удалось. Но спустя 17 лет Виноградов всё же вернулся к этой идее. Он переписал старое либретто А. Белинского, которое повествовало нам о следующих событиях.
Племянница отставного майора Азарова вместе со своими кузинами примеряет костюмы. Готовясь к балу-маскараду, она в итоге надела гусарский мундир. Гусар Ржевский, наречённый жених девушки, прибывает на празднество, чтобы познакомиться с невестой, но Шура, переодетая в гусарский наряд, кажется ему юношей. Они увлеченно беседуют, и жених не подозревает, что рядом с ним не молодой человек, а его же собственная невеста. Когда Ржевского отвлекают на гостей, девушка бежит переодеваться в женское платье и предстает перед Ржевским жеманной и кривляющейся барышней, при чём Шурочка так заигрывается в этой роли, что вызывает лишь раздражение своего жениха. Так весь день бедная Шура проводит в двух ролях: то она гусар, то капризная барышня. Однако праздник омрачен - приходит весть о начале войны с Наполеоном. И Шура, полная патриотизма, в гусарском костюме, вопреки всем правилам и обычаям, не может спокойно сидеть дома, когда враг ступил на родную землю, и идет воевать. Несчастный слуга вынужден бежать за ней [2].
Шура попадает в русские войска. Совершив несколько военных подвигов, она принята к гусарам, а поручик Ржевский узнает своего юного друга – кузена своей невесты. Однако тяжелые военные будни приводят к тому, что тайна девушки раскрывается, от чего Ржевский немедленно влюбляется в свою невесту. Но война еще не закончена, и поручик должен уходить воевать. Шура, уже переодевшаяся в платье, смотрит ему вслед и, схватив гусарский мундир, кивер и саблю, устремляется вслед за своим любимым.
Прототипом героини балета Т.Н. Хренникова Шурочки Азаровой стала Надежда Дурова, гражданка Российской империи, которая, притворившись молодым юношей, присоединилась к казачьему полку более двух веков назад, отрезав косы и взяв мужское имя. На поле боя девушка отличалась мужеством и храбростью, за что была награждена Георгиевским крестом. Надежда стала первой в России женщиной-офицером, а также проявила себя как талантливая писательница [1].
За музыкой к балету по повести Александра Гладкова «Давным-давно» О. Виноградов обратился к Т. Н. Хренникову. Композитор согласился, так как сюжет был уже ему знаком по спектаклю и фильму, несмотря на то, что он хотел использовать твои произведения для мюзикла. Сам Олег Виноградов выступил художественным руководителем будущего хореографического произведения, а непосредственно ставить балет согласился Дмитрию Брянцеву. Название балета осталось неизменным - «Гусарская баллада». Его сюжет повторяет пьесу, где некоторые сцены были определенным образом «трансформированы» под хореографические. Премьера прошла 4 апреля 1979 года в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова. Главные партии исполняли Наталья Большакова и Вадим Гуляев.
Постановку было решено перенести в Большой театр, так как она получила известность и успех. Перенес его на московскую сцену сам балетмейстер Дмитрий Брянцев. Премьера в Большом театре состоялась 30 марта 1980 года. Партию Шуры исполняла блистательная Екатерина Максимова, а Ржевским на сцене оставался неизменный Вадим Гуляев [3].
В том же 1980 году Игорь Чернышёв создал свою редакцию балета в Куйбышевском театре оперы и балета. Балетный критик Юрий Тюрин писал о постановке в Куйбышеве: «В новом всё действие построено на актёрской выразительности жеста, многие сцены решены по законам танцевальной пантомимы, сценические характеристики персонажей наполовину состоят из своеобразного хореографического речитатива».
В Красноярском театре оперы и балета 15 ноября 2011 года состоялась премьера еще одной редакции, балетмейстерами которой стали С Бобров и Ю. Малхасянц. Репертуар оркестра в данной редакции был составлен Тихоном Хренниковым-младшим, внуком знаменитого композитора, на основе музыки к фильму «Гусарская баллада» и одноимённому балету и использованием фрагментов из балета «Наполеон Бонапарт». Балет-водевиль, а именно так была названа данная постановка, вызвала интерес и хвалу критики. Здесь артисты не только танцуют, но и поют, - это стало главным отличием от первой редакции и произвело настоящий фурор. Также были изменены декорации к действиям, где развивается основной сюжет, появляется новый герой, сам фельдмаршал Кутузов, которого не было в первоначальной версии балета, одним из мест действия становится публичный дом.
«Четкая водевильная фабула, точность диалогов и музыкальной канвы составляют единое целое с хореографией спектакля… Яркие работы солистов не заслоняют общего артистизма труппы. Исполнители с энтузиазмом вписываются в предложенные правила и увлеченно отыгрывают разножанровые сцены. Артисты убедительны и в сценах светского бала, требующих строгих манер, и в батальных картинах, и в водевильных эпизодах с переодеваниями» - Юлия Лидова, журнал «Балет-Линия» №10 2011 год [4].
Тема Отечественной войны 1812 года актуальная по сей день. Интересны способы её воплощения на сцене, ведь эти события происходили большое количество времени назад. На эту тему создаются различные произведения искусства: картины, оперы, спектакли и балеты, ярким представителем которых является балет «Гусарская баллада». Авторы обращаются к различным источникам того времени для того, чтобы воссоздать реалистичную картину мира тех времён, что у них получается отлично. Хоть данный балет и не так популярен, как «Щелкунчик», «Спящая красавица» или «Лебединое озеро», но всё же, разобравшись в теме, можно уверенно утверждать, что он вносит свой особенный вклад в историю российского балета.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): "О чем я пишу? О любви к жизни"
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.