Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременный мир сложен и многообразен. Развитие общества, его изменения, причем быстрые и стремительные ставит перед педагогами много задач, от решения которых зависит будущее. Педагог — это профессионал, цель которого обучить, подготовить, адаптировать к жизни будущего члена общества.
Включение в активную учебную и социальную жизнь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) одна из основных целей социальной политики государства. В связи с увеличением количества детей с ОВЗ возникает необходимость разработки адаптированных программ обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Обучение лиц с ОВЗ сопряжено с рядом трудностей, причем как для обучающегося, так и для педагога. Здесь и тяжесть восприятия, и трудности в понимании, и затруднение восприятия в следствии нарушения слуха, зрения или интеллекта. От педагога требуется повышенное внимание, терпение и конечно правильно подобранные технологии при обучении. Ведь в данном случае необходимо не только обучить, но и максимально адаптировать ученика к реалиям жизни, дать ему профессиональную, а главное моральную готовность к самостоятельной производственной деятельности.
Главной задачей мастера производственного обучения, работающего с обучающимися с ОВЗ, не просто научить, а «научить учиться». Мастер в процессе обучения ориентирует обучающихся на конкретную профессию, формирует у них общие и профессиональные компетенции, показывает наиболее удобный путь получения знаний, умений и навыков, учит самостоятельно находить и анализировать информацию, грамотно ее использовать и оформлять.
Использование информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) на уроках производственного обучения рассматривается не как цель, а как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования.
Информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Компьютер выступает как техническое средство этих процессов.
Цели использования в обучении ИКТ:
Задачи ИКТ в работе с лицами с ОВЗ:
Одним из главных преимуществ использования ИКТ в образовании обучающихся с ОВЗ являются их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала.
Требования, предъявляемые к педагогу, работающему с применением ИКТ:
Учитывая все эти требования, надо заметить, что каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим.
Моя практика работы с детьми с ОВЗ, особенно с детьми с нарушением интеллекта показывает, что этим студентам сложно сосредоточиться, сложно воспринять устную информацию. У них рассеянное внимание, часто плохое зрение и слух. Эти обучающиеся быстро устают, что может сказаться и на технике безопасности при выполнении работ. Поэтому моя задача — создать максимально комфортные условия, развить интерес к уроку и по возможности организовать урок с максимальной простотой подачи материала.
Для подготовки к урокам и, непосредственно на уроках применяю информационно-коммуникационные технологии, с помощью которых создается мультимедийный учебный материал: презентации, дидактические материалы к урокам, тесты для проверки знаний, технологические карты. Для обучающихся с нарушением интеллекта, у которых более развито образное восприятие действительности наиболее приемлемы на уроке производственного обучения электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией, аудио и видеоинформацией (фотографии, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации приёмов работы, отдельных технологических операций).
Чаще всего, на уроках учебной практики я использую мультимедийные презентации. Мною созданы презентации по различным темам программы обучения по профессии «Швея». А это, значит, что на своем уроке я могу не только рассказать, но и визуально продемонстрировать с трансляцией на большом экране выполнение практических операции. При помощи презентации имею возможность сосредоточить внимание на главном, выделить ключевые аспекты. Продемонстрировать несколько раз, остановиться на непонятном и сложном.
Многие швейные операции довольно трудоемки, выполнение которых сопряжено с трудностями. Чтобы выполнить операцию четко, правильно и аккуратно необходим навык. Обучающимся с ОВЗ особенно с нарушением интеллекта часто бывает сложно освоить данный навык. Следовательно, просмотр несколько раз визуальной информации, разбор по этапам сложной операции с повторным просмотром и разбором, помогает освоить и научиться.
Таким образом, использование презентаций на занятиях дают возможность:
Преимущества мультимедийных презентаций:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование ИКТ при работе с обучающимися с ОВЗ позволяет активизировать компенсаторные механизмы. Максимально сохраняет виды восприятия, которые у многих из них развиты слабо по разным причинам и особенностям из организма. Активизирует внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность. Корректирует их логическое мышление. Помогает в освоение профессиональных операций и, как следствие, более продуктивном освоении необходимых навыков в их профессиональной самореализации.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках производственного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и нарушением интеллекта
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.