Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ последние годы в нашей стране все чаще поднимается вопрос о применении современных образовательных технологий в учебном процессе. В данной статье проанализированы некоторые современные технологии обучения иностранному языку, способствующие повышению качества лингвистического образования. В условиях модернизации системы образования и формирования новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) первостепенное значение приобретают компетенции и квалификации выпускников учебных заведений. Наиболее важными из них, определяющими конкурентоспособность специалиста на международном рынке труда в глобальной экономике, становятся межкультурные коммуникативные компетенции. Поэтому повышение значимости иностранного языка, его востребованность оказывают влияние на содержание, задачи и динамику обучения.
В колледже курс иностранного языка в основном носит профессионально-ориентированный характер. В целом достижение образовательной цели осуществляется в аспекте гуманитаризации технического образования, что означает расширение кругозора студента, повышение уровня его общей культуры и образованности, а также совершенствование культуры мышления, общения и речи. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции студентов, совершенствования их языковой подготовки. Поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства не только общения, но и достижения высоких результатов в профессиональной сфере, поскольку знание иностранного языка дает доступ к информации, а значит, способствует повышению своего социального статуса, продвижению по карьерной лестнице.
В ФГОС ПО нового поколения в обязательной части общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОПОП СПО) базовой подготовки предусматривается изучение дисциплины "Иностранный язык" со следующими требованиями: общение (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; перевод (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; самостоятельное совершенствование устной и письменной речи, пополнение словарного запаса; знание лексического и грамматического минимума, необходимого для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности. Среди множества методов обучения иностранным языкам в настоящее время самым продуктивным, на наш взгляд, является коммуникативный. Среди ученых-методистов, считающих данный метод наиболее приемлемым для обучения говорению, необходимо отметить Е.И. Пассова, Н.И. Бонк (1,2).
Наиболее разрабатываемым в современной дидактике способом активизации учащихся в процессе обучения иностранным языкам является проектирование (метод проектов), когда учащийся самостоятельно планирует, создает, защищает свой проект, т.е. активно включается в процесс коммуникативной деятельности.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Основными целями проектной методики являются:
- самовыражение и самосовершенствование учащихся, повышение мотивации обучения, формирование познавательного интереса;
- реализация на практике приобретѐнных компетенций, развитие речи, умение грамотно и аргументировано преподносить исследуемый материал, вести дискуссионную полемику;
- демонстрация уровня культуры, образованности, социальной зрелости.
В процессе обучения используются следующие виды проектов:
1) ролевые игры, инсценировки (телешоу, праздники, музыкальные представления и т.д.);
2) исследовательские формы (страноведение, обобщение научных знаний, исторические, экологические и т.д.);
3) творческие (сочинения, перевод, сценарии, стенгазеты и т.д.);
4) мультимедийные презентации.
При подготовке проекта учащиеся обычно используют такие источники информации как книги, периодическая печать, Интернет, консультации преподавателя и другие. Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, формирует устойчивый интерес к изучению языка, вызывает потребность в самообразовании. В конечном итоге формируется коммуникативная компетенция, т.е., определенный уровень языковых, страноведческих, социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение и совершенствовать свои профессиональные навыки.
Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности; из авторитетного источника информации он становится соучастником исследовательского, творческого познавательного процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Как показал анализ современной методической литературы, метод проектов в современном образовательном учреждении является одним из самых эффективных стимулов мотивации изучения иностранных языков, самым творческим видом деятельности, так как в работу над проектом вовлечены все учащиеся независимо от способностей и уровня языковой подготовки. Они применяют на практике приобретаемые знания и сформированные речевые навыки и умения, творчески переосмысливая и приумножая их. Кроме того, проблемность и разнообразие форм и видов данной технологии предполагает наличие межпредметных связей, что позволяет дать учащемуся яркое представление о мире, в котором он живѐт, о взаимосвязи явлений и предметов, многообразии материальной и художественной зарубежной культуры. В современном понимании учебный проект – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические компетенции:
1) умение ставить проблемы;
2) умение планировать;
3) способность к самоанализу и рефлексии
4) умение презентации;
5) навыки исследовательской работы.
Наравне с групповыми проектами необходимо применять индивидуальные задания, особенно при подготовке итоговых занятий – это уникальная возможность для действительно коммуникативного обучения иностранному языку. Такие занятия снимают перенапряжение и утомляемость учащихся, резко повышают познавательный интерес, развивают у них воображение, мышление, речь, память и могут быть проведены практически по любой теме в рамках программного материала. С помощью проектной методики решаются следующие задачи: расширяется кругозор учащихся; закрепляется лексико-грамматический материал; удовлетворяется профессиональный интерес при помощи иноязычного материала и общения, преподаватель создает методическую базу по различным темам с презентациями и видеопроектами. Таким образом, метод проектов позволяет реализовать не только образовательные, но и социокультурные, воспитательные задачи. Данная методика дает возможность глубже изучить тему, развить творческие способности учащихся, учит общению, умению пользоваться грамматическими структурами, вести беседы на иностранном языке. Кроме того, проектная технология эффективна и увлекательна для преподавателя, так как помогает ему раскрыться как творческая личность, участвовать в исследовательской работе наравне со своими учащимися.
Вторым важным эффективным элементом современных технологий обучения, контроля и управления учебным процессом являются информационно- коммуникационные технологии, включая Интернет, так как это – важнейший параметр современной социокультурной системы. Интернет-ресурсы – привычное и удобное средство знакомства с культурой других стран и народов, общения, получения информации, неистощимый источник образовательного процесса. Именно поэтому в основе системного подхода к реформированию методов обучения иностранному языку с использованием новых информационных технологий лежит концепция информационно-обучающей среды, которая рассматривается в тесной связи с системой развивающего обучения (3).
Информационно-обучающая среда представляет собой совокупность условий, которые не только позволяют формировать и развивать языковые компетенции, но и способствуют развитию личности учащегося. Учебная ситуация проектируется в такой среде как динамический, опосредованный компьютерными технологиями, процесс объективно-субъективного взаимодействия всех участников учебного процесса. Обучаемый по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе самостоятельной учебной деятельности по усвоению иностранного языка превращается из пассивного объекта воздействия преподавателя в полноправного соучастника учебного процесса. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения началось не так давно. Однако темпы его распространения невероятно стремительны. Применение Интернет-технологий на занятиях по иностранному языку является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых.
Перспективы использования Интернет-технологий на сегодняшний день достаточно широки. Это может быть: переписка с жителями стран изучаемых языков посредством электронной почты; участие в международных Интернет-конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода; создание и размещение в сети сайтов и презентаций.
Как показывает педагогический опыт, работа по созданию Интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, креативностью. Не все учащиеся готовы к такому открытому взаимодействию, но педагогически целесообразная организация познавательной деятельности в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому учащемуся. Интернет представляет уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, общаться с носителями языка, создавая естественную языковую среду. формируя способность к межкультурному взаимодействию. Целенаправленное использование материалов сети Интернет на занятиях по иностранному языку позволяет эффективно решать ряд дидактических задач, а именно: совершенствовать навыки чтения; пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка; совершенствовать навыки монологического и диалогического высказывания, обсуждая материалы сети; формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности в процессе обсуждения проблем, интересующих всех и каждого.
Интернет предоставляет исключительные возможности в процессе обучения иностранному языку для овладения средствами общения в письменной форме, обеспечивая возможность реализации коммуникативного подхода к обучению письменным видам речевой деятельности. В целях обучения иностранному языку используется как свободное общение в сети, так и общение в режиме электронной почты.
Информационно-коммуникационная педагогическая деятельность способствует комплексному формированию всех аспектов коммуникативной компетенции: языкового, социокультурного, познавательного, лингвострановедческого; а также смежных коммуникативно-когнитивных умений учащихся (поиск и отбор релевантной информации, ее анализ, обобщение и классификация). Моделирование реальной аутентичной среды посредством привлечения Интернет-ресурсов служит не только более успешному освоению языка, но и позволяет постичь глубинный закон единства и многообразия культуры.
Таким образом, инновационные технологии, рассмотренные в данной статье, существенно обогащают процесс преподавания иностранных языков. На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность нового типа, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Современные технологии обучения иностранному языку студентов медицинского колледжа
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.