Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПозитивные перемены в сфере воспитания особенно четко проявились за несколько последних лет: удалось повысить статус воспитания в образовательных учреждениях, гуманизировать его содержание на основе личностно-ориентационного подхода и традиций российской педагогики, привлечь к проблеме воспитания широкую педагогическую, научную и родительскую общественность.
Более десятка новых подходов и концепций воспитания обогатили теоритическую науку свежими идеями и привлекла внимание практиков. Среди них: концепция системного построения процесса воспитания «В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова»; системно-ролевая теория формирования личности ребенка «Н. М. Таланчук»; формирование образа жизни, достойного человека «Н. Е. Щуркова»; воспитание ребенка как человека культуры «Е. В. Бондаревская»; теория педагогической поддержки «О. С. Газмана» и др. Необходимость глубокой проработки проблем воспитания была вызвана деидеологизацией образования, которая на несколько лет вынесла вопрос о духовных и нравственных ориентирах подрастающего поколения за рамки образовательных учреждений. Видимо, только так можно было избавиться от тотальной моноидеологии. Духовный вакуум способствовал появлению в молодежной среде таких негативных привычек и качеств, как: потребительство; агрессивность; тотальная пошлость; сексуальная раскрепощенность; курение; употребление алкоголя, наркотиков; оккультизм.
Основательную базу для выстраивания стратегии воспитания создали «портретные» исследования современного учащегося профессиональной школы «И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко – ИРПО; «Подросток на перекрестке эпох» - «Генезис», мини-исследования в отдельных учебных заведениях». Язык бесстрастных цифр этих исследований предъявил воспитателям объективные сведения о целях, ценностях, отношениях, желаниях подростков, их взглядах на образование, семью, карьеру, личностный рост и самовоспитание. Анализируя данные материалы, многое можно понять, особенно отрезвляюще действует на воспитателей в широком смысле этого слова «мечта» наших учащихся стать успешными в профессии и в жизни, затрачивая при этом минимум усилий. Образование и карьера для многих подростков значимы, а вот учеба традиционно занимает последнее место в рейтинге ценностей.
Есть над чем подумать педагогам, ведь мы встречаемся с учащимися как раз по поводу учения, а им бы общаться с хорошими друзьями, да побыстрей получить «много денег, квартиру, машину». Несмотря на типичность представленной картины, у педагогов прослеживается понимание того, что персональная иерархия ценностей каждого ученика индивидуальна и невоспроизводима, что комбинация сочетаний ценностных выборов бесконечна, что навязать свою систему ценностей, сделать выбор за учащихся не получится.
Что же делать? Давнишняя проблема российского образования – «с какого конца начать?» - не обошла стороной и сферу воспитания. Наша кафедра воспитания и профессиональной адаптации, наверное, в большей мере уловила эти движения практически: сначала глухое неприятие в педколлективах воспитательной проблематики: было привычней воспринимать ЗУНы, стандарты, мониторинги и тесты; затем излишняя полемичность: нужно или не нужно воспитание, смешанная с эмоциональной эйфорией, призывами и лозунгами типа: «Долой воспитание!», «Да здравствует воспитание!», а потом совсем по-пушкински: «Хоть убей – следа не видно. Сбились мы. Что делать нам?».
Утрата ориентиров в воспитании произошла не столько от пассивности, сколько от излишнего старания хоть куда-то идти и что-то делать. И вместе с тем трудно согласиться с теми управленцами и педагогами, которые принялись за моделирование и программирование воспитательного процесса, не определив для начала его цели и ценности. Так легко впасть в привычную радикальную замену «плюсов» на «минусы» и опять где-то в стороне от человеческого сердца прочертить траекторию развития профессионального роста и кривую карьерной успешности.
Не этого ждут от нас, педагогов, наши ученики, когда задают вопросы: «Как мне сохранить веру в людей?»; «Как Вы думаете, кого на земле больше: добрых людей или злых?»; «Почему зло часто побеждает?»; «Почему страшно, когда люди умирают?»; «Как вы относитесь к смертной казни?»; «Ради чего стоит отдать свою жизнь?». Накал вопросов, их обращенность к внутреннему, а не к внешнему миру требует от педагогов глубины, выверенности позиции, величайшего терпения и собранности, а кроме того объединения усилий всех здоровых сил общества для противостояния растлению наших детей и молодежи.
Какие же основы можно положить в фундамент воспитания? «Напрасно мы хотим выдумать воспитание, - читаем у К. Д. Ушинского, - воспитание существует в русском народе столько же веков сколько существует сам народ. Это почва, из которой выросли новые поколения России, сменяя одно другим. Ее можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к ее требованиям, силам, недостаткам, но пересоздать ее невозможно». Исходя из этого высказывания, первый завет в построении системы воспитания можно сформулировать так: переустройство, модернизация процессов воспитания не должны уничтожать основ, которые создала тысячелетняя культура России. В этих основах: глубочайшее преклонение народа перед образованием; история и литература; дела и слова наших святых; ратные подвиги воинов и национальная культура земледелия; семейный уклад; искусство мастеровых; вершины музыкального и изобразительного искусства. Второй завет-размышление звучит из уст одного из образованнейших министром народного просвещения России графа С. С. Уварова как учредить воспитание соответственно нашему порядку вещей и не чуждое европейскому духу.
Наша педагогика всегда сторонилась однозначных формул. После «Парада суверенитетов» как никогда учащиеся нуждаются в широком и полноценном образовании, основанном на общечеловеческих ценностях. Но чтобы «духовно брататься, надо не стыдится своего национального бытия, а нести его с горделивым духовным достоинством» «И. А. Ильин». Парадоксально, но если у нас не будет создана национальная школа, она станет националистической. Чтобы этого не произошло, воспитание должно опираться на осознание приоритетности духовного и нравственного над материальным и экономическим. Пока этого не произойдет, нам не суждено выйти из перманентного кризиса, ведь только в духовном состоянии у человека функционирует совесть как высший нравственный регулятор действия. Там, где совесть молчит, ослабевают чувство долга и ответственность, оскудевает верность, исчезает служение и самоотверженность, а вместо этого расцветают продажность, измена, равнодушие…. Именно это имел в виду философ В. В. Розанов, сто лет назад утверждая, что «экономизм, как доминирующая норма, есть действительно смерть».
Личностный рост учащихся напрямую связан с возможностью взаимодействия с окружающим миром, культурой, другими людьми, своей совестью. Наладить подобное взаимодействие способен только педагог воспитатель. Именно в этой точке сошлись надежды на судьбоносные перемены в сфере воспитания. Сегодня невозможно «приписать» воспитательные функции лишь заместителям директоров по УВР или классным руководителям. Уникальность момента в том, что формирование и развитие воспитательной системы требует становления профессиональной позиции каждого педагога как воспитателя. Стать воспитателем – значит восстановить в правах истину: личность воспитывается личностью, духовность производится духовностью. Воспитание становится реальностью, если педагог-воспитатель обрел личную позицию в профессионально-деятельной сфере. Личностно-профессиональную сопряженность – необходимое условие для нравственного возвышения и духовного «взращивания» учащихся, что всегда было ментальной и деятельной традицией отечественной педагогики.
Обретение позиции в воспитании – не одноразовое действие. Здесь должны сходиться интеллектуальные, волевые, эмоционально-оценочные отношения к педагогическому труду и жизни в целом. Человек с такой позицией добивается полной самоопределенности и становится субъектом собственной деятельности. В данном случае воспитание является миссией педагога, базирующейся на аксеологических основаниях, причем ценности определяют цель, а не наоборот.
Современному воспитателю приходится решать сегодня целый комплекс новых задач: анализ и рефлексия целостного педагогического процесса; конструктивно-прогностические, направленные на выработку и принятие педагогических решений; организационно-деятельностные, реализующие различные варианты воспитания; оценочно-информационные и корректиционно-регулирующие. Полнота осознания этих задач и их реализация определяют уровень его профессионализма «В. А. Сластенин, А. И. Григорьева!». При этом воспитатель берет на себя функцию создания и непрерывного воспроизводства благоприятных условий для своих воспитанников, и не только внешних (образовательные возможности, неагрессивная культурная среда), но и внутренних (помощь в поиске смысла жизни, в формировании мотивов, в выборе методов самовоспитания).
Ядром воспитания становятся такие понятия, как: «бытие», «диалог», «истина», «долг», «личность», «совесть», «творчество», «вера», «любовь», «надежда», «сопереживания», «терпимость», «самореализация» и т. д., которые говорят о том, что гуманитарные знания должны стать стержневыми у воспитателя.
О движении в этом направлении свидетельствует качество идей, которые нам удалось собрать, анализируя концепции развития воспитания в профессиональной школе. Перечислим некоторые из них:
- возрождение национального самосознания, формирование гражданской, патриотической позиции у учащейся молодежи;
- опора на труд как единственный источник достойной жизни;
- возрождение культа мастера и мастерства;
- социальная адекватность воспитания, гармонизация реализация реальных социально-экономических условий и личных потребностей и возможностей учащихся;
- социальное закаливание учащихся;
- укрепление семьи и воспитания у молодежи нравственного отношения к семье и браку;
- компенсация ранней профессионализации молодежи широкой общекультурной подготовкой;
- приоритетность воспитания в образовательном учреждении;
- создание на базе образовательного учреждения системообразующего центра воспитания;
- формирование духовно насыщенной атмосферы жизни учащейся молодежи, сферы полноценного досуга;
- возвращение в сферу воспитания общественно общественно-полезного труда;
- развитие самоуправления и воспитания молодежных лидеров;
- объединение усилий педагогов и консолидации управляющих органов образовательной и не образовательной сфер в вопросах воспитания молодежи;
-взаимодействие светской и религиозной системы воспитания, способных вернуть обществу гуманистические и моральные устои.
Перечень идей открыт, а это значит, что восстановление воспитания в профессиональной школе будет продолжаться, что явится залогом эффективности модернизации российского образования на предстоящие годы.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Воспитание личности через образовательный процесс
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.