Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воспитание личности через образовательный процесс

09.02.2022 570 834
Абалакова Ирина Михайловна
Абалакова Ирина Михайловна, мастер производственного обучения

Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий

Позитивные перемены в сфере воспитания особенно четко проявились за несколько последних лет: удалось повысить статус воспитания в образовательных учреждениях, гуманизировать его содержание на основе личностно-ориентационного подхода и традиций российской педагогики, привлечь к проблеме воспитания широкую педагогическую, научную и родительскую общественность.

Более десятка новых подходов и концепций воспитания обогатили теоритическую науку свежими идеями и привлекла внимание практиков. Среди них: концепция системного построения процесса воспитания «В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова»; системно-ролевая теория формирования личности ребенка «Н. М. Таланчук»; формирование образа жизни, достойного человека «Н. Е. Щуркова»; воспитание ребенка как человека культуры «Е. В. Бондаревская»; теория педагогической поддержки «О. С. Газмана» и др. Необходимость глубокой проработки проблем воспитания была вызвана деидеологизацией образования, которая на несколько лет вынесла вопрос о духовных и нравственных ориентирах подрастающего поколения за рамки образовательных учреждений. Видимо, только так можно было избавиться от тотальной моноидеологии. Духовный вакуум способствовал появлению в молодежной среде таких негативных привычек и качеств, как: потребительство; агрессивность; тотальная пошлость; сексуальная раскрепощенность; курение; употребление алкоголя, наркотиков; оккультизм.

Основательную базу для выстраивания стратегии воспитания создали «портретные» исследования современного учащегося профессиональной школы «И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко – ИРПО; «Подросток на перекрестке эпох» - «Генезис», мини-исследования в отдельных учебных заведениях». Язык бесстрастных цифр этих исследований предъявил воспитателям объективные сведения о целях, ценностях, отношениях, желаниях подростков, их взглядах на образование, семью, карьеру, личностный рост и самовоспитание. Анализируя данные материалы, многое можно понять, особенно отрезвляюще действует на воспитателей в широком смысле этого слова «мечта» наших учащихся стать успешными в профессии и в жизни, затрачивая при этом минимум усилий. Образование и карьера для многих подростков значимы, а вот учеба традиционно занимает последнее место в рейтинге ценностей.

Есть над чем подумать педагогам, ведь мы встречаемся с учащимися как раз по поводу учения, а им бы общаться с хорошими друзьями, да побыстрей получить «много денег, квартиру, машину». Несмотря на типичность представленной картины, у педагогов прослеживается понимание того, что персональная иерархия ценностей каждого ученика индивидуальна и невоспроизводима, что комбинация сочетаний ценностных выборов бесконечна, что навязать свою систему ценностей, сделать выбор за учащихся не получится.

Что же делать? Давнишняя проблема российского образования – «с какого конца начать?» - не обошла стороной и сферу воспитания. Наша кафедра воспитания и профессиональной адаптации, наверное, в большей мере уловила эти движения практически: сначала глухое неприятие в педколлективах воспитательной проблематики: было привычней воспринимать ЗУНы, стандарты, мониторинги и тесты; затем излишняя полемичность: нужно или не нужно воспитание, смешанная с эмоциональной эйфорией, призывами и лозунгами типа: «Долой воспитание!», «Да здравствует воспитание!», а потом совсем по-пушкински: «Хоть убей – следа не видно. Сбились мы. Что делать нам?».

Утрата ориентиров в воспитании произошла не столько от пассивности, сколько от излишнего старания хоть куда-то идти и что-то делать. И вместе с тем трудно согласиться с теми управленцами и педагогами, которые принялись за моделирование и программирование воспитательного процесса, не определив для начала его цели и ценности. Так легко впасть в привычную радикальную замену «плюсов» на «минусы» и опять где-то в стороне от человеческого сердца прочертить траекторию развития профессионального роста и кривую карьерной успешности.

Не этого ждут от нас, педагогов, наши ученики, когда задают вопросы: «Как мне сохранить веру в людей?»; «Как Вы думаете, кого на земле больше: добрых людей или злых?»; «Почему зло часто побеждает?»; «Почему страшно, когда люди умирают?»; «Как вы относитесь к смертной казни?»; «Ради чего стоит отдать свою жизнь?». Накал вопросов, их обращенность к внутреннему, а не к внешнему миру требует от педагогов глубины, выверенности позиции, величайшего терпения и собранности, а кроме того объединения усилий всех здоровых сил общества для противостояния растлению наших детей и молодежи.

Какие же основы можно положить в фундамент воспитания? «Напрасно мы хотим выдумать воспитание, - читаем у К. Д. Ушинского, - воспитание существует в русском народе столько же веков сколько существует сам народ. Это почва, из которой выросли новые поколения России, сменяя одно другим. Ее можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к ее требованиям, силам, недостаткам, но пересоздать ее невозможно». Исходя из этого высказывания, первый завет в построении системы воспитания можно сформулировать так: переустройство, модернизация процессов воспитания не должны уничтожать основ, которые создала тысячелетняя культура России. В этих основах: глубочайшее преклонение народа перед образованием; история и литература; дела и слова наших святых; ратные подвиги воинов и национальная культура земледелия; семейный уклад; искусство мастеровых; вершины музыкального и изобразительного искусства. Второй завет-размышление звучит из уст одного из образованнейших министром народного просвещения России графа С. С. Уварова как учредить воспитание соответственно нашему порядку вещей и не чуждое европейскому духу.

Наша педагогика всегда сторонилась однозначных формул. После «Парада суверенитетов» как никогда учащиеся нуждаются в широком и полноценном образовании, основанном на общечеловеческих ценностях. Но чтобы «духовно брататься, надо не стыдится своего национального бытия, а нести его с горделивым духовным достоинством» «И. А. Ильин». Парадоксально, но если у нас не будет создана национальная школа, она станет националистической. Чтобы этого не произошло, воспитание должно опираться на осознание приоритетности духовного и нравственного над материальным и экономическим. Пока этого не произойдет, нам не суждено выйти из перманентного кризиса, ведь только в духовном состоянии у человека функционирует совесть как высший нравственный регулятор действия. Там, где совесть молчит, ослабевают чувство долга и ответственность, оскудевает верность, исчезает служение и самоотверженность, а вместо этого расцветают продажность, измена, равнодушие…. Именно это имел в виду философ В. В. Розанов, сто лет назад утверждая, что «экономизм, как доминирующая норма, есть действительно смерть».

Личностный рост учащихся напрямую связан с возможностью взаимодействия с окружающим миром, культурой, другими людьми, своей совестью. Наладить подобное взаимодействие способен только педагог воспитатель. Именно в этой точке сошлись надежды на судьбоносные перемены в сфере воспитания. Сегодня невозможно «приписать» воспитательные функции лишь заместителям директоров по УВР или классным руководителям. Уникальность момента в том, что формирование и развитие воспитательной системы требует становления профессиональной позиции каждого педагога как воспитателя. Стать воспитателем – значит восстановить в правах истину: личность воспитывается личностью, духовность производится духовностью. Воспитание становится реальностью, если педагог-воспитатель обрел личную позицию в профессионально-деятельной сфере. Личностно-профессиональную сопряженность – необходимое условие для нравственного возвышения и духовного «взращивания» учащихся, что всегда было ментальной и деятельной традицией отечественной педагогики.

Обретение позиции в воспитании – не одноразовое действие. Здесь должны сходиться интеллектуальные, волевые, эмоционально-оценочные отношения к педагогическому труду и жизни в целом.  Человек с такой позицией добивается полной самоопределенности и становится субъектом собственной деятельности. В данном случае воспитание является миссией педагога, базирующейся на аксеологических основаниях, причем ценности определяют цель, а не наоборот.

Современному воспитателю приходится решать сегодня целый комплекс новых задач: анализ и рефлексия целостного педагогического процесса; конструктивно-прогностические, направленные на выработку и принятие педагогических решений; организационно-деятельностные, реализующие различные варианты воспитания; оценочно-информационные и корректиционно-регулирующие. Полнота осознания этих задач и их реализация определяют уровень его профессионализма «В. А. Сластенин, А. И. Григорьева!». При этом воспитатель берет на себя функцию создания и непрерывного воспроизводства благоприятных условий для своих воспитанников, и не только внешних (образовательные возможности, неагрессивная культурная среда), но и внутренних (помощь в поиске смысла жизни, в формировании мотивов, в выборе методов самовоспитания).

Ядром воспитания становятся такие понятия, как: «бытие», «диалог», «истина», «долг», «личность», «совесть», «творчество», «вера», «любовь», «надежда», «сопереживания», «терпимость», «самореализация» и т. д., которые говорят о том, что гуманитарные знания должны стать стержневыми у воспитателя.

О движении в этом направлении свидетельствует качество идей, которые нам удалось собрать, анализируя концепции развития воспитания в профессиональной школе. Перечислим некоторые из них:

- возрождение национального самосознания, формирование гражданской, патриотической позиции у учащейся молодежи;

- опора на труд как единственный источник достойной жизни;

- возрождение культа мастера и мастерства;

- социальная адекватность воспитания, гармонизация реализация реальных социально-экономических условий и личных потребностей и возможностей учащихся;

- социальное закаливание учащихся;

- укрепление семьи и воспитания у молодежи нравственного отношения к семье и браку;

- компенсация ранней профессионализации молодежи широкой общекультурной подготовкой;

- приоритетность воспитания в образовательном учреждении;

- создание на базе образовательного учреждения системообразующего центра воспитания;

- формирование духовно насыщенной атмосферы жизни учащейся молодежи, сферы полноценного досуга;

- возвращение в сферу воспитания общественно общественно-полезного труда;

- развитие самоуправления и воспитания молодежных лидеров;

- объединение усилий педагогов и консолидации управляющих органов образовательной и не образовательной сфер в вопросах воспитания молодежи;

-взаимодействие светской и религиозной системы воспитания, способных вернуть обществу гуманистические и моральные устои.

Перечень идей открыт, а это значит, что восстановление воспитания в профессиональной школе будет продолжаться, что явится залогом эффективности модернизации российского образования на предстоящие годы.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Воспитание личности через образовательный процесс




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*