Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСистема современного хореографического образования является системой непрерывного образования, включающей в себя подсистемы:
- дополнительного образования, реализующей общеразвивающие программы как для детей, так и для взрослых (любительское) и предпрофессиональные программы, реализующиеся только для детей (Закон об образовании часть 2 статьи 75 и пункт 1 части 2 статьи 83) выполняющих функцию ранней начальной подготовки хореографического образования;
- среднего профессионального образования (училища, колледжи), реализующуюся только в очной форме в профессиональных образовательных учреждениях или образовательных организациях высшего образования, которая является продолжением хореографического обучения детей по предпрофессиональным программам;
- высшего образования (институты искусств, академии), имеющая три уровня образования – бакалавриат, магистратуру и ассистентуру-стажировки, готовящих не только артистов-исполнителей, «хореографов», но и педагогов-хореографов для всех типов образовательных организаций;
- дополнительного профессионального образования, программы которой направлены как на повышение уровня квалификации специалистов-хореографов, так и на их переподготовку.
В нашей работе мы будем рассматривать профессиональную подготовку специалистов-хореографов среднего профессионального образования, перечень которых утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 года № 1199 образования по специальностям 52.02.01 Искусство балета, квалификации специалиста углубленной подготовки: «Артист балета, преподаватель» и 52.02.02. Искусство танца (по видам), квалификации специалиста углубленной подготовки: «Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, преподаватель».
Данные образовательные программы интегрированы с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (углубленной подготовки), направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих творческими способностями в области хореографического искусства, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее ФГОСы) среднего профессионального образования (далее СПО), обеспечивающих получение как основного общего, среднего общего образования так и среднего профессионального образования [1; 2].
Структура и содержание учебно-профессиональной подготовки будущих хореографов разработаны с учетом их предстоящей сферой профессиональной деятельности и получением необходимых компетенций.
Утвержденные приказом Минобрнауки России ФГОСы СПО по специальностям 05.02.01 Искусство балета (Приказ №35 от 30.01.2015 г.), 52.02.02. Искусство танца (по видам) (Приказ №33 от 30.01.2015 г.) предусматривают формирование/приобретение выпускниками колледжа общих и профессиональных компетенций, соответствующие виду их деятельности – педагогической и творческо-исполнительской. Таким образом, система среднего профессионального образования готовит не только артистов-исполнителей среднего уровня/звена, реализующих свою профессиональную деятельность в театрах и на сценических площадках, в различных танцевальных коллективах, в концертно-театральных организациях, но и педагогов-хореографов для детских школ искусств, общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях [1; 2].
Опирающаяся на различные виды искусств, хореография считается синкретическим искусством (музыка, изобразительное искусство, литература, театральное искусство) и является одним из видов художественно-творческой деятельности. В связи с этим структура и содержание профессионального хореографического образования имеет свою специфику, заключающуюся в том, что подготовка хореографов осуществляется путем комплексного изучения предметов общеобразовательного блока и специальных дисциплин (профильных предметов).
Подготовка будущих хореографов осуществляется с учетом компетентностного подхода на основе взаимосвязи содержания дисциплин основного общего, среднего общего образования, профессионального цикла и педагогической деятельности. Содержание дисциплин профессионального цикла ориентировано на приобретение обучающимися как общих, так и профессиональных компетенций в творческо-исполнительской деятельности, в том числе:
- способность «создавать художественно-сценический образ в соответствии со стилем хореографического произведения» (ПК 1.4.);
- способность «определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа» (ПК 1.5.) [1; 2].
Указанные компетенции акцентируют внимание на необходимости профессиональной подготовки хореографов и в области музыкального образования, а именно: изучение законов музыки, основ музыкальной грамоты, средств музыкальной выразительности, развитие способности понимать и пластически интерпретировать идею музыкально-хореографического произведения (создавать хореографическое произведение различной формы, жанра и стиля), формирование высокого уровня музыкальной культуры [4].
Музыкальная культура является базой для профессионального становления будущего хореографа, разделяясь на общую музыкальную культуру и профессиональную, где общая музыкальная культура, развивая творческий потенциал обучающегося, является базой, отправной точкой для формирования его профессиональной музыкальной культуры.
Многоуровневый характер хореографического образования выстроен по принципу этапного решения задач музыкального образования: от изучения элементарных основ музыкальной грамоты (ознакомления со спецификой и закономерностями музыкального искусства) до совершенствования музыкально-теоретических знаний, представлений, постижение синкретической природы хореографического искусства, совершенствование профессиональных навыков. Музыка «красной нитью» проходит через весь образовательный процесс: музыкально-теоретические предметы, входящие в предметную область «Искусство», перекликаются с профессиональным циклом, состоящим из профильных учебных дисциплин и творческо-исполнительской деятельности обучающихся. В процессе изучения этих дисциплин у обучающихся-хореографов вырабатывается осознанное, осмысленное отношение к музыке как содержательной основе хореографии, закладываются азы сознательного восприятия идейно-художественного содержания музыкально-хореографических произведений, их выразительных средств.
Одним из важнейших направлений становления музыкальной культуры обучающихся-хореографов является знакомство с особенностями музыкальных жанров и стилей, в процессе которого формируется профессионально-творческая личность хореографа. Между тем, анализ дисциплин, входящих в структуру профессиональной подготовки будущих хореографов (предметная область «Искусство», профильные учебные дисциплины, творческо-исполнительская деятельность) показал, что в учебный план включена только одна теоретическая дисциплина («Музыкальные жанры»), направленная на освоение комплекса исторических и теоретических знаний об особенностях музыкальных жанров и их отличительных признаков, на формирование навыка анализа музыкального произведения в единстве образного содержания, формы и выразительных средств.
Отдельные моменты, связанные с изучением различных направлений и стилей, жанровых особенностей музыкальных произведений рассматривают также такие профильные теоретические дисциплины как «Музыкальная литература», «История мировой культуры», «История театра», «История хореографического искусства». В рамках освоения профильного модуля «Творческо-исполнительская деятельность», в структуру которого входят такие дисциплины как «Классический танец», «Дуэтно-классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец», «Современная хореография», «Русский народный танец» и др., обучающиеся приобретают практический опыт подготовки концертных номеров (создание и воплощение на сцене художественного сценического образа в хореографических произведениях различной формы, жанра и стиля, участия в составлении концертно-тематических программ), а также развитие умений отображать и воплощать музыкально-хореографическое произведение в движении (хореографическом тексте, жесте, пластике, ритме, динамике с учетом жанровых и стилистических особенностей произведения, передавать стилевые и жанровые особенности исполняемых хореографических произведений).
Существенная роль в профессиональном становлении будущих хореографов принадлежит обучению основам игры на музыкальном инструменте. Рабочие программы учебной дисциплины «Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)» предполагают возможность четырёхгодичного обучения и направлены на овладение не только элементарными инструментальными навыками для исполнения несложных танцевальных пьес в различных жанрах и стилях, но и на развитие:
- музыкального мышления, музыкальной культуры будущих хореографов;
- способности художественного воплощения в танце музыкальной темы через эмоционально-осознанное восприятие, являющееся неотъемлемым качеством (атрибутом) музыкально-художественной культуры;
- способности технически точно передавать содержание мотива/темы, вслушиваясь («вживаясь») в музыкальное содержание в контексте постановочных и репетиторских процессов (Н.И. Тарасов, К. Блазис, М.И. Петипа, В.М. Красовская и др.);
- музыкального слуха (способность «слышать» музыку без привлечения инструмента, представляя подлинное звучание музыкального текста);
- музыкальной памяти (мелодической, гармонической, исполнительской), позволяющей запоминать не только музыкальные тексты, но и «текст» хореографии;
- чувство ритма (точность прочтения метроритмического нотного текста, с учетом музыкального осмысления);
- а также на понимание обучающимися категорий стиля и жанра, что является одной из основ их исполнительской деятельности не только курса фортепиано, но и хореографии, так как именно правильное использование выразительных средств (ритм, темп, штрихи и пр.) стилевой специфики и жанровых особенностей обеспечивает грамотную интерпретацию музыкального текста, а следовательно и хореографического произведения.
Данный курс является главным элементом единой системы музыкального обучения будущих хореографов. Основные направления обучения хореографов в классе фортепиано направлены не только на расширение музыкального кругозора и воспитание их эстетического вкуса, но и на подготовку обучающихся к практической работе по постановке хореографических номеров, вооружение их основными навыками владения инструментом в необходимом объеме.
Специфика обучения в рамках курса «Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)» определяется уровнем музыкально-инструментальной подготовки обучающихся, а также их творческими способностями и личностными качествами, уровнем психофизиологического развития обучающихся с учетом их возрастных особенностей.
Изучение музыкального репертуара у обучающихся-хореографов ведется по трем основным направлениям: чтение с листа, эскизное изучение и завершенное исполнение произведения. При этом, при подборе и распределении музыкального материала учитываются такие принципы как доступность материала, принцип от простого к сложному, широкий жанрово-стилевой охват, включая современную эстрадную и джазовую музыку при опоре на танцевальные жанры.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессиональная подготовка обучающихся хореографического колледжа в области музыкального образования
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.