Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Разработка и постановка народного действа марийская свадьба (на основе этнографических материалов Кильмезского района Кировской области)

12.11.2021 326 481
Бреславская Ольга Владимировна
Бреславская Ольга Владимировна, преподаватель

Сергеева Евгения Владимировна
Сергеева Евгения Владимировна, студент

Вятский колледж культуры

Марийская свадьба на территории России

Свадьба – это одна из самых значимых вех в жизни человека. В связи с этим, представляется весьма актуальным изучение свадебной обрядности, которая является наиболее устойчивым элементом культуры этноса. Свадебный обряд относится к обрядам перехода, связанным с переломными моментами в жизни человека, с изменением его возрастного и общественного статуса. Свадебные обряды сопровождают создание новой семьи, поэтому ее изучение помогает нам понять роль и место семьи и каждого человека в обществе. [5, 12]

Изучение традиционной свадебной обрядности марийцев позволит выявить не только особенности свадебной обрядности марийцев Кильмезского района Кировской области, но и по-новому интерпретировать вопросы, связанные с историей, развитием и функционированием как марийского этноса в целом, так и его этнографических групп.

Свадебным обрядам во все времена, любой народ, любое человеческое сообщество придавало особое, сакральное значение. Свадьба народов мари не являлась исключением. В ней удивительно сочетаются как религии древних народных верований, так и сугубо бытовые вопросы, делающие брачное торжество марийцев зрелищем, наполненным высоким смыслом и значением. [6]

Система обычаев и обрядов формировалась на ранних этапах развития человеческого общества. Культура и религия марийцев существует уже семь тысяч лет. Это верующий народ, который по сей день сохраняет свою самобытность, несмотря на вековые религиозные гонения. В республике достаточно много небольших этнических групп (луговые мари, горные мари и т.д.), исконные обряды, символика и обычаи которых заметно отличаются. Но сходства намного больше, чем различий. Многие старинные традиции и обычаи соблюдаются до сих пор, приобретая игровую форму. [3, с.52]

Основой культуры марийцев является послушание и почитание старших. Чтобы сохранить мир в семье главы общин имели полное право вмешиваться в семейную жизнь. Также развод был невозможен без их участия. Выбирать невесту и жениха имели право исключительно родители или главы общества. Молодые люди не имели права голоса в данном вопросе, хотя никто не запрещал им общаться, устраивать посиделки и развлечения. Но, если партия казалась подходящей старшим родственникам с обеих сторон, то возникшие чувства молодых могли быть приняты во внимание. Так же у марийцев был обычай похищения невесты, который проходил с полного согласия похищаемой. Этот путь позволял пренебречь мнением родственников девушки и избежать непомерных свадебных расходов. [2, с.100]

Женить юношей старались как можно раньше, по достижении шестнадцати лет. Невеста при этом, могла быть старше на 3-6 лет. Причина в том, что, живя под кровом родителей, девочка работала по хозяйству и ее старались удерживать при семье как можно дольше. После свадьбы жених приводил в дом уже опытную помощницу. Выбирали невест из соседних деревень, среди знакомых и друзей, высчитывая степень родства.  Как только молодую девушку одобряли все старшие родственники, назначались смотрины. В дом девушки приезжали отец юноши и сват, заявляя о своих намерениях ритуальными фразами: «телка потерялась, всю округу обошли, не у вас ли она приблудилась». Если же отказа не следовало, то дальше обсуждались условия дальнейшего сватовства вместе с родителями будущей невесты. [1, с.46]

Таким образом, можно сделать вывод, что у народов мари существовало множество семейных обрядов, традиций и обычаев, выполняющихся в обязательном порядке, предусматривалось уважительное отношение к старшим.

Свадьба в традиции народа мари Кильмезского района Кировской области

Марийская свадьба Кильмезского района Кировской области отличается своими обрядами, ритуалами и названиями некоторых действ. Она представляет собой сложный комплекс обрядов и представления, которые имеют социальное, правовое, религиозно – магическое и иные значения. Это является отражением глубоких процессов развития культуры марийцев. В свадебном цикле марийцев Кильмезского района в середине XIX - начала XXI веков можно также выделить 3 условных периода:

  1. предсвадебный период, охватывающий время от смотрин до свадьбы;
  2. свадебный, представляющий собственно свадьбу;
  3. послесвадебный, олицетворяющий этап вступления молодых в семейную, трудовую жизнь.

Одним из первых актов предсвадебного периода является так называемые ӱдэр йӧдмаш (смотрины).

Вопрос о женитьбе сына, так же, как и о замужестве дочери решался старшими членами семьи. Когда сыну исполнялось 16-17 лет, родители начинали присматривать невесту в округе. Брачный возраст для юношей колебался от 16 до 24 лет, при наиболее распространенном возрасте вступление в брак 18-20 лет, а возраст невесты превышал возраст жениха на 3-5 лет. Это обуславливается тем, что родителям невесты так же, как и родителям жениха нужны были помощницы в доме.

Человек, по чьей рекомендации начиналось сватовство, называли ончэч коштмо – сваха. Обычно эту функцию выполняет женщина. Выбрав девушку, родители со стороны жениха разузнавали всю информацию о будущей невестке. Самыми главными качествами молодушки являлись здоровье, трудолюбие и красота. Чаще жених и невеста не знали друг друга до смотрин.

Следующим этапом марийской свадьбы Кильмезского района является ӱдэр йуктэмаш (сватовство).

На процесс сватовства обычно приезжали жених со свахой «ончэч коштшо» и близкие родственники (сестра, брат, деверь, тётя, крёстная мать).

С собой у сватов обязательно был хлеб и шолтэмаш (самогон). У марийцев и поныне сохранилась традиция варить свой самогон.

Родители девушки приглашали дочь, которая робкими шагами появлялась перед ними. Увидев её, свахи и родственники жениха расхваливали молодую девушку и признавали, что нашли ту, которую искали, либо все могло произойти наоборот.

Чтобы девушка «зашевелилась» то есть согласилась, сваты передвигали обеденный стол, а сватья начинала гладить девушку по голове. Такой жест означал уважение к выбранной невесте.

Девушка накрывала на стол, наливала две чашки горячего крепкого чая. Если девушка выпивала чай, то это означало согласие девушки на сватовство. Последним действием было согласие родителей невесты. Сваты наливали шолтэмаш (самогон) и предлагали родителям молодой, если они выпивали предложенный напиток, то это указывалось на согласие. В противном случае напиток оставляли не выпитым. Далее родители невесты угощали сватов и совместно договаривались о дне свадьбы.

Методические рекомендации по постановке фрагмента постановки народного действа марийская свадьба

В настоящее время воспроизведение сценария праздника в том виде, в каком он имел более ста лет назад, невозможно, поскольку сценарий в то время и не требовался. Все обрядовые действия происходили в соответствие с обычаем, сложившимся достаточно давно. Сегодня требуется написание сценария уже не праздника в его первозданном виде, но театрализованного представления, темой которого этот праздник является. [5, с.28]

При написании сценария, посвященного народному действу марийская свадьба, включающему в себя те или иные обрядовые действия, следует иметь в виду определенную и порой значительную трансформацию праздника по времени и в сознании людей. Для режиссера сценарий является не просто руководством определенной последовательности праздничных и обрядовых действий, а разработанным планом, в котором обрядовое действие с реальными участниками становится его художественным образом.

В данном сценарии упор был сделан на показ элементов свадебного выкупа.

При постановке народного действа марийская свадьба необходимо следовать следующим правилам:

- Очень внимательно подбирать действующих лиц. Например, необходимо, чтобы невеста обладала актерскими способностями и имела хорошие вокальные данные.

- Перед спектаклем необходимо проводить репетицию с «подружками невесты» у станка, так как подружки невесты должны легко и плавно переходить от песни к пляске и наоборот. Представительницы невесты должны правильно «преподнести» невесту жениху и как можно ярче обыграть выкуп, для этого перед каждым спектаклем желательно проводить качественную вокальную распевку, в том числе и артикуляционную. [4, с 28]

- Не нужно перегружать сцену многими декорациями, достаточно лишь знаково пояснить, где происходит действо. Таким знаком может стать окно, оформленное из полотенец и деревянную лавку.

- Немалое внимание стоит уделить реквизиту и костюмам. Если данный обряд необходимо приблизить к местным традициям, то, соответственно и костюмы, и платки, и другие элементы бутафории должны соответствовать его местным требованиям.

- Ключевое значение нужно посвятить подбору и постановке песенного материала, который бы подходил по тематике, исполнительскому уровня коллектива, был высокохудожественным и интересным, как с точки зрения музыкально- эстетической, так и прикладной функцией в обряде.

- Необходимо детально проанализировать, как с музыкально-теоретической (письменная формулировка основных этапов занятия для беседы, тем для закрепления и повторения музыкальных произведений, перечень задач и упражнений) точки зрения, так и с режиссерско-постановочной (документ, помощник режиссера в осуществлении своей задумки).

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Разработка и постановка народного действа марийская свадьба (на основе этнографических материалов Кильмезского района Кировской области)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*