Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПрактическая цель изучения иностранного языка, согласно программе обучения, заключается в овладении студентами общения на иностранном языке. Владение иностранным языком предполагает спонтанно реагировать на возможные ситуации реальной действительности. Не овладев в достаточной степени навыком построения самостоятельного высказывания, а так же умением осуществлять перенос лексических навыков на другие ситуации общения, студент не будет в состоянии общаться на неожиданные темы.
Целью работы является:
Задача:
Неподготовленная диалогическая речь как вид говорения.
Диалог определяется как взаимная коммуникация двух лиц, играющих в данной ситуации весьма определенные роли. Чаще всего это социально зафиксированные роли. Идейная и информативная ценность предмета речи, соответствие содержания актуальным практическим нуждам говорящих вызывают интерес, активизацию речемыслительной деятельности.
Современная теория речевой деятельности рассматривает диалог как форму социально-речевого общения, как основу сотрудничества между людьми в процессе совместной деятельности. Диалогическая речь формируется под влиянием мотивов деятельности. Она имеет определенную цель и задачи. Диалогическая речь, менее развернута, чем монологическая, т.к. в условиях естественного общения она восполняется общностью ситуации, совместным опытом говорящих. Эти обстоятельства усугубляют трудности понимания собеседников в процессе диалога на иностранном языке. Однако в процессе понимания диалогической речи присутствуют и облегчающие факторы: предсказуемость реакций на основе знаний собеседника и общности ситуации, возможность опереться в процессе понимания на мимику и артикуляцию партнера, на типичные для диалога повторы.
Реальное общение может поставить человека в ситуацию, не предусмотренную учебным процессом. Он должен уметь мобилизовать свои знания и комбинационные способности, чтобы разговаривать в новой для него обстановке.
Наряду с термином «неподготовленная речь» ряд авторов употребляют термины «экспромтная», «спонтанная», «инициативная», «свободная» и т.д. речь для обозначения одного и того же понятия. Каждый из терминов подчеркивает какую-нибудь одну характерную черту неподготовленной речи. Чаще всего, говоря о неподготовленной речи, понимают её как речь неподготовленную во времени, т.е. моментальную речевую реакцию на ту или иную ситуацию. Комбинирование, извлечение из памяти синтаксических и лексических единиц, оформление их по усвоенным моделям в предложения, никогда не произносившиеся ранее – это творческий процесс, который нужно учить, и без которого невозможна неподготовленная речь.
Говоря о неподготовленной речи, мы имеем в виду общий уровень владения языком, включая ряд умений: быстро говорить, комбинировать реплики, применять заученные единицы речи, в связи с новой ситуацией. Достигнуть этого уровня владения языком, значит приобрести все эти умения в их совокупности.
Аспекты инициативной речи. При определении неподготовленной речи отправной точкой является установление основных аспектов неподготовленности в речевом акте. Неподготовленной может быть в прошлом опыте не осуществлявшаяся грамматически и семантически правильная комбинация, усвоенных языковых и речевых единиц. Это аспект комбинационной неподготовленности.
Установление новых связей тогда, когда говорящий использует сформулированное ранее предложение в новой ситуации, и тогда можно говорить о ситуативно-контекстуальной неподготовленности.
Принципы обучения неподготовленной диалогической речи. Свободное владение иностранным языком предполагает умение спонтанно реагировать на возможные ситуации.
Интонация правильно оформленной спонтанной речевой деятельности достигается активизацией с помощью специальных упражнений.
При отборе речевых единиц следует исходить из специфики диалога и его особенностей. Особенности языкового материала, характеризующего диалогическую речь, предполагают и специфику работы над усвоением этого материала. На самом раннем периоде используются тренировочные и учебно-коммуникативные упражнения.
Значительная часть времени должна уделяться следующим по сложности периоду работы над развитием неподготовленной диалогической речи.
Обучающийся должен тренировать, заучивать интонации и структурные модели в различных микроконтекстах и ситуациях. Учащийся должен учиться комбинировать реплики в зависимости от характера речевой действительности и вырабатывать автоматизм овладения ими.
Составление диалогов по образцу должно проводиться систематически. Такая работа закладывает базу для развития правильной неподготовленной диалогической речи. Диалог может быть парным и групповым.
Для обучающихся одной из самых трудных задач, связанных с обучением устной речи, является развитие умения составлять диалог, самостоятельно развивать нити беседы.
Существует два пути к самостоятельному диалогу:
-варьирование и преобразование заученного диалога,
- составление диалога по отдельным репликам.
Развернутый процесс составления диалога включает фазы:
1) проектирование диалога: учитель имеет представление о будущем диалоге, он должен стремиться к тому, чтобы учащиеся подавали реплики, предусмотренные проектом;
2) ситуативная экспозиция: действующие лица; условия и обстановка; отношения действующих лиц между собой и друг к другу; черты их характера;
3) готовые фрагменты: определяют содержание и служат опорой его развития: - начало (дано) + окончание (придумать); начало (придумать) + середина (дано) + окончание (придумать);
4) развитие реплик и управление диалогом;
5) фиксированный диалог;
6) разыгрывание диалога;
7) внесение изменений.
Опыт показывает, что планомерное применение приемов, описанных в этом опыте, дает возможность повысить эффективность обучения неподготовленной диалогической речи. При использовании вышеописанных приемов студенты усваивают материал быстрее и легче.
Предпочтительный стиль общения с обучающимися - доброжелательное сотрудничество на почве интереса к учебному предмету.
Чтобы не возникло трудностей или упущений при использовании данного опыта, следует планировать всю серию уроков с целесообразным использованием вышеописанных приемов работы, работа будет идти в системе, целенаправленно.
Виды работы диалогической речи:
1) Обучение диалогической речи с использованием текста образца:
2) Обучение диалогической речи на основе пошагового составления диалога:
3) Обучение диалогической речи посредством создания ситуаций общения:
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методические рекомендации по обучению неподготовленной диалогической речи на уроках английского языка в СПО
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.