Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНеобходимость анализа и решения проблемы формирования профессиональной идентичности будущих педагогов объясняется обновлением мировоззренческих позиций в области образования. Устойчиво закрепившийся в теории и практике личностно ориентированный смысл педагогического образования раскрывается в необходимости осмысления будущим педагогом своей профессиональной сущности; в стремлении к новым идеалам образованности; к обретению себя в профессии, профессиональной индивидуальности, духовности, творческого потенциала.
Профессиональная идентичность представляет собой область самосознания личности, как результата профессионального самоопределения и проявляется в осознании собственной принадлежности к определенному социально-профессиональному сообществу, а так же в осознании и переживании себя как профессионала [2]. Профессиональная идентичность находит своё отражение в профессиональной компетентности. В контексте компетентностного подхода к педагогическому образованию вопрос о «сходстве» педагога со своей профессией, т.е. о профессиональной идентичности становится над вопросом квалификации специалиста.
Логическая конструкция ФГОС СПО по укрупнённой группе специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки выстроена как содержательное условие подготовки компетентного выпускника.
Обучающиеся должны овладеть профессиональными компетенциями, в числе которых: - общепрофессиональная компетенция (ОК) 8: самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
- профессиональная компетенция (ПК) 5.3: систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии на основе изучения профессиональной литературы, осуществлять самоанализ педагогической деятельности [2].
Содержание профессиональных модулей (ПМ) соответствует видам деятельности педагога, предусматривая все этапы теоретической и практической подготовки. ПМ ориентированы на овладение студентами соответствующей группой профессиональных компетенций, а реализация содержания ПМ завершается квалификационным экзаменом при участии работодателя. Содержание учебного материала в рабочей программе ПМ структурируется поэтапно в трёх уровнях овладения знаниями и умениями: ознакомительном, репродуктивном, продуктивном. Ключевым принципом обучения является ориентация на результаты, значимые для трудовой деятельности. Конструкция содержания и структуры образовательной программы требует рассматривать знания, умения и навыки лишь в качестве базовых показателей достижений обучающего в овладении профессией. В контексте формирования профессиональной идентичности предметом анализа степени компетентности обучающегося, или специалиста должны стать способности к применению профессиональных знаний, умений и навыков в любой образовательной ситуации. Данный смысл согласуется с научными положениями психологии о способностях как внутреннем условии развития человека в процессе его деятельности и взаимодействия с внешним миром. Именно способности характеризуют индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием её успешности [1]. В свою очередь успех в значимой для человека деятельности влияет на развитие его личности, формирует его личностное достоинство, уверенность в компетентности. В итоге человек осознаёт себя как профессионала, идентифицирует себя с профессией, в нашем случае - педагога.
Из выше изложенного следует вывод о том, что овладение профессионально - педагогическими компетенциями требует включения будущего педагога в процесс профессионально-педагогического саморазвития, как необходимого условия развития способностей и формирования профессиональной идентичности.
Изучение и анализ современных особенностей содержания педагогического образования по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ )выявляет недостаточную обращённость к условиям профессионально-педагогического саморазвития будущего педагога. Согласно данным опросов, проведённых в образовательных организациях, респонденты указывают на дефицит знаний, необходимых для объективного самоанализа и самооценки степени собственного соответствия педагогической профессии. Анализ учебных планов и программ показывает, что содержанию и условиям подготовки обучающихся к профессионально-педагогическому саморазвитию отводится не более 5-10 % от общего содержания психолого-педагогических дисциплин. Отсутствие содержательной предпосылки профессионального саморазвития в виде учебной дисциплины, направленной на овладение технологией профессионального самовоспитания и саморазвития обусловливает бессистемный, фрагментарный характер становления профессиональной идентичности.
Для того, чтобы показатели профессиональной идентичности были диагностируемы (измеряемы), требуется описание критериев оценки педагогических способностей.
В теории педагогического образования отмечается, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как: гностические; когнитивные, проектировочные; конструктивные; перцептивные (рефлексия, эмпатия); аналитические [4]. Исследователь в области дифференциальной психологии Н. А. Аминов в качестве критерия оценивания развития педагогических способностей называет успешность педагогической деятельности.
Таким образом, становится очевидным, что в качестве показателей сформированности профессиональной идентичности педагога следует рассматривать способности как фактор уверенности, успешности, конкурентоспособности.
Развитие педагогических способностей и формирование профессиональной идентичности выпускников требует адекватных условий реализации ППССЗ в социокультурной среде колледжа. В Волгодонском педагогическом колледже в качестве организационной формы реализации задач профессионального саморазвития обучающихся используется педагогическая студия. Студийная технология реализует рефлексивно – сотворческую модель взаимодействия обучающихся – единомышленников, интегрирует научно – теоретический и практический аспекты становления профессиональной идентичности; обеспечивает процессы самопознания, самовыражения, самоутверждения [3]. На базе студии получил развитие педагогический театр ВЕКТОР (Восхождение Единомышленников, К Творческому Восприятию Ребёнка и детства). Опираясь на теорию театральной педагогики, на положения Аминова Н. А. о драматической импровизации как способе самораскрытия педагогических способностей [1], нам удалось совместно с участниками студии активизировать функции рефлексии, эмпатии, педагогического воображения и прогнозирования. Анализ и проектирование в данном случае осуществляется за периметром ретроспективной самооценки на основе прогноза ожидаемых результатов педагогического взаимодействия с субъектами образовательного процесса в предсказуемой или неожиданной ситуации.
Актуальность развития способностей возрастает с введением в процедуру оценивания подготовки выпускников демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Демонстрационный экзамен - вид аттестационного испытания при государственной итоговой аттестации или промежуточной аттестации, предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности [5].
Демонстрационный экзамен соответствует современным механизмам оценки качества освоения профессиональных компетенций, когда предмет оценивания переносится с содержания на результат.
Участие в демонстрационном экзамене требует от обучающегося достаточной степени самостоятельности, компетентности и профессиональных способностей на каждом этапе технологического цикла: планирование; подготовка; выполнение работ; контроль и исправление ошибок; результат; контроль качества результата. Обучающийся должен быть готов к оценке результатов по 100 бальной шкале, при этом, классификация оценочных средств по объектам контроля и оценки включает: компетенции, репродуктивные умения и знания, способности, практический опыт, продуктивные умения.
Обучающимся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование необходимо готовиться к компетентному применению профессиональных знаний, умений, навыков в соответствии с содержанием и регламентом выполнения заданий по программе демонстрационного экзамена:
- уложиться во времени,
- выполнить технический регламент,
- продемонстрировать компетентность проектирования видов педагогической деятельности и условий образовательного процесса соответственно целевым ориентирам инновационной образовательной программы дошкольного образования,
- продемонстрировать способность к стимулированию ответной реакции детей соответственно ожидаемым образовательным результатам в контуре требований инновационной образовательной программы дошкольного образования: к мотивационным (личностным), универсальным и предметно-образовательным достижениям детей.
По условиям процедуры оценивания компетентности выпускника, демонстрационный экзамен может проводиться на площадке, расположенной в другой организации. Результаты деятельности экзаменуемых оцениваются внешними экспертами при участии работодателей. Из вышеизложенного следует вывод о том, что необходимым условием подготовки обучающихся к демонстрационному экзамену должна стать система тренировок, как фактор развития способности к успешному выполнению профессиональных заданий в любой ситуации. Содержание данных тренировок не следует ограничивать репродуктивным характером деятельности с критерием оценки «сделать правильно». В данной ситуации обучающиеся нуждаются в технологиях саморазвития с целью достижения достаточного уровня способностей к проектированию и реализации образовательных задач, определённых инновационной программой дошкольного образования.
Таким образом, вектор подготовки будущих воспитателей детей дошкольного возраста направлен на проблемное поле системы профессионально-педагогического саморазвития студентов – будущих специалистов системы дошкольного образования.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессионально-педагогическое саморазвитие как фактор становления компетентного специалиста для системы дошкольного образования
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.