Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСегодня важнейшей целью исторического и обществоведческого образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. С помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в этот мир.
В последнее время авторитет и популярность истории как учебной дисциплины резко падают (популярность обществознания пока поддерживается за счет экзаменов ЕГЭ). Молодые люди, окончив школу, быстро приходят к выводу, что большая часть полученных знаний — лишний груз и напрасная трата времени: они не умеют видеть действие тех законов, которые изучили в школе, не всегда умеют применить полученные знания. Это приводит к росту бездуховности, гражданского равнодушия значительной части молодежи.
Это происходит, в том числе из-за большой информационной перегрузки образовательных программ. В средней школе учителю зачастую некогда вести совместный поиск научных истин в форме проблемных уроков-семинаров или хотя бы эвристических бесед, он вынужден нагружать учеников информацией в лекционной форме, а чаще — в форме диктовки основных положений теории. Знания и умения ученика оцениваются в основном по тому, как ученик воспроизводит изложенный материал. Такое восприятие изучения дисциплин учащимися перетекает и в систему профессионального образования.
Наряду с традиционной для российской школы ориентацией на фундаментальный характер образования предполагается перестановка акцента на деятельностный и компетентностный, а также и на те подходы, которые реализуются через основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий). Одним из способов формирования интереса к учению в рамках деятельностного подхода является развитие исследовательских умений школьников. Этот способ актуален и при обучении студентов средних профессиональных учебных заведений.
Учебно-исследовательская работа студентов способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления.
Действительно, студентам будет намного интереснее самим погрузиться в познавательную деятельность, своими глазами увидеть, прочитать настоящий исторический или правовой документ, вникнуть в проблему, критически осмыслить ее, нежели постоянно слушать рассказ преподавателя. В ходе исследования обучающиеся сами могут взглянуть на историческое событие или социальное явление, сложить собственное мнение, и тогда им не придется довольствоваться словами преподавателя, как единственно верными и окончательными.
Вообще исследование можно определить как научный поиск, процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности обучающегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Как известно, существуют различные виды, методы исследовательской деятельности обучающихся. К основным из них можно отнести: работу с источниками, решение познавательных задач, написание рефератов, сообщений, метод проектов, самостоятельные исследования. Все эти виды используются мной в процессе обучения студентов.
Например, в процессе обучения студентов я часто использую такой прием как работа с источниками – историческими или правовыми. Пользу от использования источников на уроках истории и обществознания сложно переоценить, на эту тему написано много методических статей и работ.
Так, при изучении темы «Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. РФ как правопреемница СССР» по дисциплине «История» обучающимся предлагается рассмотреть документы «Из Заявления глав государств Республик Беларусь, РСФСР, Украины от 8 декабря 1991г.», «Из свидетельских показаний М.С. Горбачёва на заседании Верховного Суда РФ 7 июля 1994 г.», «Из выступления Горбачёва на ЦТ 26 декабря1991 г.». После внимательного прочтения студенты отвечают на вопросы:
Таким образом ребята не только узнают из источника что-то новое (дату распада СССР, создания СНГ, об отставке М.С. Горбачева), но и могут сложить свое собственное мнение об этом периоде, как бы погрузиться в ту историческую эпоху.
Конечно, совсем необязательно весь урок строить на работе с источниками и решении познавательных заданий. Эти виды работы лучше использовать как элемент на каком-то отдельном этапе урока.
В работе со студентами мы должны учитывать, что навыки работы с источниками они уже получили в средней школе. Однако я часто сталкиваюсь с неумением обучающихся правильно анализировать те или иные документы. Поэтому можно говорить не столько об использовании навыков исследовательской работы обучающихся, сколько об их развитии. Мне нередко приходится включаться в их работу, что-то подсказывать.
Довольно часто я включаю студентов в работу с источниками и на уроках обществознания. При изучении тем «Государственное право», «Административное право», «Гражданское право», «Трудовое право», «Уголовное право» им для рассмотрения и выполнения заданий предлагаются фрагменты из соответствующих кодексов и других нормативных актов (Конституция РФ, КоАП, ГК РФ, ТК РФ и др.).
Исследовательский компонент несет в себе решение познавательных задач. Еще одним примером здесь служит изучение темы «Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России» на уроке истории. Я предлагаю ребятам рассмотреть специальную мультимедийную карту, самостоятельно записать хронологию и страны, вошедшие в Европейский союз, а также ответить на ряд вопросов. Стоит сказать, что подобные задания для студентов я стараюсь использовать регулярно. Кроме этого, в обучении использую различные документальные и художественные фильмы для организации самостоятельной деятельности студентов.
Разумеется, наиболее полно исследовательские навыки обучающихся проявляются при самостоятельном написании исследовательских работ (реферат, доклад, сообщение) и реализации учебных проектов.
На моих уроках обучающиеся часто выступают с подготовленными докладами. Доклады готовят на разные темы, такие как: «Диссидентское движение в СССР», «Проявление экстремизма в России», «Выдающийся деятель культуры России в 1990-2000-е гг.», «Тоталитаризм в современных государствах» и другие. Часто сопровождают их компьютерными презентациями.
Подготовка таких работ осуществляется студентами и для различных мероприятий. На проводимом ежегодно мероприятии, посвященном Дню Конституции РФ, ребята выступают с докладами «Конституционные акты в дореволюционной России», «Советские конституции», готовят доклады о конституциях зарубежных стран.
Задаются и реферативные работы, не предполагающие устного выступления. Обычно подготовка рефератов предлагается мной при изучении объемных тем, когда не весь материал получается изучить за урок. Для успешной подготовки реферата в кабинете размещены методические рекомендации. Я также стараюсь консультировать студентов, если возникают трудности при написании реферата.
Надо признать, что иногда студенты относятся к выполнению реферата или доклада как к простому копированию информации с какого-либо сайта без критического осмысления информации, которую они представляют. Конечно, в таком случае, нельзя говорить ни о каком исследовании.
Очень важным для опыта исследовательской деятельности обучающихся является участие в научно-практических конференциях. Такие конференции задают совершенно иной уровень для студентов и по-настоящему помогают проверить их исследовательские навыки.
В 2019 году студент группы 2э-37, Тихонов Андрей, принял участие в областной научно-практической конференции «Сегодня студент – завтра специалист» с докладом «Мое село и я отсюда родом». При подготовке, студенту пришлось узнать историю своей малой родины практически по крупицам. В ходе исследования в основном использовались архивные материалы сельской библиотеки и исторические справки Ярковского сельского совета. Кроме этого, были использованы воспоминания жителей села (Балухтиной В.Г., Суртаевой Г.А., Таракановой Л.А. и др.). Применялись такие методы как метод анализа, историко-сравнительный, историко-системный, ретроспективный, метод интервьюирования.
В том же, 2019 году студенты группы 4т-62, Микитась Алексей и Минов Григорий выступили на конференции «События. Люди. Факты» с докладом «Влияние трудовой миграции на рынок труда Новосибирской области». Необходимо было проанализировать множество источников, отражающих миграционные процессы в регионе. Для этого использовались отчеты Росстата, научные статьи, посвященные особенностям миграции и многое другое.
Конечно, эта работа проводилась нами совместно. Студентов нужно было направлять в правильное русло при использовании тех или иных методов исследования, научить делать правильные выводы.
Стоит отметить, что при выступлении студентов обе работы были высоко оценены жюри, ребята заняли первое место в секциях.
Важным является и метод проектов или проектно-исследовательская деятельность. В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских расчётных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Основа метода проекта – его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Общеизвестно, что метод проектов отнимает много времени на подготовку и реализацию, поэтому говорить о реализации большого количества проектов в течение семестра или учебного года не приходится.
Студенты групп, в которых я преподаю, в 2019-2020 учебном году реализовали два учебных проекта, последний из которых являлся очень масштабным.
Суть его состояла в проведении ролевой игры «Выборы лидера студенческого самоуправления». Выборы проводились как один из этапов областного мероприятия «Школа молодого избирателя», в котором участвовали мои студенты. Ребята сформировали избирательные комиссии, которые действовали на основании специально созданного Положения. Свои заявки на участие в качестве кандидата в «лидеры» подавали многие студенты, подготовившие предвыборные программы и выступившие с ними перед обучающимися колледжа. Были созданы настоящие избирательные участки.
В день выборов огромное количество студентов собралось для голосования на избирательном участке. Те, кому нет еще 18 лет, имели возможность впервые проголосовать по-настоящему, так сказать, прошли мастер - класс по выборам. Хочется отметить, что ребята не ставили галочки просто так, они действительно обдуманно подходили к своему выбору.
Таким образом, был реализован так называемый ролевой проект, затронувший такие темы по обществознанию как «Избирательное право», «Правовая культура», «Политическая культура» и многие другие.
Познавательный интерес - ценный и важный компонент учебной мотивации у обучающихся. Она обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных и оригинальных форм обучения, организацию учебного процесса через системы учебных задач и т.д.
Активные методы обучения - необходимое условие для создания интереса у обучающихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими студентов. Именно поэтому необходимо уделять внимание исследовательской деятельности как на уроках, так в неурочное время.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие и использование исследовательских навыков студентов на уроках истории и обществознания
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.